Оснащение методического кабинета. «Методический кабинет как основа эффективной методической работы в дошкольном образовательном учреждении» - презентация Методический уголок в доу оформление по фгос

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Вишенка» с.Красное»

Симферопольского района Республики Крым

Выступление на совещании старших воспитателей

Симферопольского района

ТЕМА: «ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОУ. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА МЕТОДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА»

Докладчик: старший воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Вишенка»

с. Красное»

Дубина Виктория Александровна

08. 11. 2018 г

«Нормативно-правовая база методического кабинета ДОУ»

старший воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Вишенка» с. Красное» Дубина В.А.

Центром всей методической работы ДОУ является методический кабинет. Ему принадлежит ведущая роль в оказании педагогам помощи в организации образовательного процесса, обеспечении их непрерывного саморазвития, обобщении передового педагогического опыта, повышении компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения детей. Методический кабинет - это копилка лучших традиций дошкольного учреждения.

Методический кабинет дошкольного учреждения должен соответствовать таким требованиям как информативность, доступность, эстетичность, содержательность, обеспечение мотивации и активности в развитии.

Реализация информационно - аналитической функции управления дошкольным учреждением обуславливает в методическом кабинете формирование информационного банка данных, где определяются источники, содержание, направленность информации.

Требования к содержанию методического кабинета

1. Оснащение методического кабинета должно быть рациональным и обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;

2. Оформление методического кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям.

3. Основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных материалов, аудио- и видеозаписи, мультимедийные презентации в соответствии с образовательными областями ФГОС ДО, дидактические материалы.

Классификация материалов методического кабинета:

а) нормативно-правовая документация

б) основная методическая документация

в) «Научно-методическое обеспечение воспитательно - образовательного процесса

г) наглядно–иллюстративный материал (демонстрационный и раздаточный)

д) литература педагогическая и детская, периодические издания

е) выставки

Вся документация делится на блоки (папки-сегригаторы):

    Блок: Нормативно-правовая документация (федеральные, региональные, муниципальные нормативно-правовые документы и документы регламентирующие деятельность ДОУ)

    Блок: Основная методическая документация

    Блок: « Научно-методическое обеспечение воспитательно - образовательного процесса

    Блок: «Работа с кадрами»

    Блок: «Контроль и руководство»

    Блок: «Взаимодействие с семьями воспитанников, спонсорами, общественностью»

    Блок: «Преемственность в работе детского сада и школы»

Блок 1 «Нормативно – правовая документация

Федеральные документы

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

Закон РФ от 29 декабря 2010 № 436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 N 99-ФЗ;

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;

Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;

Указ Президента РФ от 07.05.2012№ 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;

Федеральный закон от 24 июля 1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», принятый Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобренный Советом Федерации 9 июля 1998 года;

Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 (ред. от 18.01.2018) «О лицензировании образовательной деятельности»;

Постановление Правительства РФ от 10.07.2013 N 582 (ред. от 07.08.2017) «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации»;

Приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 N 785 (ред. от 27.11.2017) «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет" и формату представления на нем информации» (Зарегистрировано в Минюсте России 04.08.2014 N 33423);

Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 N 30038);

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155;

Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 N 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 12.05.2014 N 32220);

Приказ Минобрнауки России от 13.01.2014 N 8 «Об утверждении примерной формы договора об образовании по образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 27.03.2014 N 31757);

- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 N 26 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13;

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального, общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

Письмо Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2010 №01/9618-0-32 «О рекомендациях об организации семейных воспитательных групп»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 27.09.2012 №08-406 «Об организации семейных дошкольных групп в качестве структурных подразделений ДОУ»;

Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.11.2013 №08-1888 «О направлении рекомендаций».

Региональные документы

Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым»;

- «Рекомендации по разработке основной образовательной программы дошкольного образования» Управления надзора и контроля в сфере образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.

- « Методические рекомендации к составлению рабочей программы воспитателей и специалистов в ДОУ» Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.

- «Методические рекомендации по составлению календарного графика образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.

- «Методические рекомендации к составлению учебного плана непосредственной образовательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» Управления по надзору и контролю за соблюдением законодательства в сфере образования Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым.

- «Методические рекомендации по написанию календарного плана работы педагога в дошкольном образовательном учреждении» Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 16.12.2015 г. № 01-14/3805.

Локальные акты ДОУ регламентирующие деятельность ДОУ

    Положение о педагогическом совете

    Положение о педагогическом часе

    Положение о контроле в ДОУ

    Положение о родительском комитете

    Положение о введении документации в ДОУ

    Положение о годовом плане

    Положение о мониторинговом исследовании

    Положение о работе с семьями воспитанников и др.

    Должностные инструкции работников образовательного учреждения (приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих»).

    Положение об организации и проведении публичного отчета образовательного учреждения.

    Положение об Интернет-сайте ДОУ(Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст.29; приказ Рособрнадзора от 29.05.2014 № 785 «Об утверждении требований к структуре официального сайта ОУ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации»

    Положение о метод.кабинете (общие положения, задачи и направления деятельности методического кабинета, руководство и планирование работы методического кабинета, оснащение методического кабинета)

    Положение о музыкальном зале.

    Положение о физкультурном зале.

    Номенклатура дел старшего воспитателя, воспитателей и специалистов ДОУ

Со всеми этими документами должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Каждый педагог имеет возможность уточнить в этих документах интересующие его вопросы, использовать их в своей работе.

Блок 2 Основная методическая документация строиться на основании номенклатуры дел методического кабинета

Номенклатура дел методического кабинета - это тематизированный список документации всей организации, составленный и заполненный по определенным правилам, содержащий строгое наименование имеющихся материалов, а также сроки их хранения. Все бумаги, формирующиеся на предприятии, необходимо храниться какое-то количество времени. Правильно их систематизировать, распределить по делам поможет составление номенклатуры.

Материалы по аттестации педагогических работников с целью установления первой и высшей квалификационной категории, а так же в целях подтверждения соответствия занимаемой должности, перспективный план аттестации и повышения квалификации на 2018 - 2023 годы, образец заявления и карты результативности. Документы по аттестации педагогических работников: план работы с аттестуемыми педагогами; график посещения занятий аттестуемых педагогов; заявления аттестуемых педагогов; график аттестации педагогов на 5 лет; банк данных аттестуемых педагогов; протоколы заседаний аттестационной комиссии

Годовой план работы ДОУ;

Материалы и протоколы педсоветов; Книга протоколов педагогических советов ДОУ. Протоколы педагогических советов относятся к документации старшего воспитателя детского сада и подписываются секретарем и Председателем. Книга протоколов педсоветов должна быть прошита, прошнурована и пронумерована. Секретарь выбирается общим голосованием на 1 год и утверждается приказом заведующего. Протоколы ведутся по форме, которая прописана в Положении о педагогическом совете.

Паспорт методического кабинета;

План работы старшего воспитателя на год, циклограмма, (циклограммы специалистов);

Журнал протоколов семинаров, семинаров-практикумов материалы семинаров;

Материалы консультаций, открытых занятий, недели «Педагогического мастерства»;

Материалы по мониторингу освоения ООП и развитию интегративных качеств у детей;

Материалы заседаний, документация ПМПК;

Материалы оперативного, тематического и итогового контроля старшего воспитателя за воспитательно-образовательным процессом, аналитические справки, карты контроля;

Материалы по дополнительным образовательным услугам (адаптационной группе кратковременного пребывания – при наличии в ДОУ);

Материалы Консультационного пункта (при наличии в ДОУ);

Материалы по работе с педагогами: сведения о педагогических кадрах, по самообразованию педагогов ДОУ, план и формы работы с молодыми специалистами, наставничество, материалы по передовому педагогическому опыту, представляющий опыт работы лучших педагогов дошкольного учреждения, должен так же присутствовать в кабинете и быть соответствующим образом оформлен.

Журнал, тетрадь посещения занятий (рекомендации и их реализация), схемы наблюдений за деятельностью педагогов, анкеты.

Журнал проверки планов воспитательно-образовательной работы воспитателей и специалистов ДОУ.

Материалы по взаимодействию с родителями: план работы с родителями на учебный год, материалы по охране прав ребенка, план работы с семьями попавшими в трудную жизненную ситуацию, протоколы заседаний родительского комитета, протоколы общих родительских собраний, (протоколы групповых собраний хранятся у воспитателей), консультации, брошюры, буклеты.

Планы проведения методической (тематической) недели;

Приказы заведующей ДОУ;

Инструкции, протоколы проведения инструктажей с педагогами ДОУ по охране жизни и здоровья детей; первичные инструктажи

Материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада со школой, социумом.

Перечни материалов и оборудования всех помещений ДОУ (в бумажном и электронном (диски) варианте)

Книга отзывов о проведенных муниципальных, региональных мероприятиях в ДОУ. В каждой группе детского сада, у специалистов так же имеется тетрадь отзывов и пожеланий.

В методическом кабинете необходимо оформить стенды:

Стенд «Аттетстация» на котором представлены нормативно-правовые документы регламентирующие организацию и проведение аттестации педагогических работников, план работы по аттестации педагогических работников на учебный год

Для размещения необходимой информации для воспитателей, на котором помещается: расписание ООД, график занятости специалистов, кабинета по ИЗО-деятельности и ПДД, библиотеки и др.;

Сведения о консультациях, семинарах, заседания педсовета и принятые там решения, положения к конкурсам профмастерства, мероприятия (курсы, смотры и пр.), график проведения дополнительных образовательных услуг и т.д .

Блок 3 Научно-методическое обеспечение воспитательно - образовательного процесса

Методическая работа с педагогическими кадрами в дошкольной организации выступает как средство научного управления целостным педагогическим процессом, повышения профессиональной квалификации воспитателей и развития их творческой активности. Организатором, координатором методической работы в ДОУ является старший воспитатель.

    Основная образовательная Программа ДОУ согласно ФГОС

    Программа Развития ДОУ

    Учебный план работы ДОУ

    Образовательные и учебные программы, разработанные специалистами МБДОУ

    Рабочие программы педагогов ДОУ

    План методической работы на месяц (в соответствии с годовым планом ДО)

Старший воспитатель разрабатывает месячный план, в котором отражаются основные воспитательно-образовательные мероприятия педагогического коллектива по разделам: «Контроль и руководство», «Работа с кадрами», «Методическая работа», «Физкультурно-оздоровительная работа с детьми», «Мероприятия по охране жизни и безопасности детей», «Утренники и развлечения», «Работа с родителями», «Взаимосвязь со школой», «Хозяйственно-административная работа». В каждом разделе указывается мероприятие, запланированное в этом месяце (консультация, выставка, кукольный театр, день здоровья и т. д.), указывается дата проведения, назначаются ответственные. Всех педагоги знакомят с месячным планом а методической оперативке. План методической работы на месяц утверждается заведующим ДОУ. Это позволяет своевременно и качественно выполнить запланированный объем работы.

    План работы с молодыми специалистами

    Работа творческой группы. Протоколы заседаний творческой группы (если указано в номенклатуре)

Творческая группа состоит из опытных педагогов, которые разрабатывают положения конкурсов, смотров, организуют различные мероприятия, являются образцами передовой мысли. В документации содержится положение о творческой группе, документы разработок, аналитических листов по проверкам, смотрам и конкурсам.

    Конспекты открытых занятий и режимных моментов.

    Перспективные планы, конспекты, разработки в помощь воспитателям по всем разделам программы воспитания и обуче ния дошкольников.

    Передовой педагогический опыт работы по разделам.

    Расписание НОД во всех возрастных группах.

    Расписание дополнительных образовательных услуг.

    Режимы дня (теплый, холодный период)

    Документы об организации летней оздоровительной работы (методические рекомендации, план работы, режим работы, акты и др.)

Методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса

К ним относятся: методические пособия в соответствии с ФГОС ДО, УМК по региональному компоненту; рекомендации, опыт работы, конспекты занятий и другие формы организации детской деятельности в разных возрастных группах. Методические материалы должны отражать специфику дошкольного учреждения определенного вида и типа.

Главным документом в этом разделе является основная образовательная программа ДОУ. Поэтому все материалы этого раздела должны отражать специфику программы и быть разделены на 5 образовательных областей (Х-Э,ПР, РР, С-К, ФР) в соответствии с ФГОС ДО.

Блок 4: «Работа с кадрами»

1. Циклограмма работы специалистов ДОУ.

2. Сведения о педагогических кадрах, учет методической активности.

3. План повышения теоретического уровня и деловой квалификации педагогов

4. Циклограмма участия педагогов в межкурсовой период в методических объединениях района и ДОУ (в годовом плане)

5. План работы «Школа молодого воспитателя» или «Школа наставничества»

Методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать развитие всего воспитательно-образовательного процесса в соответствии с новыми достижениями педагогической и психологической науки. С этой целью организуется «Школа наставничества» или «Школа молодого воспитателя». Документация включает положение о наставничестве; план работы с молодыми педагогами (консультации, беседы, показ открытых мероприятий, развлечений, конкурс поделок, выставок и т. д.); карты взаимопосещений занятий (наставник наблюдает за работой молодого специалиста, молодой специалист наблюдает за работой наставника); анкетирование, тестирование начинающих педагогов; сравнительную шкалу профессиональных умений педагогов.

6. Карты наблюдений за работой педагогов.

7. Диагностика педагогических кадров.

8. Сведения о самообразовании педагогов. (в годовом плане)

9. Портфолио педагогов.

Блок: «Контроль и руководство

Контроль и руководство – это план мероприятий по контролю за качеством образовательного и воспитательного процесса. На каждый учебный месяц выбирается область контроля (воспитательная или образовательная) для заведующего и старшего воспитателя. Это может быть учебный вид деятельности, трудовая деятельность, изобразительная деятельность, закаливание, прогулка и т. д. Рационально одному из руководителей взять на контроль образовательную область, другому – воспитательную. Намечается объект контроля – конкретные возрастные группы или конкретные педагоги. Можно запланировать сравнительный контроль между двумя группами с детьми одного возраста. Контроль проводится методом наблюдения. Все данные записываются в карту контроля, делается анализ, выявляются западающие зоны. С результатами контроля знакомят педагогов, выявляют причины слабой стороны, рекомендуют пути их устранения.

Перечень документации:

1. План-график контроля на год

2. Материалы контроля:

> Тематического

> Оперативного

> Фронтального

> Медико-педагогический

3. Карты контроля

> Результаты контроля (аналитические справки по результатам контроля, докладные, служебные записки)

4. Педагогическая диагностика

Результаты качества образования детей отслеживаются через мониторинги знаний, умений, навыков дошкольников, в соответствие с Положением о проведении педагогической диагностики и на основании приказа заведующего ДОУ. По каждой образовательной области на всех детей группы на начало, и конец учебного года делается анализ усвоения знаний. Выявляются западающие зоны по образовательным областям и их причины, разрабатываются пути устранения.

> Диагностические карты по разделам программы;

> Итоги диагностики воспитанников за отчетный период

Блок 5: «Взаимодействие с семьями воспитанников, спонсорами, общественностью»

1. План работы с семьями воспитанников на год.

2. План работы с социальными партнерами ДОУ, общественностью.

3. Мониторинг семей воспитанников.

4. План работы с неблагополучной семьей (при наличии таковых)

5. Формы взаимодействия ДОУ с семьей (материалы по организации общих родительских собраний, лекций, бесед с родителями, других форм работы.)

Блок 6: «Преемственность в работе детского сада и школы»

    Договор о сотрудничестве между детским садом и школой.

    Положение о взаимодействии со школой.

3. План проведения совместных мероприятий ДОУ и школы. (в годовом плане)

4. Преемственность в работе детского сада и школы (материалы для проведения совместных мероприятий).

5. Достижение целевых ориентиров детьми поступающих в школу

(мониторинг достижений выпускников)

Наглядно–иллюстрационный материал (демонстрационный и раздаточный)

Так как пространство методического кабинета ограничено и в целях соблюдения санитарно – гигиенических требований весь наглядный материал (картины, игрушки, костюмы) можно рассредоточить по кабинетам специалистов. Но необходимо составить картотеку с аннотацией где располагается материал..

Различные виды картотек (подвижные игры по возрастам, артикуляционная и пальчиковая гимнастика и др.), н аглядно-демонстрационный материал (и гры, картины демонстрационные и раздаточные, иллюстрации; игрушки и игровые материалы для творческих игр; приборы, оборудование, природные материалы, муляжи и др.; предметы народного декоративно-прикладного искусства); технические средства обучения (видеотека).

Литература педагогическая и детская, периодические издания

Книжный фонд детского сада можно условно разделить на книги для педагогов (методическая и справочная литература), книги для детей и периодические издания. Имеющийся в методическом кабинете книжный фонд должен строго учитываться. Для этого составляется картотека на всю имеющуюся литературу и алфавитные указатели.

Методическая и справочная (Справочник старшего воспитателя, Методист, Воспитатель ДОУ) распределяется по рубрикам, соответствующим основным разделам программы, а также включает труды по теоретическим вопросам педагогики и психологии, коррекционной работе, различные словари и справочники. Методическую литерутуру, которую используют педагоги ежедневно целесообразнее распределить по возрастным группам (методические шкафы педагогов).

Детская - целесообразно распределить по фамилиям авторов в алфавитном порядке. Также могут быть выделены тематические сборники: сказки, рассказы о животных, о народных промыслах и т.д.

Периодика (газеты, журналы)- желательно группировать по годам выпуска

Обязательно должна быть: Книга (журнал) учёта движения методической литературы.

Выставка

В методическом кабинете ДОУ регулярно организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными являются, например, такие, как «Передовой опыт – школа мастерства», «Новинки литературы», «Календарь знаменательных дат», «Знакомьте детей с природой» (по сезонам), «Готовимся к Педсовету». Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются. Эпизодические выставки – потребность в которых возникает в течение учебного года. Тематика выставок может быть самая разнообразная.

Весь материал в методическом кабинете предназначен для педагогов. Для нас важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать, как педагоги применяют его в работе. Для этого используется журнал выдачи методических пособий (произвольной формы), который ведет старший воспитатель.

Для этой же цели разработана анкета. Анкетирование проводится с воспитателями в конце учебного года. Все их пожелания по организации работы методического кабинета, его содержания учитываются в новом учебном году.

Анкета для педагогов

1. Как часто Вы пользуетесь материалами?

o Часто;

o Редко;

o Не пользуюсь.

2. Удобно ли, на Ваш взгляд, расположена литература (наглядные пособия)?

o Трудно найти сразу;

o Удобно.

1. Материалами каких разделов Вы пользуетесь чаще?

2. Какой материал, на Ваш взгляд, можно добавить к имеющемуся?

Таким образом, методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации, «мозгом дошкольного учреждения», лабораторией творческого труда воспитателей, чтобы каждый приход сюда приносил им новые знания, новые мысли и идеи, обогащал их опыт. Если все эти условия будут выполняться, то методический кабинет в дошкольном учреждении принесет огромную пользу и в деле повышения квалификации сотрудников, и в деле сплочения коллектива при решении конкретных задач, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане ДОУ.

Творческих успехов!

Спасибо за внимание!

Памятка по созданию и совершенствованию работы методического кабинета ДОУ

Задача: оказание действенной помощи воспитателям в организации педагогического процесса, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования.

4 блока:

1. Аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);

2. Повышение педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);

3. Программно-методический (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов.

4. Информационный (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материала, создание видеотеки).

Методический кабинет ДОУ-комплекс

Методических (печатных и рукописных),

Наглядных (натуральных и изобразительных),

Технических (экранных и звуковых, компьютерных) средств обучения в детском саду.

При создании, оснащении и организации методического кабинета рекомендуется опираться на следующие принципы:

Оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;

Оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям;

Основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных материалов, аудио– и видеозаписи, диафильмы и диапозитивы, дидактические материалы.

Таким образом, методический кабинет ДОУ является своеобразным аналогом предметно-развивающей среды детского сада, направленной на повышение качества профессиональной деятельности педагогов методической службы в целом.

Чтобы методический кабинет отвечал современным требованиям и запросам

воспитателей, следует учитывать, что:

1). Важным условием высокой результативности учебно-воспитательного процесса является постоянное и своевременное информирование педагогов о новых разработках в психолого-педагогической науке и практике, о нормативно-правовом и методическом обеспечении системы дошкольного образования. Здесь же может быть сосредоточена информация о своём учреждении, авторских разработках, представлена программа развития ДОО.

2). Методкабинет должен быть доступен каждому воспитателю, иметь удобный график проведения совещаний, семинаров, консультаций и т.д.

3). Все педагоги детского сада должны постоянно работать и над пополнением методического кабинета пособиями, методическими разработками, педагогическими инновациями и так далее. В этом случае они больше всего будут заботиться о сохранности обеспечения методкабинета, лучше будут ориентироваться в его содержании и использовать в образовательной работе с детьми.

4). Всё оформление должно быть выполнено в едином стиле, располагать к беседе, творчеству.

5). Опыт, представленный в кабинете, должен мотивировать педагогов на творчество, совершенствование профмастерства, компетенций.

Современные подходы к организации методического кабинета

Слово «организация» происходит от латинского «сообщаю стройный вид, устраиваю». Организуют материальные средства, то или иное дело, но прежде всего, организуют людей. В дошкольном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс с детьми.

Этап организации включает в себя ряд моментов:

    изучение наличного состояния, в том числе ответы на вопросы: что

было сделано к данному моменту, есть ли традиции в организуемом деле или проблема решается впервые, что в наибольшей мере может повлиять на успех дела и т.д.;

    постановка цели и определение рабочих задач (необходимо ясно

представлять себе то, чего желаешь достичь сразу или по этапам и т.п.), планирование подготовки и проведения дела;

    разработка и отбор содержания, форм и методов предстоящей

деятельности (тут же оценивается объем работы, приемы, способы, средства, которыми будут пользоваться, и т.д.);

    обеспечение условий предстоящей работы;

    постановка задач перед исполнителями и создание общего настроя на

работу, инструктаж исполнителей;

    непосредственная помощь людям в процессе реализации того или

иного дела, который включает оценку и квалификацию итогов, а также поощрение за добросовестность и инициативу.

Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, их творческую направленность, профессиональную зрелость каждого сотрудника.

Организуя работу методического кабинета, мы помнили главное: содержание и оформление его должны соответствовать потребностям педагогов данного дошкольного учреждения. Здесь должны быть сосредоточены информация об учреждении и авторских разработках, годовой план, материалы педсоветов. Методкабинет должен быть доступен каждому воспитателю, иметь удобный, гибкий график работы. Все оформление должно быть выполнено в едином стиле, располагать к беседе и творческой работе.

Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать, прежде всего, как творческую педагогическую мастерскую, где воспитатель может получить практическую помощь в организации работы с детьми. Кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства. Чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо подбирать для кабинета материал, соответствующий самым современным методическим требованиям, и тщательно продумывать его систематизацию.

Материал методического кабинета можно рассортировать на несколько разделов:

    нормативные и инструктивные материалы,

    методические материалы,

    методическая и справочная литература,

    дидактический и наглядный материал,

Библиотека

Важное место в работе кабинета следует отвести правильной организации библиотеки. Весь книжный фонд детского сада можно условно разделить на три части: книги для воспитателя (методическая и справочная литература), книги для детей и книги совместного пользования.

Ядром педагогического кабинета является методическая литература по вопросам воспитания детей дошкольного возраста, так как его главная задача - обеспечение воспитателей надежной и оперативной информацией о новых педагогических и психологических исследованиях. Обязанностью методиста является пополнение этого арсенала педагогической мысли. Важно следить за выходом социальной методической литературы, знакомясь с перспективными планами и каталогами педагогических издательств, и своевременно заказывать необходимую литературу. Размещена методическая литература по разделам: «Физическое развитие», «Нравственное воспитание», «Игра», «Развитие речи», «Все о природе», «Музыкальное развитие» - и т.д.

В методкабинете есть специальный отдел классиков зарубежной, русской и советской педагогики и психологии. Основу его составляют собрания сочинений или избранные произведения Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Я.Корчака, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и других видных ученых.

В разделе «Справочная литература» размещены различные энциклопедии, справочники, журналы. Для совершенствования речевой культуры работников ДОУ в качестве настольных книг имеются словари: «Толковый словарь русского языка» В.Даля, «Словарь русского языка» С.Ожегова, словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение», «Педагогический словарь», «Словарь по этике» и др.

Значительное место отводится в методкабинете периодическим изданиям профессиональной направленности, таким, как «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» (с приложением), «Дошкольное образование», «Детский сад», «Семья и школа», «Няня», «Наш малыш», и др.

Чтобы не заблудиться в потоке периодики, нужно уметь отобрать и использовать все необходимое для работы.

В библиотеку детской художественной литературы входят произведения, рекомендованные программой Т.Н.Дороновой «Из детства – в отрочество».

Кроме того, в этот раздел входят сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, составлены каталоги по темам (о родине, о природе, о технике и т.д.), по разделам, по методикам, по отдельным проблемам. Весь книжный фонд должен учитываться.

Работа в методкабинете поможет воспитателям в дальнейшем самостоятельно отыскивать все необходимое и легко ориентироваться в обилии методических материалов и книг.

Надо так организовать работу в кабинете, чтобы воспитатели могли посидеть там с книгой, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, чтобы каждый приход в методкабинет приносил им новые знания, новые мысли, обогащал опыт. Методический кабинет должен стать лабораторией творческого труда воспитателей, дружеского обмена мнениями и опытом.

Организация работы методического кабинета ДОУ

(из опыта работы МДОУ №2 «Сказка» старший воспитатель Пикус Татьяна Евгеньевна)

Методический кабинет ДОУ - центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического кабинета опирается на следующие принципы:

Оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, оно должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;

Оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям. Эстетический облик зависит от выбора мебели (секционные или стенные шкафы со съемными полками, стол, стулья и пр.), от цвета стен, от рационального размещения учебно-методического материала.

Основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных дидактических раздаточных материалов, аудио- и видеозаписи, диафильмы и диапозитивы, дидактические материалы.

Оснащение кабинета и его размещение должно соответствовать требованиям противопожарной охраны и техники безопасности.

Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);

Блок повышения педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);

Программно-методический блок (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов);

Информационный блок (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материалов, создание видеотеки).

На базе методического кабинета проводятся как постоянные, так и эпизодические экспозиции и выставки

Постоянными являются такие, как “Передовой опыт– школа мастерства”, “Новинки педагогической литературы”, “Знакомим детей с природой”, “Аттестация педагогов”, “Материалы к смотрам– конкурсам”, “Знаменательные даты нашей страны” «Советы воспитателю», «Это интересно, прочти», «Узелки на память»; проблемные странички: «Твое мнение», «Читай, думай, спорь», «Очень Короткие Новости» (ОКНО), «С улыбкой и всерьез», «Учимся вместе», «Советы мастеров» - и др. . «Размышляем, вникаем, спорим», «Задание на дом», «Объявляется конкурс», «Спешите участвовать», «Спор-площадка приглашает», «Переменка», «Проверьте себя сами», «Методическая копилка», «Ситуация», «Информация», «Суперновинка!» - и т.д.

1. Праздники и знаменательные даты: перечень тематической литературы (стихотворения, песни, сценарии и пр. для различных возрастных групп), методики (занятия, беседы и т.д.), программы вечеров, рекомендации для оформления помещений и для сотрудничества с родителями.

2. Этапы реализации учебной программы: перечень рекомендуемой литературы по темам, средства и материалы для успешного ее осуществления.

3. Новинки методической, педагогической и другой литературы, периодика: направления и рекомендации для использования в работе, материал для самообразования.

4. Передовой педагогический опыт:

Воспитателей ДОУ:

Фотография воспитателя, представляющего опыт работы;
- основные данные его биографии;
- основное содержание опыта, новые методы и приемы работы, пути их внедрения;
- доклад, представленный на педсовете,
- из опыта работы; выступления на МО;
- детские работы;
- конспекты занятий, выписки из календарного плана работы;
- перспективные планы и программы по данному опыту работы с детьми;
- высказывания детей;
- вопросы к беседам;
- фотографии деятельности детей;
- сценарии праздничных утренников и развлечений;
- видеозапись творческого отчета, проведения открытых мероприятий воспитателя, их результаты и выводы;
- рекомендации по использованию опыта другими воспитателями.

ППО работы воспитателей других дошкольных учреждений, а также опыт, с которым знакомят на страницах периодики

- обязательная аннотация и рекомендации по его использованию. ---анализ опыта и отметка, что в нем интересного, нового, что можно взять для работы воспитателям разных групп, как примерно распределить свою работу, чтобы внедрить его в практику.

В методическом кабинете оформлен стенд для размещения необходимой информации для воспитателей, на котором помещается: расписание занятий, график использования зала, сведения о консультациях, семинарах, заседания педсовета и принятые там решения, проводимые органами управления образованием, мероприятия (курсы, смотры и пр.).

При систематизации учебных средств, методических рекомендаций и т.п. в методическом кабинете учитывается их функции в организации учебно-воспитательного процесса.

Для всех возрастных групп предоставлены:

- образец режима дня в детском саду и дома;

- комплексы упражнений для утренней гимнастики;

Материалы для обучения правилам уличного движения (атрибутика, учебные игры, картины, диафильмы, и пр.);

Комплекты различных материалов, из которых изготовлены предметы повседневного обихода (дерево, металл, пластмасса, ткани, мрамор, стекло и т.д.);

Различные предметы прикладного искусства, статуэтки, картины, иллюстрации к книгам и пр.;

Различные средства для ознакомления детей с цветом и различными формами.

Изобразительная деятельность (ознакомление с различными материалами, обучение простым приемам труда, ручной труд);

Учебная работа.

Перечень средств труда для различных возрастных групп;

Рисунки инструментов труда;

Образцы предметов, изготовленные детьми и воспитателями;

Репродукции произведений искусства (картины, комплекты открыток и пр.);

Настольные и словесные игры,

Схемы-конспекты занятий;

Программная детская литература.

Аудиозаписи с программными пьесами;

Наглядные пособия и игрушки для обучения песням и танцам;

- музыкальные обучающие игры;

Детские музыкальные инструменты;

Музыкальные инструменты.

Программы для проведения тематических утренников, праздников, развлекательных вечеров;

Персонажи и атрибутика для кукольного театра;

Материалы на тему “В помощь воспитателю в работе с семьей”;

Перспективный и годовой планы сотрудничества со школой;

Книжный фонд методического кабинета систематизирован:

1. Книги для воспитателей:

Документы по дошкольному воспитанию:

(нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми:Семейный кодекс РФ;Трудовой кодекс;

Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;

Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”;

Приказ Минобрнауки России от 15.06.2005 № 178 “Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года”;

Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;

Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек”;

Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”;

Инструктивно-методическое письмо Минобразования России от 24.03.1995 № 42/19-15 “О программно-методическом обеспечении дошкольного образования– в контексте педагогики развития”;

Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООн 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);

Концепция дошкольного воспитания;

Документы по подготовке детей к школе и преемственности в работе со школой и др.

Программа по дошкольному воспитанию, приказы и инструкция, нормативы, циркуляры и т.д.;

- периодика: газеты, журналы, систематизация содержащихся в них статей на тему дошкольного воспитания;

Справочники: словари, энциклопедии и т.д.;

- учебно-методическая литература.

2. Детская литература:

Программная литература по возрастным группам;

Детские журналы.

Для систематизации книжного фонда заведена тематическая картотека

Картотека обеспечивает:

Возможность быстро и легко найти необходимую информацию;

Возможность систематического пополнения библиотеки.

Пополнение и обновление средств планируется в соответствии с основными задачами учебного года, исходя из существующей учебно-материальной базы. Весь материал в методическом кабинете предназначен для педагогов. Для нас важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать, как педагоги применяют его в работе. Для этого используется журнал выдачи методических пособий (произвольной формы), который ведет старший воспитатель. Для этой же цели разработана анкета. Анкетирование проводится с воспитателями в конце учебного года. Все их пожелания по организации работы методического кабинета, его содержания учитываются в новом учебном году.

Работа методиста заключается в том, чтобы из массы имеющегося книжного фонда выбрать для каждого педагога ту литературу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к педсовету, к занятию, к родительскому собранию, по самообразованию или обобщению опыта. Для этого методистом составляются соответствующие аннотации на статьи в журналах, книги, разрабатываются необходимые рекомендации, памятки по работе с литературой.

можно привлечь воспитателей, чтобы они помогли обработать имеющийся материал, разобраться в журналах и книгах, выбрать то, что нужно для работы, составить картотеку с аннотациями и т.д. Работа в методкабинете поможет им в дальнейшем самостоятельно отыскивать все необходимое и легко ориентироваться в обилии методических материалов и книг.

работа в кабинете так организована что воспитатели могут посидеть там с книгой, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, чтобы каждый приход в методкабинет приносил им новые знания, новые мысли, обогащал опыт.

Методический кабинет должен стать лабораторией творческого труда воспитателей, дружеского обмена мнениями и опытом. В дошкольном учреждении составлен график работы методического кабинета, в котором определено время выдачи литературы и пособий. Надо приучить воспитателей заранее, накануне, готовиться к предстоящему рабочему дню. Совершенно недопустимо, когда воспитатель приходит за нужной картиной или раздаточным материалом перед занятием. Как правило, это показатель того, что воспитатель не продумал предстоящую работу.

Методический кабинет-копилка традиций дошкольного учреждения. Все его содержание должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д.


Игровая и исследовательская деятельность - ведущие виды детской активности. Через изучение внешнего вида и свойств предметов формируются представления о физической стороне окружающей действительности. В играх закладываются социальные компетенции и развиваются навыки коммуникации. В предметной и игровой деятельности проявляются творческие способности. Для формирования разностороннеразвитой личности нужно создать вокруг ребёнка насыщенную и предметно-пространственную среду.

Цели создания и работы уголков в детском саду: роль и значение уголков, основные задачи для всех возрастных групп

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) определяет целевым ориентиром каждой развивающей области (познавательной, физической, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической) поощрение инициативности детской деятельности (умственной или практической), стимулирование самостоятельности в выборе методов деятельности и их реализации. Дети активно познают мира, стремительно накапливают чувственные образы. Исследование предметов и связей между ними в ближайшем окружении происходит при помощи восприятия различными органами чувств (зрения, слуха, вкусовых и тактильных ощущений).

Различными способами дети изучают предметы в ближайшем окружении, исследуя их качества и свойства

С первых лет жизни ребёнок спонтанно исследует вещественные объекты: проверяет на вкус, ломкость, мягкость, температуру, звучность. В период дошкольного обучения проведение занятий в игровой форме даёт возможность изучения различных инструментов и предметов, взаимоотношений между ними. Для эффективного умственного, физического и нравственного развития ребёнок должен находиться в комфортных условиях. Организация предметно-пространственной среды педагогом начинается с оформления приёмной и помещения группы таким образом, чтобы воспитанникам было уютно, ведь здесь они проводят много времени, недаром говорят, что детский сад - это второй дом малышей.

В детском саду ребёнку должно быть уютно и спокойно, как дома

Создание уголков различной направленности в детском саду реализует принцип воспитания всесторонне развитой личности. Здесь дети приобретают первоначальные представления о физических свойствах предметов, знакомятся с искусством и создают поделки, играют на музыкальных инструментах и поют, занимаются речевыми упражнениями, рассматривают книги и слушают чтение воспитателем, постигают значение нравственных ценностей. Благодаря разнообразию тематических уголков выполняется принцип частой смены деятельности: дошкольники быстро утомляются, теряют интерес к одному предмету и легко переключаются на другой. Индивидуально-личностный подход в обучении осуществляется в предоставлении выбора детьми, в каком центре активности они будут заниматься в конкретный момент (возможность самостоятельной деятельности в продуктивном творчестве, игре и т. д.). Таким образом, цель организации уголков в детском саду - создание условий для успешного развития способностей воспитанников.

Организация детской деятельности в уголках реализует принцип всестороннего развития детей с учётом личностного подхода

Задачи тематических уголков в детском саду

1. Образовательные задачи:

  • формирование и расширение представлений об объектах окружающего мира (уголки познавательной направленности, центры природы, игровой и спортивной деятельности);
  • ознакомление с искусством и его видами (уголок искусства, театральный и музыкальный центры);
  • формирование первоначальных научных представлений - математических, физических, химических (уголок опытно-экспериментальной деятельности, математический центр);
  • подготовка к обучению чтению и письму (книжный, речевой, логопедический уголки, центр письменности);
  • знакомство с общественным устройством, социальными взаимоотношениями (уголки для сюжетно-ролевых игр, уголок ряжения с костюмами профессий).

Воспитанники изучают строение Вселенной, небесные тела и их свойства

2. Развивающие задачи:

  • развитие и совершенствование мелкой моторики (игровой уголок, центр экспериментирования, творческие мастерские, центры воды и песка);
  • совершенствование координации движений (физкультурный и трудовой уголки, творческие центры);
  • формирование и закрепление способности предметных действий - операций с различными объектами, инструментами и приборами (зелёный уголок, опытная лаборатория, зоны игры и продуктивного творчества, музыкальный островок);
  • развитие мыслительных способностей: прогнозирования, планирования, выдвижения гипотез, анализирования, обобщения, систематизирования (уголки исследовательской и творческой направленности);
  • развитие навыков устной речи (в центре любой активности, где действия детей сопровождаются комментированием, озвучиванием, особенно активно - в книжном, речевом, логопедическом, театрализованных уголках);
  • развитие психических способностей: долгосрочной памяти, различных видов восприятия (осуществляется в уголке любой направленности);
  • развитие физических качеств: ловкости, выносливости (физкультурной уголок, центр подвижных игр);
  • формирование и развитие навыка самообслуживания (уголок трудовой деятельности и дежурства, игровые и творческие зоны, центр живой природы).

В центрах детской активности развиваются мыслительные, психические и творческие способности воспитанников, совершенствуются практические умения

3. Воспитательные задачи:

  • создание положительной эмоциональной атмосферы в группе и сплочённости детского коллектива;
  • воспитание нравственных качеств (семейный уголок, центр дружбы, уголок добра, православный уголок);
  • воспитание любви к родине (национальный уголок, уголок родного языка, уголок города/села);
  • воспитание ответственности, в т. ч. социальной (уголок безопасности, правил дорожного движения);
  • воспитание аккуратности, обучение правилам поведения (уголок этикета, трудовой уголок, центр домоводства);
  • формирование эстетического вкуса и чувства гармонии (уголки художественно-эстетической направленности).

Деятельность в уголках способствует формированию нравственных ценностей у дошкольников

Оформление уголков осуществляется с учётом возрастных особенностей воспитанников. В занятиях с детьми 1,5–3 лет особое внимание уделяется развитию мелкой моторики и координации движений, поэтому будут актуальны центры песка и воды, исследовательские, игровые и физкультурные уголки. К старшему дошкольному возрасту дети приобретают способность к сюжетно-ролевым играм, участвуют в эвристических беседах, проявляют творческие способности - предметно-пространственная среда обогащается игровыми наборами и костюмами для раскрытия социальных компетенций («Поликлиника», «В магазине», «Газетный киоск», «На дороге» и др.), атрибутами для театрализованных игр и инсценировок.

Материальная база уголков пополняется в соответствии с интересами и возрастом детей

К возрасту 5 лет дети начинают понимать различия между девочками и мальчиками, их игры приобретают разную направленность: девочки играют в куклы, «Дочки-матери», «Салон красоты», мальчикам нравится заниматься с машинками, солдатиками, изображать супергероев и т. д. Поэтому для воспитанников старшей и подготовительной группы игровая зона может работать в виде двух уголков - для девочек и для мальчиков.

Для старших дошкольников уголки могут быть разделены по интересам мальчиков и девочек

В подготовительной группе воспитанники работают над созданием проектов: проводят много времени в исследовательском, экспериментальном, творческом уголках. Зоны самостоятельной активности пополняются картотеками заданий, наглядными алгоритмами выполнения практических исследований. Уголок знаний может быть оформлен и оснащён в соответствии с темой группового проекта (космический, экологический, технический).

Дети 6–7 лет активно формируют представление о составе чисел, упражняются в простых вычислениях

Требования к оформлению уголка по ФГОС

Для уголков предъявляются требования в соответствии с их тематикой, однако выделяются общие положения для всех центров детской активности в детском саду:

  • удовлетворение интересов детей;
  • наполнение материальной базы с учётом возрастных особенностей воспитанников;
  • эстетичность, привлекательность и уютность - для создания хорошего настроения;
  • удобство и доступность материалов уголка каждому ребёнку;
  • оптимальное расположение в помещении группы (относительно источника света, остальных тематических уголков);
  • учёт регионального компонента при оформлении уголка (для знакомства и изучения национального быта, искусства, промыслов и ремёсел, языка, литературы).

Уголки должны быть привлекательны и доступны детям и иметь оптимальное расположение относительно друг друга и источника света

Паспорт уголка в детском саду

Для каждого уголка заполняется паспорт группы, он хранится в защитном кармане непосредственно в центре активности или в папке документов у воспитателя.

В паспорте описываются приводятся данные и следующие характеристики уголка:

  • название уголка;
  • номер группы, возраст детей;
  • цели и задачи работы уголка;
  • предметы мебели, их количество;
  • материалы и инструменты, их количество;
  • наглядные материалы (настенные плакаты, карты, схемы);
  • картотека игр, упражнений, экспериментов (возможных в условиях уголка).

В паспорте уголка содержатся сведения о материальном оснащении и примеры занятий

Уголки в детском саду: направленность, наполнение, функционирование

Направленность Название уголка Оснащение, материальная база Функционирование
Познавательно-исследовательская Уголок познавательно-исследовательской/опытно-экспериментальной деятельности Природные материалы; образцы тканей, металлов, древесины, пластмасс; вещества; стеклянные и пластиковые сосуды и ёмкости; медицинские материалы; приборы и инструменты для практических исследований; защитные халаты, шапочки, перчатки; картотека опытов и экспериментов; настенные схемы; бланки для фиксирования результатов исследований. Проведение исследований свойств различных объектов в самостоятельном или совместном с педагогом экспериментировании.
Уголок сенсорики Большие пластиковые ёмкости с водой и песком (при возможности, в т. ч. и с кинетическим); игровые наборы для действий с этими материалами; природные материалы и другие предметы для экспериментирования с водой и песком (пластиковые кубики, деревянные шарики, скорлупа орехов и т. д.). Игры-эксперименты детей младшего дошкольного возраста.
Уголок «Космос» Функциональные модели (луноход, космическая ракета); макеты («Солнечная система», «Чёрная дыра», «Млечный путь»); иллюстрированные энциклопедии; фотоколлажи и плакаты на тему «Космос»; материалы для проведения опытов и моделирования. Проведение опытов-моделирований (частичное и полное солнечное затмение, вращение планет вокруг Солнца и своей оси, спутники планет).
Уголок будущего Функциональные модели (роботы, автоматизированная техника); фотоматериалы последних научных разработок; материалы для моделирования и конструирования. Знакомство с робототехникой, мастер-классы.
Игровая Уголки сюжетно-ролевых игр: «Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Почта», «Салон красоты», «Железная дорога», «Кухня», «Дочки-матери», «Космос», «Гараж» Наборы предметов и костюмов для игры; список вариантов проведения игры. Самостоятельная игровая деятельность детей 4–7 лет.
Игровой уголок для девочек/для мальчиков Игрушки, костюмы для сюжетно-ролевых игр с учётом интересов девочек и мальчиков.
Уголок игровой деятельности Куклы; игрушки из различных материалов (плюшевые, пластиковые, деревянные); настольные игры; наборы для конструирования; картотека дидактических игр. Для детей 1,5–3 лет: предметные действия с игрушками, совместные с педагогом дидактические игры.
Для детей 4–5 лет: сюжетно-ролевые и настольные игры по предложенным воспитателем правилам.
Для детей 6–7 лет: самостоятельные игры.
Речевой Уголок чтения, книжный/библиотечный уголок, уголок сказок Подборка книг и журналов в соответствии с возрастом детей и их интересами; оформление уголка иллюстрациями; игрушки-персонажи книг (герои сказок, Чебурашка, Мойдодыр, Карлсон и др.). Прослушивание художественных текстов, проведение познавательных бесед на основе прочитанных книг, самостоятельное изучение печатных изданий, разучивание стихотворений.
Логопедический уголок Картинки для проведения артикуляционной гимнастики; настольные игры для автоматизации звуков; карточки с предметными изображения по различным лексическим темам; картотека дидактических игр. Совместные с педагогом занятия по совершенствованию чистоты произнесения звуков, развитию фонематического слуха.
Двигательная Физкультурный/спортивный уголок Спортивный инвентарь (мячи, обручи, скакалки, кегли и т. д.); иллюстративные материалы по летним и зимним видам спорта, командным и индивидуальным, олимпийским; картотека тематических физкультминуток; список подвижные игр. Организация педагогом мини-состязаний на сноровку; проведение пальчиковой гимнастики, зарядки, танцевальных пауз; самостоятельные подвижные игры и упражнения.
Художественная, творческая Художественно-эстетический уголок Репродукции картин, уменьшенные копии архитектурных и скульптурных объектов; инструменты и материалы для практической деятельности: белая бумага и картон, набор цветной и гофрированной бумаги, пластилин, краски (акварель, гуашь), карандаши, кисти, ножницы, клей, фурнитура и природный материал для украшения поделок; сборник заданий для продуктивного творчества, варианты поделок; технокарты по лепке и оригами. Изучение наглядного материала и проведение эвристических бесед; создание поделок в различных техниках: рисунок, лепка, аппликация, пластилинография, оригами.
Уголок «Народные промыслы» Игрушки, посуда и предметы интерьера в народном стиле (гжель, хохлома, жостово, дымковская и каргопольская игрушка, скопинская керамика и др.); иллюстрированные книги по народному декоративно-прикладному искусству; материалы для детского продуктивного творчества; алгоритм лепки народных игрушек, схемы создания узоров. Изучение выставок предметов народных промыслов, создание поделок в народном стиле.
Театральный уголок, уголок ряжения Декорации для инсценировок сказок; наборы кукольного и пальчикового театров; маски и костюмы персонажей для детей, парики; аквагрим; картотека игр-инсценировок. Разыгрывание диалогов сказочных персонажей, подготовка спектакля для досугового мероприятия.
Музыкальный уголок Проигрыватель и коллекция аудиозаписей (детские, праздничные песни, записи звуков и голосов природы с инструментальным сопровождением); портреты композиторов; инструменты: погремушки, трещотки, ксилофон, ложки, колокольчики, дудочки, свистульки, барабан, балалайка, бубен; картотека музыкальных/танцевальных игр. Совместная с педагогом и самостоятельная творческая деятельность (игры в оркестр, концерт); прослушивание аудиозаписей и обсуждения испытанных эмоций.
Нравственное воспитание Уголок добрых дел Стенгазеты и плакаты о помощи ближнему, добром отношении к животным; книги по этой теме; лэпбуки и фотоальбомы с примерами хороших поступков воспитанников. Проведение бесед с обсуждением личного опыта воспитанников, прочитанных рассказов, совместное оформление стенгазет.
Православный уголок, Пасхальный уголок, уголок Рождества Наглядный православный календарь; иллюстрированное издание Библии для детей; фигурки и картинки с изображением ангелов, церквей; декоративные пасхальные яйца; макеты «Рождественский вертеп», «Дары волхвов», «Вход Господень в Иерусалим». Чтение и обсуждение библейских историй в переложении для детей; подготовка к проведению праздничных досугов в группе (Рождество, Пасха, Медовый спас, Троица, Покров).
Уголок «Семья» Иллюстрации на семейную тематику; примеры оформления родового древа; подборка печатных изданий; игровые наборы и фигурки. Беседы, направленные на формирование семейных ценностей; исследовательская и творческая деятельность по составлению истории рода.
Патриотическое воспитание Уголок родного города Фотографический материал достопримечательностей и интересных мест в городе; герб и гимн города; макет центральной улицы; детский рисунки на тему «Мой двор», «Моя улица», «Праздник в нашем городе». Обсуждение важных событий в жизни города, подготовка к участию в праздновании Дня города.
Национальный уголок Выставка кукол в национальных костюмах, предметы утвари и промыслов; книги на национальном языке. Прослушивание и обсуждение национальных сказок, разучивание стихотворений и песен на родном языке.
Трудовое воспитание Уголок труда, уголок домоводства, уголок дежурных, уголок умывальника Плакаты-алгоритмы выполнения порядка действий при самообслуживании и выполнении поручений; мотивационные картинки и важности труда; фартуки, косынки, нарукавники, перчатки (для уборки, дежурства в столовой и уголке природы). Беседы с педагогом о важности труда, правилах гигиены; подготовка к коллективному участию в генеральной уборке, посадке деревьев и цветов на территории ДОУ.
Развитие социальных компетенций Уголок профессий, уголок медика, уголок железнодорожника Книги о профессиях; фотографии людей за работой (возможности, родителей воспитанников); игровые тематические наборы «Доктор», «Полицейский», «Пожарный», «Строитель», «Повар» и др.; картотека дидактических игр на тему «Профессии». Эвристические беседы, выступление детей на тему «Кем работают мои родители».
Уголок транспорта, уголок ПДД Книги о правилах поведения на дороге (в т. ч. железной дороги); плакаты по ПДД; макет проезжей части; настольные и дидактические игры. Обсуждение и повторение правил безопасности на проезжей части, просмотр обучающих мультфильмов, участие в играх, моделирующих дорожные поток и действия пешеходов.
Создание положительной мотивации Уголок забытых вещей, уголок потеряшки Забавно оформленные контейнеры с потерянными вещами (игрушки, варежки, носки и т. д.). Сюда ребята приносят обнаруженные бесхозные вещи и заглядывают, если сами что-нибудь потеряли.
Уголок именинника Празднично украшенные поздравительный стенд с окошком для фотографии именинника. Поздравление именинника, исполнение песенок («Пусть бегут неуклюже», «С Днём рождения тебя»), проведение игры («Каравай-каравай», например), вручение подарка, пожелания.
Уголок питания Стенгазета о работе столовой в ДОУ; фотографии поваров детского сада; меню на неделю. Проведение бесед о здоровом питании и режиме питания, правилах приёма пищи.
Уголок воспитателя Фотографии воспитателя за работой, с воспитанниками; грамоты за педагогические достижения. Обсуждение важности работы воспитателей, педагогов дополнительного образования, учителей.
Уголок достижений Стенд с дипломами и грамотами воспитанников, фотоматериалы с презентаций проектов, творческих и спортивных соревнованиях. Поздравление призёров конкурсов.
Уголки дополнительного образования Уголок первоклассника Рабочее место (парта и стульчики); школьные принадлежности: портфель, пенал с руками, карандашами, линейкой и др., готовальня, тетради, учебники для первого класса; распечатки с заданиями на определение звукового состава слова, написание печатных букв, сложение и вычитание в пределах 10; иллюстрации на тему «День знаний», «Первый класс», набор для игры в школу. Самостоятельная исследовательская деятельность, проведение упражнений по подготовке к обучению грамоте, проведение беседы о школе: первом учителе, уроках и каникулах, распорядке школьного дня, школьной форме.
Уголок английского языка Плакаты с буквами английского алфавита, иллюстрированными словами; проигрыватель и подборка аудиозаписей (песни, стихотворения, фоноупражнения на английском языке); картотека игр. Совместная с воспитателем деятельность по изучению букв, слов и построению диалогов на английском языке, разучивание песенок и стихотворений.
Шахматный уголок Коллекция шахматных наборов в различных стилях (деревянные, магнитные, картонные и др.); карточки с правилами передвижения фигур и их названиями; картотека шахматных задач для детей. Обучение первоначальным навыкам игры в шахматы; решение задач и самостоятельные игры ребят, которые имеют играть в шахматы (посещают кружок).
Коммуникация Уголок вежливости, уголок этикета, «Здравствуйте, я пришёл!» (уголок приветствия) Игровые наборы для разыгрывания диалогов, плакаты-напоминания вежливых слов, картотека дидактических игр. Обучение правилам вежливого общения и этикета в игровой форме.

Оформление уголка своими руками

Уголок детской активности должен быть уютным, находиться в нём приятно воспитанникам. Вызывает положительные эмоции красочное оформление, использование знакомых детям сюжетов и персонажей, дополнение стеллажей наклейками и рисунками.

Элементы самостоятельного оформления педагогом детских уголков с привлечением (по желанию) родителей и самих воспитанников:

  • рисование тематических стенгазет и плакатов;
  • создание простых украшений: фигурки-оригами, кусудамы, бумажные цветы, снежинки, бабочки и фонарики;
  • создание уголка в стилистике литературного произведения или мультфильма;
  • оформление природными материалами: букеты из сухоцветов, корзинки и коробки из веточек, фигурки из желудей;
  • выполнение макетов: «Наша улица», «Железная дорога», «Вулкан», «Солнечная система», «Строение острова», «Джунгли», «Рождество» и др.;
  • подготовка мини-выстовок из работ воспитанников;
  • изготовление кукол для пальчикового и теневого театра, масок;
  • рисование декораций для игровой и театрализованных видов деятельности;
  • разработка заданий для дидактических игр: вырезание карточек и фишек, разлиновка бланков и т. п.

Вариант оформления уголков при помощи созданных своими руками изображения знакомых детям персонажей - сказочных гномов

Оборудование уголка в детском саду

  • Столы и стулья в качестве рабочей зоны;

    В исследовательском, игровом и творческом уголках должно быть место для практической деятельности: продуктивного творчества, экспериментирования, дидактических игр

  • шкафы и стеллажи для хранения книг и материалов для занятий;

    Материалы в шкафах и на стеллажах доступны воспитанникам

  • контейнеры, корзины и ящики для игрушек, спортивного инвентаря, инструментов для творчества, природного и бросового материала, фурнитуры;

    Инвентарь хранится в пластиковых контейнерах, дети убирают предметы по завершении игр или занятий

  • папки для сборников игр, опытов, упражнений, сценариев;

    В уголках находятся папки с паспортом центра активности, сценариями игр и постановок, описаниями опытов и экспериментов

  • навесные полки для поделок воспитанников и выставок;
  • мягкие игровые модули;

    Мягкие игровые модули могут быть использованы в различных играх, они развивают воображение и конструкторские навыки

  • наборы мебели для уголков отдыха и уединения: шезлонги, матрасы, палатки, шатры.

    В уголке уединения ребёнок отдыхает и набирается сил, отгородиться на время от окружающих он может под зонтиком с лентами, например

Основные средства оформления уголка

  • Информационный стенд: здесь размещаются темы ближайших занятий в центре активности, объявления, фотографии;

    На информационном стенде размечаются правила поведения в уголке, темы будущих занятий, фотографии воспитанников

  • вывески и эмблемы: это названия уголков, обозначения игровых условий, образцы специальной символики (олимпийской, научной);

    Эстетически правильно, когда эмблемы уголков в помещении группы выдержаны в едином стиле

  • надписи и ориентиры: помощь в самостоятельном поиске необходимых материалов, порядке выполнения действий;

    Ящики с материалами для экспериментирования младшими дошкольниками обозначаются при помощи картинок-символов

  • стенгазеты и статьи: демонстрация актуальности деятельности в указанном направлении, придание значения детским занятиям;

Разделы: Работа с дошкольниками

Центром всей педагогической работы детского сада является методический кабинет-копилка традиций дошкольного учреждения. Все его содержание должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д.

  • Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности
  • (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);
  • Блок повышения педагогического мастерства
  • (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);
  • Программно-методический блок
  • (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов);
  • Информационный блок
  • (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материалов, создание видеотеки).

Пособия методического кабинета ДОУ представляют собой комплекс:

  1. Методических (печатных и рукописных).
  2. Наглядных (натуральных и изобразительных).
  3. Технических (экранных и звуковых, компьютерных) средств обучения в детском саду.

Исходя из этого методический кабинет призван обеспечить:

  • Построение образовательного процесса на основе приоритета общечеловеческих ценностей; жизни и здоровья человека, свободного развития личности; воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • Адаптация ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников;
  • Эффективное и оперативное информирование педагогов о новых методиках, технологиях, организации и диагностике образовательного процесса;
  • Взаимодействие со структурами методической службы, родителями (законными представителями) воспитанников, социокультурными и образовательными учреждениями района, города.

Тематические разделы материалов методического кабинета ДОУ:

– нормативные документы;
– портфолио педагога;
– методическая и справочная литература;
– методические материалы и рекомендации;
– выставки;
– документация по содержанию работы ДОУ;
– детская художественная литература;
– фотоматериал;
– видеоматериал;
– познавательные видеокассеты;
– наглядный материал.

Рассмотрим некоторые из них.

В методическом кабинете имеются дубликаты отдельных нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми:

  • Семейный кодекс РФ;
  • Трудовой кодекс;
  • Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
  • Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”;
  • Приказ Минобрнауки России от 15.06.2005 № 178 “Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года”;
  • Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;
  • Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек”;
  • Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”;
  • Инструктивно-методическое письмо Минобразования России от 24.03.1995 № 42/19-15 “О программно-методическом обеспечении дошкольного образования– в контексте педагогики развития”;
  • Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООн 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
  • Концепция дошкольного воспитания;
  • Документы по подготовке детей к школе и преемственности в работе со школой и др.

Со всеми этими документами должны быть ознакомлены все сотрудники дошкольного учреждения. Каждый воспитатель имеет возможность уточнить в этих документах интересующие его вопросы, использовать их в своей работе.

Широко представлена методическая и справочная литература. Центральное место занимают книги и статьи о профессии воспитателя “Педагог: профессия и личность”. Большое место занимает периодическая печать.

Специальная методическая литература распределена по разделам комплексной программы и парциальных программ, выбранных для обеспечения целостного воспитательно-образовательного процесса:

  • Игровая деятельность;
  • Физкультурно-оздоровительная работа;
  • Воспитание культурно– гигиенических навыков;
  • Сенсорное воспитание;
  • Ребенок и окружающий мир;
  • Развитие речи;
  • Формирование элементарных математических представлений;
  • Нравственное воспитание;
  • Трудовое воспитание;
  • Художественная литература;
  • Художественно-эстетическое воспитание;
  • Знакомство с искусством;
  • Эстетическая развивающая среда;
  • Изобразительная деятельность;
  • Конструирование;
  • Ручной труд;
  • Музыкальное воспитание;
  • Культурно-досуговая деятельность;
  • Дети раннего возраста;
  • Материалы по подготовке дошкольников к школе и по преемственности детского сада и школы;
  • Взаимодействие с родителями;
  • Ребенок и его права;
  • Обеспечение безопасности и жизнедеятельности.

Оценку тех или иных достижений (результатов) деятельности, отчет по организации воспитательно-образовательного процесса можно проследить через портфолио педагога.

Портфолио целесообразно вести по нескольким разделам.

Раздел 1. Общие сведения о педагоге.

  • Фамилия, имя, отчество, год рождения.
  • Образование (что и когда окончил, полученная специальность и квалификация по диплому).
  • Трудовой и педагогический стаж, стаж работы в данном ДОУ.
  • Повышение квалификации (название структуры, год, месяц, проблематику курсов).
  • Копии документов, подтверждающих наличие ученых и почетных званий и степеней.
  • Наиболее значимые правительственные награды, грамоты, благодарственные письма.
  • Дипломы различных конкурсов.
  • Другие документы.

Этот раздел позволяет оценить процесс индивидуального развития педагога.

Раздел 2. Результаты педагогической деятельности.

  • Сравнительный анализ деятельности педагога за 3 года на основании:

– срезов ЗУН, ценностных отношений детей;
– творческих работ детей;
– конспектов видов деятельности, наиболее удачно организованных педагогом.

  • Отзывы родителей о деятельности педагога.
  • Фотографии по организации среды и жизнедеятельности воспитанников.

Раздел 3. Научно– методическая деятельность.

  • Перечень консультаций для педагогов (за 2 года).
  • Копии публикаций.
  • Участие в профессиональных и педагогических конкурсах (материалы).
  • Конспекты организации видов деятельности детей на уровне мастер– класса.
  • Подготовка творческого отчета о своей педагогической деятельности с фотографиями.

Раздел 4. Творческие находки педагога.

  • Список творческих работ, проектов, рефератов, выполняемых педагогом.
  • Программы, сценарии мероприятий в коллективе ДОУ.
  • Взаимодействие с родителями.

Раздел 5. Создание предметно– пространственной среды в детском коллективе.

  • Описание “островков”, “уголков”, групповых помещений, характеризующих активность, доступность среды.
  • Фотографии методического кабинета, организации деятельности воспитанников.

Портфолио оформляется с титульным листом и развернутым оформлением с указанием страниц.

В методическом кабинете организуются постоянные и эпизодические выставки.

Постоянными являются такие, как “Передовой опыт– школа мастерства”, “Новинки педагогической литературы”, “Знакомим детей с природой”, “Аттестация педагогов”, “Материалы к смотрам– конкурсам”, “Знаменательные даты нашей страны” и др.

Весь материал в методическом кабинете предназначен для педагогов. Для нас важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать, как педагоги применяют его в работе. Для этого используется журнал выдачи методических пособий (произвольной формы), который ведет старший воспитатель. Для этой же цели разработана анкета. Анкетирование проводится с воспитателями в конце учебного года. Все их пожелания по организации работы методического кабинета, его содержания учитываются в новом учебном году.

Анкета для педагогов

  1. Как часто Вы пользуетесь материалами?
  • Часто;
  • Редко;
  • Не пользуюсь.
  • Удобно ли, на Ваш взгляд, расположена литература (наглядные пособия)?
      • Трудно найти сразу;
      • Удобно.
    1. Материалами каких разделов Вы пользуетесь чаще?
    2. Какой материал, на Ваш взгляд, можно добавить к имеющемуся?

    Организация методической работы в нашем учреждении предусматривает формирование и развитие профессиональных качеств педагогов, создание условий для их профессионального роста и повышения педагогического мастерства, совершенствования творческого потенциала каждого педагога, направленное на оптимальное формирование и развитие личности ребенка.

    Памятка по созданию и совершенствованию работы методического кабинета ДОУ

    Задача: оказание действенной помощи воспитателям в организации педагогического процесса, в повышении педагогического мастерства и организации самообразования.

    4 блока:

    1. Аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);

    2. Повышение педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);

    3. Программно-методический (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов.

    4. Информационный (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материала, создание видеотеки).

    Методический кабинет ДОУ-комплекс

    • Методических
    • (печатных и рукописных),
    • Наглядных
    • (натуральных и изобразительных),
    • Технических
    • (экранных и звуковых, компьютерных) средств обучения в детском саду.

    При создании, оснащении и организации методического кабинета рекомендуется опираться на следующие принципы:

    • Оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;
    • Оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям;
    • Основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных материалов, аудио– и видеозаписи, диафильмы и диапозитивы, дидактические материалы.

    Таким образом, методический кабинет ДОУ является своеобразным аналогом предметно-развивающей среды детского сада, направленной на повышение качества профессиональной деятельности педагогов методической службы в целом.

    План работы методического кабинета на 2008-2009 уч.г.

    Работа методического кабинета строится на 4 блоках:

    • Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности.
    • Блок повышения педагогического мастерства.
    • Программно– методический блок.
    • Информационный блок.

    Блок аналитико-диагностического обеспечения

    1. Мониторинг качества образования и воспитания в детском саду.
    2. Диагностика знаний, умений и навыков детей, согласно образовательной программы.
    3. Проведение мониторинга физического состояния и подготовленности дошкольников.
    4. Открытые просмотры занятий с последующим их анализом и выводами о результате педагогической деятельности каждого специалиста и воспитателя.
    5. Обучение методам диагностики по разным вопросам.
    6. Организация административного контроля путем введения новых форм: среза знаний и умений, навыков, регулирования коррекции и т.п.
    7. Диагностика психических процессов. Обследование детей подготовительной группы.

    Блок повышения педагогического мастерства

    1. Выработать план работы по аттестации воспитателей и специалистов:
    • Индивидуальная тематика для каждого аттестующегося;
    • Решение коллективных вопросов по аттестации;
    • Перспективный план работы для подготовки аттестации в последующие годы.
  • Обучение педагогов в ходе аттестации.
  • Круглый стол: “Социальное развитие детей дошкольного возраста”; “Реализация традиционных методик обучения”; “Диагностическая карта возможностей и затруднений воспитателей и специалистов”; “Соблюдение прав ребёнка в образовательном помещении”; “Как можно взаимодействовать с родителями?”.
  • Создание творческих групп, исходя из тематики педсоветов. Спланировать заседания творческих групп, их тематику.
  • Экспериментальная работа по ГОМП.
  • Заседание клубов: “Островок безопасности”; “Семейный очаг”.
  • Работать по самообразованию воспитателей и специалистов.
  • Основные направления:

    • Консультирование и методические рекомендации по разработке темы;
    • Создание условий для работы педагога по самообразованию;
    • Помощь в оформлении результатов самообразования;
    • Оценка работы педагога по самообразованию при посещении занятий и других форм воспитательно-образовательного процесса.

    Программно-методический блок

    1. Обобщение опыта работы по экологическому воспитанию
    2. Разработка программы правового воспитания.
    3. Составление плана работы с молодыми специалистами.
    4. Согласование плана работы по преемственности.

    Информационный блок

    1. Оформление уголков по патриотическому воспитанию.
    2. Выпуск газеты “Окно в детский мир”.
    3. Ведение картотеки в методическом кабинете.
    4. Итоги методической работы, отчёты творческих групп.
    5. Создание накопительной системы оценки достижений педагога – портфолио.
     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!