Главные произведения бородина. Александр порфирьевич бородин - биография

(1833-87)

Русский композитор, учёный-химик, общественный деятель. Получил разностороннее домашнее, в т. ч. и музыкальное, образование. Окончил петербургскую Медико-хирургическую академию (1856). Доктор медицины (1858). Профессор (с 1864), заведующий кафедрой химии (с 1874), академик (1877) Медико-хирургической академии. Один из организаторов (1872) и педагогов (до 1885) Женских врачебных курсов. Дружба с прогрессивными учёными - Д. И. Менделеевым, И. М. Сеченовым, Н. Н. Зининым (педагог Бородина) и др., а также изучение статей В. Г. Белинского и А. И. Герцена способствовали формированию передовых общественных взглядов Бородина - просветителя-шестидесятника. Много времени отдавал он музыке, самостоятельно постигнув композиторское искусство. В 1860-х гг. стал членом «Могучей кучки». Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова, а также общения с А. С. Даргомыжским сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина как последователя М. И. Глинки. В эти годы написаны 1-я симфония, опера-фарс «Богатыри» (пародия на псевдоисторическую оперу), романс «Спящая княжна» и др. Большая занятость научной, педагогической работой и в то же время высокая требовательность к композиторскому творчеству обусловили длительность работы над каждым музыкальным сочинением. Так, музыка 2-й симфонии (впоследствии названной Стасовым «Богатырской») написана в основном в течение 2 лет, но завершение партитуры потребовало ещё несколько лет. Над оперой «Князь Игорь» Бородин работал 18 лет (не была завершена, её дописали по материалам Бородина и дооркестровали Н. А. Римский-Корсаков и А. К. Глазунов).

Творческое наследие Бородина невелико по объёму. В его сочинениях нашли воплощение любовь к родине, идея величия русского народа, свободолюбие. Центр, место в музыке Бородина занимают богатырские образы русской истории, героического эпоса, к которым он обращался, чтобы понять современность. Эпическая широта сочетается у Бородина с глубоким лиризмом. Его лирика - мужественная, уравновешенная и в то же время страстная, трепещущая. Наряду с чутким проникновением в характер русского музыкального фольклора композитор постигал музыку народов Востока. В его произведениях соседствуют русские образы и восточные - пленительные, полные неги и воинственные.

Не только для образного содержания, но и для всего музыкального стиля Бородина характерна эпичность. Музыкальная драматургия его произведений основана на принципе неторопливого развёртывания музыкального материала, длительного пребывания в одном эмоциональном состоянии. Мелодии близки русским обрядовым народным песням (по своему строению, ладовым признакам). Отличительные черты метода Бородина - при опоре на народную музыку обобщённое воспроизведение её характерных признаков через оригинальные музыкальные образы; отсутствие фольклорных цитат; использование классических форм. Для гармонического языка, в основе своей диатоничного (хотя композитор использует и изысканный хроматизм), характерна мелодичность насыщенность, идущая от русской народной подголосочной полифонии.

Наиболее значительное сочинение Бородина, образец национального героического эпоса в музыке - опера «Князь Игорь» (по «Слову о полку Игореве»). В ней объединены черты эпической оперы и исторической народно-музыкальной драмы. Бородин - один из создателей русской классической симфонии. Его симфонии (1-я написана одновременно с первыми образцами этого жанра у Н. А. Римского-Корсакова и П. И. Чайковского) знаменовали героико-эпическое направление в русском симфонизме, вершиной которого стала 2-я симфония. Бородин был также одним из творцов русского классического квартета (особенно выделяется своей лиричностью 2-й струнный квартет). Бородин явился новатором и в области камерно-вокальной лирики. Первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса. Наряду с эпическими романсами-балладами («Море», «Песнь тёмного леса») ему принадлежат также сатирические песни. Тонкий художник романса, он создал неповторимую по глубине и трагичности чувства, благородству выражения элегию «Для берегов отчизны дальней». Яркое самобытное творчество Бородина оказало плодотворное воздействие на всю последующую русскую, а также и зарубежную музыку.

Сочинения:

оперы-

Богатыри (опера-фарс, 1867, Большой театр, Москва.), Млада (опера-балет, 4-е действие, 1872), Князь Игорь (либретто Бородина по «Слову о полку Игореве», 1890, Мариинский театр, Петербург);

для оркестра-

3 симфонии (№ 1, Es-dur, 1867; № 2, Богатырская, h-moll, 1876; № 3, a-moll, 1887, не окончена, 1-я и 2-я части записаны по памяти и оркестрованы А. К. Глазуновым), музыкальная картина В Средней Азии (A-dur, 1880);

камерно-инструментальные ансамбли-

струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55), струнное трио (Большое, G-dur, до 1862), фортепианное трио (D-dur, до 1862), струнный квинтет (f-moll, до 1862), струнный секстет (d-moll, 1860-61), фортепианный квинтет (c-moll, 1862), 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881), Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886) и др.;

для фортепиано в 2 руки-

Патетическое адажио (As-dur, 1849), Маленькая сюита (1885), Скерцо (As-dur, 1885) и др.; для фортепиано в 3 руки- Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А.Кюи, А. К. Лядова, 1878);

для фортепиано в 4 руки-

Скерцо (E-dur, 1861), Тарантелла (D-dur, 1862) и др.;

Разлюбила красна девица, Слушайте, подруженьки, песенку мою. Что ты рано, зоренька (50-е годы), Красавица-рыбачка (1854-55), на слова Бородина- Спящая княжна (1867), Морская царевна (1868), Песня тёмного леса (1868), Фальшивая нота (1868), Море (1870), Отравой полны мои песни (1868), Из слез моих (1871), Арабская мелодия (1881), Для берегов отчизны дальней (слова А. С. Пушкина, 1881), У людей-то в дому (слова Н. А. Некрасова, 1881), Спесь (слова А. К. Толстого, 1884-85), Чудный сад (Septain, 1885);

вокальный ансамбль-

мужской вокальный квартет без сопровождения Серенада четырёх кавалеров одной даме (слова Бородина, 1868-72).

В этой статье представлена биография Бородина - композитора и ученого. Он с успехом реализовал себя в противоположных сферах деятельности. Подобное бывает очень редко. Жизнь его - пример трудолюбия и любви к любым видам творчества.

Биография

Александр Бородин появился на свет в Санкт-Петербурге, 1833 г., 12 ноября. Его отцом был князь Лука Степанович Гедианов. Матерью является простолюдинка Авдотья Константиновна Антонова. Отцу было 62 года, когда на свет появился сын, матери - 25. Пожениться из-за сословных различий родители не могли. Князь не мог признать малыша. Поэтому он был записан как сын крепостных Гедианова. До восьми лет наш герой числился собственностью своего отца. К счастью, он успел дать сыну вольную, незадолго до собственной смерти. Также князь купил каменный дом для своего ребенка и его матери. Девушка была выдана замуж за врача Клейнеке. В 1840 г. Гедианов ушел из жизни, но на благополучии сына это не отразилось. Неясное происхождение нашего героя не позволяло нашему герою учиться в гимназии. Однако он получил домашнее образование. Его мать этому уделяла особое внимание. Его посещали превосходные учителя.

Путь в музыке

Русский композитор Бородин еще в период студенчества создал ряд выдающихся произведений. Кроме того, он музицировал как виолончелист. Наш герой продолжил заниматься музыкой в период заграничной стажировки. Композитор А.П. Бородин после возвращения в Россию, влился в круг интеллигенции. В доме Боткина - своего соратника, он знакомится с Балакиревым. Этот человек, наряду со Стасовым, повлиял на формирование эстетического мировоззрения нашего героя. Он ввел композитора в группу, которую возглавлял Мусоргский. Данное объединение с приходом нашего героя приобрело завершенную форму, после чего его начали именовать «Могучей кучкой».

Композитор - последовательный продолжатель традиций русской школы М. Глинки. Нашему герою принадлежит 4 масштабных оперных произведения. Его творения стали плодом многолетней работы. «Богатыри» были написаны в 1868 г. Позже в содружестве с прочими авторами возникла «Млада». На протяжении 18 лет наш герой работал над наиболее грандиозным собственным творением - оперой под названием «Князь Игорь». В основу этого произведения положено «Слово о полку Игореве». Данную работу наш герой так и не успел завершить. После смерти композитора, произведение из набросков собрали его друзья. Опера композитора Бородина «Царская невеста» тоже завершена не была. Автор сделал лишь ее наброски.

Камерная музыка

Творчество нашего героя преимущественно представлено камерными произведениями. Композитор Бородин создавал квартеты, концерты и сонаты. Эксперты ставят его в один ряд с Чайковским. Эти композиторы признаны основоположниками русского квартета. Музыка, которую создал композитор Бородин отличается сочетанием эпичности и лиричности. Он показывает размах, активно применяет традиционные русские мотивы. При этом его произведения вписываются в мировые тенденции. Композитора называют прародителем европейского импрессионизма.

Выдающиеся сочинения

Композитор Бородин знаменит благодаря ряду своих творений. Первая симфония, написанная нашим героем в 1866 г., потрясла современников яркостью, оригинальностью и мощью. Благодаря этому произведению композитор обрел европейскую славу. Все 3 законченных симфонии нашего героя - это жемчужины русской музыки. Оперы «Царская невеста» и «Князь Игорь» обрели мировую известность. В них автор воплощает лучшее из того, что присутствует в русской песне. Перед слушателем возникают широкие картины истории России. Творчество композитора немногочисленно, однако каждое его произведение является настоящим шедевром. Музыка нашего героя исполняется нередко и современными оркестрами. Произведение «Князь Игорь» присутствует в репертуаре всех оперных театров России.

Общество

Имя нашего героя тесно связано и с педагогической деятельностью. Студенты ценили профессора, который был страстно влюблен в химию. Он отличался деликатностью и доброжелательностью, был готов помочь неимущим ученикам. Он защищал студентов от разного рода политических преследований. Композитор оказал поддержку людям, которые участвовали в покушении на императора Александра Второго. Кроме педагогики наш герой занимается организацией особой бесплатной музыкальной школы. Он помогал молодым талантам отыскать свой путь. Немало сил наш герой потратил на обеспечение возможностей для получения высшего образования женщинами. Он организовал врачебные курсы для слабого пола. На них наш герой преподавал бесплатно. Кроме того, он успевал редактировать научно-популярный журнал под названием «Знание» и руководить студенческим хором.

Частная жизнь

Композитор Бородин прожил насыщенную творческую и научную жизнь. В семейной сфере полного счастья не обрел. С женой наш герой познакомился в период заграничной командировки. Они поженились в 1863 г. Супруга страдала астмой и климат Санкт-Петербурга переносила плохо. Ей приходилось часто уезжать в различные теплые края. Такое положение подрывало бюджет семьи. У пары детей не было. Однако семья приняла нескольких воспитанниц, которых наш герой считал дочерьми. Интенсивная и трудная жизнь подрывала здоровье нашего героя. Он разрывался между службой, наукой и творчеством. Сердце его такой нагрузки не выдержало. 1887 г., 27 февраля, Александр Бородин скоропостижно скончался. После ухода из жизни нашего героя его друзья под началом Римского-Корсакова завершили «Князя Игоря» и собирали творческое наследие композитора.

Биография

Медицина и химия

Музыкальное творчество

Общественный деятель

Адреса в Санкт-Петербурге

Семейная жизнь

Основные произведения

Произведения для фортепиано

Произведения для оркестра

Концерты

Камерная музыка

Романсы и песни

Александр Порфирьевич Бородин (31 октября (12 ноября) 1833 - 15 (27) февраля 1887) - русский учёный-химик и композитор.

Биография

Юность

Александр Порфирьевич Бородин родился в Санкт-Петербурге 31 октября (12 ноября) 1833 года от внебрачной связи 62-летнего князя Луки Степановича Гедеванишвили (1772-1840) и 25-летней Евдокии Константиновны Антоновой и при рождении был записан сыном крепостного слуги князя - Порфирия Ионовича Бородина и его жены Татьяны Григорьевны.

До 7 лет мальчик являлся крепостным своего отца, который перед смертью в 1840 году дал сыну вольную и купил четырёхэтажный дом для него и Евдокии Константиновны, выданной замуж за военного врача Клейнеке. В первой половине XIX века внебрачные связи не афишировались, поэтому имена родителей скрывались и незаконнорождённого мальчика представляли как племянника Евдокии Константиновны.

Из-за происхождения, не позволявшего поступить в гимназию, Бородин проходил домашнее обучение по всем предметам гимназического курса, изучал немецкий и французский языки и получил прекрасное образование.

Уже в детстве обнаружил музыкальную одарённость, в 9 лет написав первое произведение - польку «Helen». Обучался игре на музыкальных инструментах - вначале на флейте и фортепиано, а с 13 лет - на виолончели. В это же время создал первое серьёзное музыкальное произведение - концерт для флейты с фортепиано.

В возрасте 10 лет стал интересоваться химией, которая с годами из увлечения превратилась в дело всей его жизни.

Однако, занятиям наукой и получению высшего образования препятствовало всё то же «незаконное» происхождение молодого человека, которое, при отсутствии легальной возможности изменения общественного статуса, вынудило мать Бородина и её мужа воспользоваться ведомством чиновников Тверской казённой палаты, чтобы записать сына в Новоторжское третьей гильдии купечество.

В 1850 году семнадцатилетний «купец» Александр Бородин поступил вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, которую окончил в декабре 1856 года. Изучая медицину, Бородин продолжал заниматься химией под руководством Н. Н. Зинина.

Медицина и химия

В марте 1857 года молодой медик был назначен ординатором Второго военно-сухопутного госпиталя, где познакомился с находившимся на лечении офицером Модестом Мусоргским.

В 1868 году Бородин получил степень доктора медицины, проведя химические исследования и защитив диссертацию по теме «Об аналогии фосфорной и мышьяковой кислоты в химических и токсикологических отношениях».

В 1858 году Военно-медицинский учёный Совет направил Бородина в Солигалич для изучения состава минеральных вод основанной в 1841 году купцом В. А. Кокоревым водолечебницы. Отчёт о работе, опубликованный в газете «Московские ведомости» в 1859 году, стал настоящим научным трудом по бальнеологии, который принёс автору широкую известность.

В 1859-1862 годах Бородин совершенствовал свои познания в области медицины и химии за границей - в Германии (Гейдельбергский университет), Италии и Франции, по возвращении получив должность адъюнкт-профессора Медико-хирургической академии.

С 1863 года - профессор кафедры химии Лесной академии.

С 1864 года - ординарный профессор, с 1874 года - руководитель химической лаборатории, а с 1877 года - академик Медико-хирургической академии.

А. П. Бородин - ученик и ближайший сотрудник выдающегося химика Николая Зинина, вместе с которым в 1868 году стал членом-учредителем Русского химического общества.

Автор более 40 работ по химии. Именно А. П. Бородин открыл способ получения бромзамещённых жирных кислот действием брома на серебряные соли кислот, известный как реакция Бородина - Хунсдикера, первым в мире (в 1862 году) получил фторорганическое соединение - фтористый бензоил, провёл исследование ацетальдегида, описал альдоль и химическую реакцию альдольной конденсации.

Музыкальное творчество

Ещё во время учёбы в Медико-хирургической академии Бородин начал писать романсы, фортепианные пьесы, камерно-инструментальные ансамбли, чем вызывал неудовольствие своего научного руководителя Зинина, считавшего, что занятие музыкой мешает серьёзной научной работе. По этой причине во время своей стажировки за границей Бородин, не отказавшийся от музыкального творчества, вынужден был скрывать его от коллег.

По возвращении в Россию в 1862 он познакомился с композитором Милием Балакиревым и вошёл в его кружок - «Могучую кучку». Под влиянием М. А. Балакирева, В. В. Стасова и других участников этого творческого объединения определилась музыкально-эстетическая направленность взглядов Бородина, как приверженца русской национальной школы в музыке и последователя Михаила Глинки. А. П. Бородин был активным членом Беляевского кружка.

В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь», являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов. Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре, опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила», имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского, положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора.

К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

Бородин - не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина. Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса, а с ними - освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев, Юрий Шапорин, Георгий Свиридов, Арам Хачатурян и др.).

Общественный деятель

Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 по 1887 год.

Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II.

Огромное значение для международного признания российской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил большую часть своей жизни.

Адреса в Санкт-Петербурге

  • 1850-1856 - доходный дом, Бочарная улица, 49;

Семейная жизнь

Летом 1861 года в Гейдельберге Бородин познакомился с приехавшей на лечение талантливой пианисткой Екатериной Сергеевной Протопоповой, в исполнении которой впервые услышал произведения Шопена и Шумана. Осенью здоровье Протопоповой ухудшилось, и она продолжила лечение в Италии. Бородин нашёл возможность последовать за ней в Пизу, не прерывая своих химических исследований, и именно там были впервые получены фторорганические соединения и проведены другие работы, которые принесли учёному мировую славу. Тогда же Бородин и Протопопова решили вступить в брак, однако по возвращении в Россию из-за отсутствия денег на свадьбу пришлось отложить и венчание состоялось в 1863 году. Материальные проблемы преследовали семью всю оставшуюся жизнь, вынуждая Бородина много трудиться - преподавать в Лесной академии и заниматься переводами иностранной литературы.

В связи с тяжёлым хроническим заболеванием (астмой), супруга Александра Порфирьевича не переносила климата Санкт-Петербурга и подолгу жила у родственников в Москве. Детей в семье не было.

А. П. Бородин, проживавший в Санкт-Петербурге, скоропостижно скончался от разрыва сердца 15 (27) февраля 1887 в возрасте 53 лет.

Память

В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:

  • Государственный квартет имени А. П. Бородина
  • Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств
  • Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области
  • Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.
  • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске

Основные произведения

Произведения для фортепиано

  • Hélène-Polka (1843)
  • Реквием
  • Маленькая сюита (1885; оркестрована А. Глазуновым)
  1. В монастыре
  2. Интермеццо
  3. Мазурка
  4. Мазурка
  5. Грёзы
  6. Серенада
  7. Ноктюрн
  • Скерцо ля бемоль мажор (1885; оркестровано А. Глазуновым)
  • Произведения для оркестра

    • Симфония № 1 ми бемоль мажор
    1. Adagio. Allegro
    2. Scherzo. Prestissimo
    3. Andante
    4. Allegro molto vivo
  • Симфония № 2 си минор «Богатырская» (1869-1876; отредактирована Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)
    1. Allegro
    2. Скерцо. Prestissimo
    3. Andante
    4. Финал. Allegro
  • Симфония № 3 ля минор (написаны только две части; оркестрована А. Глазуновым)
    1. Moderato assai. Poco piu mosso
    2. Scherzo. Vivo
  • В Средней Азии (В степях Центральной Азии ), симфонический эскиз
  • Концерты

    • Концерт для флейты и фортепиано с оркестром (1847), утрачен

    Камерная музыка

    • Соната для виолончели и фортепиано си минор (1860)
    • Фортепианный квинтет до минор (1862)
    • Фортепианное трио ре мажор (1860-61)
    • Струнное трио (1847), утрачено
    • Струнное трио (1852-1856)
    • Струнное трио (1855; неокончено)
      • Andantino
    • Струнное трио (1850-1860)
    • Струнный квартет № 1 ля мажор
      • Moderato. Allegro
      • Andante con moto
      • Scherzo. Prestissimo
      • Andante. Allegro risoluto
    • Струнный квартет № 2 ре мажор
      • Allegro moderato
      • Scherzo. Allegro
      • Notturno. Andante
      • Finale. Andante. Vivace
    • Скерцо для струнного квартета (1882)
    • Serenata alla spagnola для струнного квартета (1886)
    • Квартет для флейты, гобоя, альта и виолончели (1852-1856)
    • Струнный квинтет фа мажор (1853-1854)
    • Секстет ре минор (1860-1861; сохранились только две части)

    Оперы

    • Богатыри (1878)
    • Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)
    • Млада (1872, IV действие; Остальные действия написаны Ц. Кюи, Н. А. Римским-Корсаковым, М. Мусоргским и Л. Минкусом)
    • Князь Игорь (отредактирована и окончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. Глазуновым)

    Наиболее известный номер - Половецкие пляски .

    Романсы и песни

    • Арабская мелодия. Слова А. Бородина
    • Для берегов отчизны дальной. Слова А. Пушкина
    • Из слез моих. Слова Г. Гейне
    • Красавица-рыбачка. Слова Г. Гейне (для голоса, виолончели и фортепиано)
    • Море. Баллада. Слова А. Бородина
    • Морская царевна. Слова А. Бородина
    • Отравой полны мои песни. Слова Г. Гейне
    • Песня темного леса (Старая песня). Слова А. Бородина
    • Разлюбила красна девица… (для голоса, виолончели и фортепиано)
    • Слушайте, подруженьки, песенку мою (для голоса, виолончели и фортепиано)
    • Спесь. Слова А. К. Толстого
    • Спящая княжна. Сказка. Слова А. Бородина
    • У людей-то в дому. Песня. Слова Н. Некрасова
    • Фальшивая нота. Романс. Слова А. Бородина
    • Что ты рано, зоренька… Песня
    • Чудный сад. Романс. Слова C. G.
    (1887-02-27 ) (53 года) Место смерти:

    Медицина и химия

    Основатели Русского Химического Общества. 1868

    В музыкальном творчестве Бородина отчётливо звучит тема величия русского народа, патриотизма и свободолюбия, совмещающая в себе эпическую широту и мужественность с глубоким лиризмом.

    Творческое наследие Бородина, совмещавшего научную и преподавательскую деятельность со служением искусству, сравнительно невелико по объёму, однако внесло ценнейший вклад в сокровищницу русской музыкальной классики.

    Наиболее значительным произведением Бородина по праву признаётся опера «Князь Игорь» , являющаяся образцом национального героического эпоса в музыке. Автор работал над главным произведением своей жизни в течение 18 лет, но опера так и не была окончена: уже после смерти Бородина оперу дописали и сделали оркестровку по материалам Бородина композиторы Николай Римский-Корсаков и Александр Глазунов . Поставленная в 1890 году в Санкт-Петербургском Мариинском театре , опера, отличавшаяся монументальной цельностью образов, мощностью и размахом народных хоровых сцен, яркостью национального колорита в традициях эпической оперы Глинки «Руслан и Людмила» , имела большой успех и до настоящего времени остаётся одним из шедевров отечественного оперного искусства.

    А. П. Бородин считается также одним из основателей классических жанров симфонии и квартета в России.

    Первая симфония Бородина, написанная в 1867 году и увидевшая свет одновременно с первыми симфоническими произведениями Римского-Корсакова и П. И. Чайковского , положила начало героико-эпическому направлению русского симфонизма. Вершиной русского и мирового эпического симфонизма признаётся написанная в 1876 году Вторая («Богатырская») симфония композитора.

    К числу лучших камерных инструментальных произведений принадлежат Первый и Второй квартеты, представленные ценителям музыки в 1879 и в 1881 годах.

    Музыка второй части Струнного квинтета Бородина была использована в ХХ веке для создания популярнейшей песни «Вижу чудное приволье» (на стихи Ф. П. Савинова).

    Бородин - не только мастер инструментальной музыки, но и тонкий художник камерной вокальной лирики, ярким образцом которой является элегия «Для берегов отчизны дальней» на слова А. С. Пушкина . Композитор первым ввёл в романс образы русского богатырского эпоса , а с ними - освободительные идеи 1860-х годов (например, в произведениях «Спящая княжна», «Песня тёмного леса»), также являясь автором сатирических и юмористических песен («Спесь» и др.).

    Самобытное творчество А. П. Бородина отличалось глубоким проникновением в строй как русской народной песни, так и музыки народов Востока (в опере «Князь Игорь», симфонической картине «В Средней Азии» и других симфонических произведениях) и оказало заметное воздействие на русских и зарубежных композиторов. Традиции его музыки продолжили советские композиторы (Сергей Прокофьев , Юрий Шапорин , Георгий Свиридов , Арам Хачатурян и др.).

    Общественный деятель

    Заслугой Бородина перед обществом является активное участие в создании и развитии возможностей для получения женщинами высшего образования в России: он являлся одним из организаторов и педагогов Женских врачебных курсов, на которых преподавал с 1872 по 1887 год.

    Значительное время Бородин уделял работе со студентами и, пользуясь своим авторитетом, защищал их от политических преследований властей в период после убийства императора Александра II .

    Огромное значение для международного признания русской культуры имели музыкальные произведения Бородина, благодаря чему и он сам получил мировую известность именно как композитор, а не деятель науки, которой посвятил бо́льшую часть своей жизни.

    Адреса в Санкт-Петербурге

    • 1850-1856 - доходный дом, Бочарная улица, 49;

    Семейная жизнь

    Екатерина Сергеевна Бородина страдала астмой, плохо переносила нездоровый климат Санкт-Петербурга и осенью обычно уезжала в Москву, где подолгу жила у родственников, возвращаясь к мужу только зимой, когда устанавливалась сухая морозная погода. Однако это всё-таки не гарантировало её от астматических приступов, во время которых муж был для неё и врачом, и сиделкой. Несмотря на тяжёлую болезнь, Екатерина Сергеевна много курила; при этом она страдала бессонницей и засыпала только под утро. Со всем этим Александр Порфирьевич, нежно любивший жену, вынужден был мириться. Детей в семье не было.

    Безвременная смерть

    На протяжении последнего года жизни Бородин неоднократно жаловался на боли в области сердца. Вечером 15 (27) февраля , во время масленицы, он отправился в гости к своим друзьям, где внезапно почувствовал себя плохо, упал и потерял сознание. Попытки оказать ему помощь были безуспешными.

    Бородин скоропостижно скончался от разрыва сердца в возрасте 53 лет.

    Память

    В память о выдающемся учёном и композиторе были названы:

    • Улицы Бородина во многих населённых пунктах России и других государств
    • Санаторий имени А. П. Бородина в Солигаличе Костромской области
    • Актовый зал имени А. П. Бородина в РХТУ им. Д. И. Менделеева
    • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина в Санкт-Петербурге .
    • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 89 в Москве.
    • Детская музыкальная школа имени А. П. Бородина № 17 в Смоленске
    • Самолет Airbus A319 (номер VP-BDM) авиакомпании Аэрофлот
    • Музей Александра Порфирьевича Бородина, село Давыдово Владимирской области

    Основные произведения

    Оперы

    • Богатыри (1868)
    • Млада (совместно с другими композиторами, 1872)
    • Князь Игорь (1869-1887)
    • Царская невеста (1867-1868, наброски, утрачены)

    Произведения для оркестра

    • Симфония № 1 Es-dur (1866)
    • Симфония № 2 h-moll «Богатырская» (1876)
    • Симфония № 3 a-moll (1887, окончена и оркестрована Глазуновым)
    • Симфоническая картина «В Средней Азии» (1880)

    Камерно-инструментальные ансамбли

    • струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (g-moll, 1854-55)
    • струнное трио (Большое, G-dur, до 1862)
    • фортепианное трио (D-dur, до 1862)
    • струнный квинтет (f-moll, до 1862)
    • струнный секстет (d-moll, 1860-61)
    • фортепианный квинтет (c-moll, 1862)
    • 2 струнных квартета (A-dur, 1879; D-dur, 1881)
    • Серенада в испанском роде из квартета B-la-f (коллективное сочинение, 1886)

    Произведения для фортепиано

    В две руки

    • Патетическое адажио (As-dur, 1849)
    • Маленькая сюита (1885)
    • Скерцо (As-dur, 1885)

    В три руки

    • Полька, Мазурка, Похоронный марш и Реквием из Парафраз на неизменяемую тему (коллективное сочинение Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А. Кюи, А. К. Лядова, 1878)и это всё с помощью Бородина

    В четыре руки

    • Скерцо (E-dur, 1861)
    • Тарантелла (D-dur, 1862)

    Произведения для голоса и фортепиано

    • Разлюбила красна девица (50-е годы)
    • Слушайте, подруженьки, песенку мою (50-е годы)
    • Что ты рано, зоренька (50-е годы)
    • (слова Г. Гейне, 1854-55) (для голоса, виолончели и фортепиано)
    • (слова Г. Гейне , перевод Л. А. Мея , 1868)
    • (слова Г. Гейне, перевод Л. А. Мея, 1871)
    • У людей-то в дому (слова Н. А. Некрасова , 1881)
    • (слова А. С. Пушкина, 1881)
    • (слова А. К. Толстого , 1884-85)
    • Чудный сад (Septain G., 1885)

    На слова Бородина

    • Морская царевна (1868)
    • (1867)
    • . Романс (1868)
    • Песня тёмного леса (1868)
    • Море. Баллада (1870)
    • Арабская мелодия (1881)

    Вокальный ансамбль

    • мужской вокальный квартет без сопровождения Серенада четырёх кавалеров одной даме (слова Бородина, 1868-72)

    Литература

    • Александр Порфирьевич Бородин. Его жизнь, переписка и музыкальные статьи (с предисловием и биографическим очерком В. В. Стасова), СПб., 1889.
    • Письма А. П. Бородина. Полное собрание, критически сверенное с подлинными текстами. С предисловием и примечаниями С. А. Дианина. Вып. 1-4. М.-Л., 1927-50.
    • Хубов Г. , А. П. Бородин, М., 1933.
    • А. П. Бородин: к столетию со дня рождения / Ю. А. Кремлев; [отв. ред. А. В. Оссовский ]. - Л. : Ленинградская филармония, 1934. - 87, с. : портр.
    • Фигуровский Н. А., Соловьев Ю. И. Александр Порфирьевич Бородин. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950. - 212 с.
    • Ильин М., Сегал Е., Александр Порфирьевич Бородин, М., 1953.
    • Дианин С. А. Бородин: Жизнеописание, материалы и документы. 2-е изд. М., 1960.
    • Сохор А. Н. Александр Порфирьевич Бородин: Жизнь, деятельность, муз. творчество. М.-Л.: Музыка, 1965. - 826 с.
    • Зорина А. Г. Александр Порфирьевич Бородин. (1833-1887). - М., Музыка, 1987. - 192 с., вкл. (Русские и советские композиторы).
    • Kuhn E. (Hrsg.): Alexander Borodin. Sein Leben, seine Musik, seine Schriften. - Berlin: Verlag Ernst Kuhn, 1992. ISBN 3-928864-03-3

    Ссылки

    • Музыкальная энциклопедия, М.: Большая советская энциклопедия, том 1. М., 1973.
    • Бородин Александр Сайт о жизни и творчестве композитора.

    Александр Бородин родился 12 ноября 1833 г. и был записан, как сын крепостного слуги князя Л. С. Гедианова - Порфирия Бородина. В действительности же будущий композитор был внебрачным сыном самого князя и петербургской мещанки Авдотьи Антоновой, в доме которой ребенок и воспитывался.

    Рано проявив интерес к музыке, Бородин в восемь лет начал обучаться игре на флейте, а затем - на фортепиано и виолончели. Когда мальчику исполнилось девять, он сочинил польку для фортепиано в 4 руки, а в шестнадцать его музыкальные произведения уже хвалили музыкальные критики, отмечая «тонкий эстетический вкус и поэтическую душу» молодого композитора.

    Однако, не смотря на явные успехи в этой области, Александр все-таки избрал для себя профессию химика, поступив в 1850 г. вольнослушателем в Медико-хирургическую академию, которую окончил в 1856 г.

    После того, как в 1858 г. Бородин получил степень доктора медицины, он был направлен в научную командировку в Западную Европу, где встретил свою будущую жену - пианистку Екатерину Протопопову, открывшую для него многих композиторов-романтиков, в частности, Шумана и Шопена.

    Параллельно с научной деятельностью Бородин не оставлял и своих музыкальных опытов. Во время заграничной поездки им были созданы струнный и фортепианный квинтеты, струнный секстет и некоторые другие камерные произведения.

    После возвращения в Россию в 1862 г. он стал адъюнкт-профессором в Медико-хирургической академии, а в 1864 г. - ординарным профессором той же кафедры.

    В том же 1862 г. произошла знаменательная для Бородина встреча - он познакомился с М. Балакиревым, а в последствии и с остальными членами его кружка, известного под названием «Могучая кучка» (Ц. Кюи, Н. Римский-Корсаков и М. Мусоргский). «До встречи со мной», - вспоминал позднее Балакирев, - «он считал себя только дилетантом и не придавал значения своим упражнениям в сочинении. Мне кажется, что я был первым человеком, сказавшим ему, что настоящее его дело - композиторство».

    Под влиянием композиторов-"кучкистов" окончательно сложились музыкально-эстетические взгляды Бородина и стал вырабатываться его художественный стиль, неразрывно связанный с русской национальной школой.

    Все его творчество пронизано темой величия русского народа, любви к родине, свободолюбия. Яркий пример тому Вторая симфония, которую Мусоргский предложил назвать «Славянской героической», а известный музыкальный критик В. Стасов - «Богатырской».

    Из-за большой занятости научной и педагогической деятельностью, которой Бородин отдает едва ли не больше времени, чем музыке, работа над каждым новым произведением затягивалась на месяцы, а чаще - на годы. Так, над своим главным произведением - оперой «Князь Игорь» - композитор, начиная с конца 1860-х гг. трудился восемнадцать лет, но так и не успел его закончить.

    В тоже время трудно переоценить вклад Бородина в развитие отечественной науки. Великий русский химик Д.И. Менделеев сказал: «Бородин стоял бы еще выше в химии, принес бы еще более пользы науке, если бы музыка не отвлекала его слишком много от химии».

    Бородин написал более чем 40 научных работ по химии (он автор открытия особой химической реакции, названной в его честь «реакцией Бородина»).

    С 1874 г. Бородин стал руководить химической лабораторией Медико-хирургической академии. Кроме того, он выступил одним из организаторов высшего учебного заведения для женщин - Женских врачебных курсов (1872–1887), на которых потом и преподавал.

    К концу жизни Бородин-композитор достиг определенной известности за пределами России. По инициативе Ф. Листа, с которым Бородин был дружен, его симфонии неоднократно исполнялись в Германии. А в 1885 и 1886 гг. Бородин ездил в Бельгию, где его симфонические произведения пользовались большим успехом.

    В этот период им написаны два струнных квартета, две части Третьей симфонии ля минор, музыкальная картина для оркестра «В Средней Азии», ряд романсов и фортепианных пьес.

    Умер А.П. Бородин 15 февраля 1887 г. в Петербурге, не успев закончить ни оперу «Князь Игорь», ни свою Третью симфонию (они были завершены Н.А. Римским-Корсаковым и А.К. Глазуновым).

    Музыкальное наследие:

    Оперы: «Богатыри» (опера-фарс, 1867 г.), «Млада» (опера-балет, 4-е действие, 1872 г.), «Князь Игорь» (либретто А.П. Бородина по «Слову о полку Игореве», 1890 г.)

    Произведения для оркестра: 3 симфонии (№ 1, Es-dur, 1867 г.; № 2, Богатырская, h-moll, 1876 г.; № 3, a-moll, 1887 г, не окончена, 1-я и 2-я части записаны по памяти и оркестрованы А. К. Глазуновым)

    Камерно-инструментальные ансамбли: струнное трио на тему песни «Чем тебя я огорчила» (1854–1855 гг.), струнное трио (до 1862 г.), фортепианное трио (до 1862 г.), струнный квинтет (до 1862 г.), струнный секстет (1860–1861 гг.), фортепианный квинтет (1862 г.), 2 струнных квартета (1879 г.; 1881 г.), "Серенада в испанском роде из квартета" (коллективное сочинение, 1886 г.)

    Произведения для фортепиано в 2 руки: " Патетическое адажио" (1849 г.), "Маленькая сюита" (1885 г.), Скерцо (1885 г.)

    Произведения для фортепиано в 3 руки : Полька , Мазурка , Похоронный марш и Реквием из "Парафраз на неизменяемую тему" (коллективное сочинение А.П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, Ц. А.Кюи, А. К. Лядова, 1878)

    Произведения для фортепиано в 4 руки: Скерцо (1861 г.), "Тарантелла" (1862 г.)

    (50-е гг.), «Красавица-рыбачка» (1854–1855), «Отравой полны мои песни» (1868 г.), «Из слез моих» (1871 г.), «Арабская мелодия» (1881 г.), «Для берегов отчизны дальней» (слова А. С. Пушкина, 1881 г.), «У людей-то в дому» (слова Н. А. Некрасова, 1881 г.), «Спесь» (слова А. К. Толстого, 1884–1885 гг.)

     

    Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!