Спп предложения презентация. Презентация на тему: Сложноподчиненные предложения

Слайд 1

Составила: учитель русского языка МОУ «СОШ №7» г. Лысьва Кандакова Нина Геннадьевна
Сложноподчинённое предложение

Слайд 2

Сложные предложения (две или несколько основ)
по наличию союза Союзные бессоюзные (БСП) , по значению союза Сложносоч. Сложноподч. ССП СПП ,союз ,(союз)

Слайд 3

Сложноподчинённые предложения
Сложноподчинённые предложения – это такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому и связано с ним подчинительными союзами или союзными словами. (П/с…), . ,(п/с…). […,(п/с…), ].

Слайд 4

Подчинительные союзы
служат для связи простых не равноправных по смыслу предложений в сложное, то есть от одного простого предложения можно задать вопрос к другому. Ясно было, (что?) что старика огорчало небрежение Печорина. Подчинительные союзы: что, чтобы, как, словно, будто, если, ибо, потому что, так как, хотя…

Слайд 5

В роли союзных слов выступают:
Относительные местоимения; Наречия;
Кто, что, какой, чей, который, сколько Где, куда, откуда, когда, как, отчего
Умей отличать Союзные слова Подчинительные союзы
1) Падает логическое ударение 2) Можно задать вопрос 3) Являются членом предл. 4) Замена др.(значимым) словом. 5) Нельзя опустить 6) Из придаточной части можно сформулировать вопрос. пр-ие.
1) Произносятся быстро 2) Не отвечают ни на какой вопрос 3) Не являются членом предлож. 4) Замена другим союзом 5) Можно опустить 6) Нельзя сформулировать вопрос. предложение

Слайд 6

Отметьте предложения с союзными словами.
1.Тут только он уяснил себе, что в лице девочки было так пристально отмечено его впечатлением. 2. Около деревни протекает река, исток которой находится в лесных предгорьях. 3. Чем ниже мы спускались, тем гуще становился лес и тенистее дорога. 4. Он не мог сказать, когда вернулся домой. 5. Был прекрасный июльский день, один из тех, когда погода установилась надолго. 6. В чужом доме надо вести себя так, как там принято. 7. Через несколько минут Лужину стало скучно, как когда горло обвязано и нельзя выходить. 8. При одном тропическом дожде на землю нередко выливается столько воды, сколько у нас выпадает за месяц. 9. Наступает час, когда сказка заносится на бумагу.

Слайд 7

УРА! Я МОЛОДЕЦ!

Слайд 8

Придётся подумать ещё!

Слайд 9

Виды придаточных предложений
по значению (задаём вопрос) Определ.(какой?) обстоят.(где? когда? куда?..) изъяснит. (падежн. вопрос)

Слайд 10

Придаточное определительное
Отвечает на вопрос определения (какой?) Относится к существительному, которое находится в главном предложении; Всегда стоит после главного предложения. В деревне, где мы остановились, остались только старики. [ в деревне,(где…), …]. Воздух был полон свежестью, которая бывает только после грозы. [ свежестью…], (которая…).

Слайд 11

Из данных предложений построить СПП с придаточным определительным
Место было поистине очаровательным. Мы приехали сюда. Маша прошла несколько шагов до того места и остановилась. Там тропа огибала высокий косогор.

Слайд 12

Придаточные местоимённо - определительные
Отвечают на вопрос какой? Относятся к местоимению (тот, каждый, весь и др.) в главном предложении, употреблённом в значении существительного. Каждый, кто молод, встань с нами вместе. [Мест. каждый, (кто…), …] Кто ищет, тот всегда найдёт. (Кто….), [ мест. тот ].

Слайд 13

Придаточные изъяснительные
Отвечают на падежные вопросы; Относятся к членам предложения со значением речи, мысли, чувства;(Р,М,Ч) Недаром говорится, что дело мастера боится. [ гл. ] , (что…) Прикрепляются при помощи 1) союзов что, как, будто, чтобы… Говорили, будто его видели в городе. [ гл. ], (будто…) 2) союзных слов (относ. мест. и наречия); Дети чувствуют, кто их любит. [ гл. ], (кто …) 3) частицы ли. Я не знаю, буду ли я дома. [ гл. ], (ли…..)

Слайд 14

Придаточные изъяснительные могут служить для передачи косвенной речи:
При помощи союзов что, как, будто – косвенные сообщения; Мы знаем, что эту работу выполним хорошо. [ гл. ], (что…). Чтобы – косвенные побуждения; Мать требовала, чтобы я всё больше учил стихов. , (чтобы…). Союзных слов и союза ли – косвенные вопросы. Объясните, в чём состоит ваша просьба. [ гл. ] , (в чём…).

Слайд 15

Записать цитаты (полностью или частично) в виде СПП с придаточными изъяснительными
«Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого – любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д.С.Лихачёв) «То были годы её (А.Ахматовой) первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов». (К.Чуковский) «Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто». (В.Некрасов)

Слайд 16

Определить вид придаточных предложений
И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт. 2. Ах! То было и моим, Чем так сладко жить, То, чего, расставшись с ним, Вечно не забыть. Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. Художник видит то, чего не видят остальные. 5. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?
Определительное
Мест.- определительное
Мест.- определительное
Мест.- определительное
Изъяснительное

Слайд 17

Придаточные обстоятельственные
Отвечают на вопросы обстоятельства; Не жаль сил, если они дают такие результаты. , (если…) Присоединяются ко всему главному предложению; Присоединяются союзными словами (только придаточные места, образа действия и степени) и союзами. Наконец мы оправились настолько, что могли продолжать путешествие. [ гл + настолько… ], (что…).

Слайд 18


Виды обст.придаточных На какой вопрос отвечают Чем присоединяются Примеры
Образа действия и степени Как? Каким образом? Насколько? В какой степени? Союзные слова: как, сколько, насколько; Союзы: что, словно, будто, чтобы как будто, точно Я оформил всё так, как требовал стандарт. Я оформил всё так хорошо, что заслужил похвалы мастера.

Слайд 19

Виды придаточных обстоятельственных
Места где? куда? откуда? Союзные слова: где, куда, откуда Куда река пошла, там и русло будет
Времени когда? с каких пор? до каких пор? Союзы: когда (когда…то), пока, едва, как только, с тех пор как, до тех пор, пока… Пока не взошло солнце, дышать было легко.

Слайд 20

Виды придаточных обстоятельственных
Условия при каком условии? Союзы: если, (если…то), когда, раз, кабы… Когда труд – удовольствие, жизнь хороша.
Причины почему? Союзы: так как, потому что, оттого что, ибо, вследствие того что… Всякий труд важен, ибо облагораживает человека.
Цели для чего? зачем? с какой целью? Чтобы, для того чтобы, дабы.. Все молчали, чтобы расслышать шорох цветов.

Слайд 21

Виды придаточных обстоятельственных
Сравнения как? Союзы: как, чем, чем – тем, словно, будто, точно, как будто… Воздух только изредка дрожал, как дрожит вода, возмущённая падением ветки.
Уступки несмотря на что? Союзы: хотя, несмотря на то что, пускай, как ни.. Хотя эксперимент проведён тщательно, результата не было.
Следствия что было следствием? Союзы: так что Дожди размыли дорогу, так что пришлось идти пешком.

Слайд 22

Замените простое предложение СПП с придаточным обстоятельственным
С наступлением холодов работа геологов не прекратилась. На месте впадения реки в озеро растёт новый город. Хотя наступили холода, работа геологов не прекратилась. (Хотя…), . Там, где река впадает в озеро, растёт новый город. [Там, (где…), …].

Слайд 23

Нарисовать схемы предложений, указать виды придаточных предложений.
1. Мы едва тащились шагом, потому что мокрый снег прилипал к колёсам и даже тормозил их. 2. Чуть – чуть светлела красноватая полоска там, где село солнышко. 3. Если дружба велика, будет Родина крепка. 4. Снаружи палатка была аккуратно окопана рвом, чтобы не натекала дождевая вода. 5. Когда утих ветер, море успокоилось.
, (потому что)
, (где)
(Если),
, (чтобы)
(Когда),

Слайд 24

Определите вид придаточного предложения
1.Я рассказал про красоту тех мест, куда я еду на лето. 2.Ему и без того казалось, что его несут слишком медленно. 3.Там, где была раньше одинокая скала, лежала груда обломков. 4.Когда люди живут душа в душу, они понимают друг друга с полуслова. 5.Хотел бы, чтоб такая тебя полюбила? 6.Вновь я посетил тот уголок земли, где я провёл изгнанником два года незаметных. 7.Вечером гости уехали, потому что в доме негде было поместиться. 8.Я не забыл заметить, где поставили наших лошадей. 9.Герасим не показывался, так что вместо него за водой должен был съездить кучер Потап. 10.Кто землю лелеет, того земля жалеет.
определ
изъяснит
обстоят.
обстоят.
изъяснит.
определ
обстоят.
изъяснит
обстоят.
мест.- опред.

Слайд 25


Сколько н… тренировался, результаты были низкие. Кто н… приезжал сюда, всем нравилось. Кто н… приезжал сюда, обязательно должен приехать. Кто только сюда н… приезжал! Кто н… знает об этом?

Слайд 26

НЕ и НИ. Отметьте слова, в которых пишется И
6. Как н… меняется жизнь, пословицы не стареют. 7. С вашими способностями как н… учиться! 8. Как н… печально говорить об этом, но надо. 9. Добьюсь своего, чего бы это мне н… стоило. 10.Когда он н… видел море, он вспоминал шум прибоя. 11.Как н… любить море! 12.Сколько н… смотри на море, оно не надоест.
НИ: 1;2;6;8;9;12

Слайд 27

Вставить пропущенные буквы и знаки препинания
Контрольный диктант. Дуб. Уже было начало июня когда князь Андрей возвращаясь домой ехал опять в ту берёзовую рощу в которой этот старый, к..рявый дуб так стра…о и памятно пор…зил его. Бубенчики ещё глуше звенели в лесу чем полтора месяца тому назад; всё было полно т…нисто и густо и молодые ели ра…ыпа…ые по лесу (не)нарушали общей красоты и подделываясь под общий характер нежно зеленели пушистыми м…л…дыми побегами… Да здесь в этом лесу был этот дуб с которым мы были согласны подумал князь Андрей. Да где он? подумал опять князь Андрей глядя на левую ст..р..ну дороги и сам того (не)зная (не)узнавая его любовался тем дубом которого он искал. Старый дуб весь пр…ображё…ый раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени млел чуть к…лыхаясь в лучах вечернего солнца.(Н..) корявых пальцев (н…) б…лячек (н…) старого (не)доверия и горя (н…)чего (не)было видно. Скозь ж…сткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные м..л…одые лист…я так что верить нельзя было что этот старик произвёл их. Да, это тот самый дуб подумал князь Андрей и на него вдруг нашло бе…причи…ое, весе…ее чувство радости и обновления.

Слайд 28

Проверим!
Дуб. Уже было начало июня, когда князь Андрей,возвращаясь домой, ехал опять в ту берёзовую рощу, в которой этот старый, корявый дуб так странно и памятно поразил его. Бубенчики ещё глуше звенели в лесу, чем полтора месяца тому назад; всё было полно, тенисто и густо, и молодые ели, рассыпанные по лесу, не нарушали общей красоты и, подделываясь под общий характер, нежно зеленели пушистыми молодыми побегами… « Да, здесь,в этом лесу, был этот дуб, с которым мы были согласны», - подумал князь Андрей. «Да где он?» - подумал опять князь Андрей, глядя на левую сторону дороги, и, сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. Старый дуб, весь преображённый, раскинувшись шатром сочной, тёмной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца. Ни корявых пальцев, ни болячек, ни старого недоверия и горя - ничего не было видно. Сквозь жёсткую, столетнюю кору пробились без сучков сочные молодые листья, так что верить нельзя было, что этот старик произвёл их. «Да, это тот самый дуб», - подумал князь Андрей, и на него вдруг нашло беспричинное, весеннее чувство радости и обновления.

Слайд 29

СПП с двумя или несколькими придаточными делятся:
1. СПП с последовательным подчинением (к главному предложению присоединяется цепь придаточных: к главному присоединяется 1 –ое придаточное, 1 -ому придаточному подчинено второе, 2- ому – третье и т.д.) Она сказала, что, если он болен, необходимо лечиться. , (что,(если…),…). 2. СПП с параллельным подчинением (части с разным значением, которые относятся к разным словам в главной части). Когда мы пришли в школу, директор представил нам новых учителей, которые будут работать в этом году. (Когда…), , (которые…). 3. СПП с однородным подчинением (части с одинаковым значением, которые относятся к одному слову в главной части и произносятся с перечислительной интонацией. Запятые ставим как при однородных членах предложения). Ты помнишь, товарищ, как вместе сражались, как нас обнимала гроза? , (как…), (как…)? 4. СПП с комбинированным подчинением (придаточные объединены разными типами подчинения). В воздухе, куда ни взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберёшь, идёт ли снег с неба или с земли. [ …, (куда…),… ], (так что …), (ли…).

Слайд 30

Отметьте СПП с однородным подчинением (знаки не расставлены)
1.Не было казалось никакой надежды что дождь сегодня перестанет и мы продолжим свой путь. 2.Слышно было как ветер трепал кусты деревьев как неистовствовало море и лаяли в селении собаки. 3.Лужин брезгливо подумал что нынче все в доме сошли с ума и пошёл к себе в комнату где на столе его ждали шахматы. 4.Слушая Билибина он соображал как на военном совете он подаст своё мнение и как ему одному будет поручено исполнение плана. 5.Как только выйдешь в узкую дверь со двора сразу по правой руке росла яблоня которая у нас называлась липовой. 6.Пока Шамохин говорил я заметил что русский язык и русская обстановка доставляли ему большое удовольствие. 7.Мы с Рагимом варим уху из только что наловленной рыбы и оба находимся в том настроении когда всё кажется прозрачным и на сердце так чисто и нет иных желаний кроме желания думать. 8.Вероятно бог создавая человека догадывался на какие муки его обрекает и дал ему огромный запас сил и терпения.

Слайд 31

Отметьте СПП с последовательным подчинением (запятые не расставлены).
1.Воспитывай в себе идеалы будущего ибо это своего рода солнечные лучи без оживляющего действия которых земной шар превратился бы в камень. 2.Клим остался с таким ощущением точно он не мог понять кипятком или холодной водой облили его. 3.Сколько бы ни был талантлив художник если он полагается на одно вдохновение игнорируя традицию он всё равно будет бесплоден. 4.Мул которого взяли с собой Аринин и Сабитов оказался с ленцой вследствие чего стрелки постоянно от нас отставали. 5.Частые шаги женщин проследовали мимо моей двери причём на слова сказанные кем –то вполголоса раздался смех. 6.Если бы не духота и не спёртый запах ржаного хлеба от которого захватывало дыхание то тут под соломенною крышею отлично было бы прятаться от гостей. 7.Хотя японцы и просили устроить обед на европейский лад однако же нельзя было заставить их есть вилками и ножами поэтому наделали палочек. 8.Самгину показалось что никогда ещё он не слышал чтоб ветер свистел и выл так злобно.

Слайд 32

Отметьте предложения с пунктуационными ошибками
1.Они добрались до деревни, когда солнце начинало садиться, и небо уже окрасилось в золотисто – красные тона. 2.Он начал рассказывать, где был, и что видел, и как ему удалось спастись. 3.Люди могут быть союзниками в том случае, если взгляды их совпадают, и если ясно, что они собираются делать. 4.В минуты, когда меня томит одиночество и мне грустно, я вспоминаю те дни. 5.Лиза понимала, что если она хочет что –то узнать, то надо спешить. 6.По телефону ему ответили, и, хотя голоса он не узнал, но добился главного: получил необходимую информацию. 7.Надо всё же позвонить отцу, и, если тот приедет, Инна с ним осторожно поговорит. 8.Геннадий знал, что если сейчас не помчится в аэропорт, так уже больше никогда не увидит сына. 9.В господский дом Муму не ходила, и когда Герасим носил в комнаты дрова, всегда выжидала его у крыльца. 10.За окном стемнело, так что, когда я закончил чертёж, брат уже спал. 11.Князь Андрей редко смеялся, но зато, когда он смеялся, то отдавался весь своему смеху. 12.Было уже поздно, и, так как артисты всё ещё не появились, люди начали волноваться


  • Схема СПП.
  • Пример СПП.
  • Основные группы СПП по их значению + примеры.

Виды связи в них.

  • Знаки при сложном союзе.
  • Знаки в сложных предложениях.
  • Упражнения

Схема СПП.

[ главное ] ,(придаточ).

[ …, (хотя), … ].

( Несмотря на то что…), .


Пример СПП.

  • В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.


СПП с придаточным определительным.

  • Вопрос: какой?
  • Указательные слова: такой, той, тот, те, та, то.
  • Союзы(союз.слова): который, куда, шде, что, откуда.

  • Мы вышли на поляну, где рос дуб.

СПП с придаточным изъяснительным.

  • Вопросы: вопросы косвенных падежей.
  • Указательные слова: того, тем, то, о том и др.
  • Союзы: что, как, будто, чтобы, ли.

  • Говорили, будто его видели в городе.


Образа действия и степени.

  • Вопросы: как, каким образом, в какой степени.
  • Указательные слова: так, на столько, такой.
  • Союзы: как, что, чтобы, будто, словно, сколько, на сколько.

  • Ученик всё сделал так хорошо, что мастер его похвалил.

  • Вопросы: где, куда, откуда.
  • Указательные слова: туда, там, откуда.
  • Союзы:г де, куда, откуда.

  • Медведь остановился там, где только что стоял лось.

  • Вопросы: когда, как долго, с каких пор, до каких пор.
  • Указательные слова: тогда, то.
  • Союзы: когда, пока, едва, как только, до тех пор пока.

  • Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.

  • Вопросы: при каком условии.
  • Указат.слова: то,(-).
  • Союзы: если, когда, раз.

  • Если исчезает воображение, то человек перестает быть человеком.

  • Вопросы: почему,так как и др.
  • Указат.слова: потому, от того.
  • Союзы: потому что, так как, ибо.

  • Пишу открытку, потому что нет бумаги.

  • Вопросы: зачем, с какой целью.
  • Указат.слова: так, затем.
  • Союзы: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы.

  • Лампа заслонена бумагой, чтобы свет не разбудил Сережу.

Сравнения.

  • Вопрос: как.
  • Указат.слова: -.
  • Союзы: как, подобно, тому как, словно, будто, точно, чем-тем, чем.

  • Всё отскакивает от него, как резиновый мяч.

  • Вопрос: -.
  • Указат.слова: -.
  • Союзы: хотя, хоть, пускай, несмотря, на то что, как ни.

  • Войска все шли и шли, хотя опустилась ночь.

Следствия.

  • Вопрос: вследствие чего.
  • Указат.слова: -.
  • Союз: так что.

  • Снег становился всё ярче и ярче, так что ломило в глазах.

Присоединительные.

  • Содержат добавочное сообщение и присоединяются к главному союзными словами: что, почему, отчего.
  • СПП с придаточным присоединительным синонимичны ССП с союзом и.

  • В город мы уехали вместе, что было вполне естественно.
  • Морозы стояли лютые, отчего и погибли сады.

СПП с несколькими придаточными.

Виды связи в них.


Три вида подчинительной связи:

  • Последовательное подчинение
  • Параллельное подчинение
  • Однородное подчинение

Последовательное подчинение

Схема: , (), ()


  • Будь жесток к себе, если не хочешь, чтобы другие были к тебе жестоки.

Параллельное подчинение

Схема:(), , ()


  • Когда говоришь без всякого плана, сам не отгадаешь, куда приведет тебя твоя речь.

Однородное подчинение

Схема: , (), ().


  • И грустно думать, что напрасно была нам молодость дана, что изменяли её всечасно, что обманула нас она.


Схема: , (если), (если), (как), (как).


  • Не может быть хорошего прозаика, если человек не знает на память лучших наших поэтов, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нем звуки.

Союзы и союзные слова.

  • Подчинительные союзы (что, как, словно) и союзные слова (относительные местоимения и наречия который, чей) в придаточном предложении связывают его связывают его с главным.
  • Союзные слова – члены предложения, а союзы ими не являются.

Сравните:

  • Движение катеров прекратится, если (союз) шторм усилится.
  • Мы увидели новый дом, который (=дом) строители недавно сдали в эксплуатацию.

Который – союзное слово.

1)Союз если связывает придаточное предложение с главным, сам не является членом предложения, нельзя задать вопрос.2)Союзное слово который прикрепляет придаточное предложение к слову дом в главном и является дополнением в придаточном предложении, можно задать вопрос.


Знаки при сложном союзе:

Что, если

Что если, то

Что, когда

Что когда, то

Так что, хотя

Так что, то


Сравните:

  • Она сказала ему, что, если он болен, надо лечиться.
  • Она сказала ему, что если он болен, то надо лечиться.

Знаки в сложных предложениях.

  • Запятая между ними ставится, когда после придаточного предложения нет второй части двойного союза (то, так) или союза но.

  • По сумрачному небу носились густые тучи, и, хотя шел только третий час дня, было темно.

II случай.

  • Между союзами и и хотя запятая не ставится, так как после уступительного придаточного стоит союз но, то, так.

  • По сумрачному небу носились густые тучи, и хотя шел только третий час дня, но было уже темно.


  • Солнце освещал о вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
  • На поляну где рос огромный дуб мы вышли под вечер.

Придаточные определительные.


  • Изъясните мне в чем состоит ваша просьба и может быть мне удастся вам помочь.
  • Он охотно соглашался со всем что говорил капитан.

Придаточные изъяснительные


  • Ветер дул с такой силой что стоять на ногах было невозможно.
  • Ока волочила грунт на перекате с такой силой что было видно как песчаное дно переливается вниз по течению.

Образа действия и степени


  • Куда река пошла там и русло будет.
  • На пне где мы сидели я заметил несколько фигур вырубленных топором и похожих на те которые я видел во время последней экскурсии к реке.
  • Он выехал оттуда откуда одна за другой съезжали во двор лошади.

  • Пока не взошло солнце дышать было легко.
  • В то время как я вздремнул взошла луна и бросала сквозь тучи свой холодный и яркий свет.
  • Очнулся он когда солнце стояло уже высоко.

  • Когда труд удовольствие жизнь хороша.
  • Любое живое дело можно загубить если делать его равнодушными руками.
  • Раз вы согласились так уж нельзя вам отказываться.

Условные


  • Густая трава росла по берегам озера потому что здесь достаточно было влаги.
  • Зелень сохранила свежесть до начала июля вследствие того что весна была сырая.
  • Так как времени оставалось ещё достаточно то я отправился проискать место для своей будущей хижины.

  • Рыбы выскакивали из воды для того чтобы похвастаться перед Петей пестрой чешуей.
  • Дерсу употреблял все усилия подвести плот ближе к берегу дабы дать возможность мне высаиться.

  • Небо опустилось и стало желто – розовым будто на него падал отсвет далекого пожара.
  • Чем дальше мы отходили от дома тем глуше и мертвее становилось вокруг.

Сравнения


  • Хорошие летние туманные дни хотя охотники их не любят.
  • Исток Волги люди знали давно хотя научно географы подтвердили его только в конце минувшего века.

  • Стало так темно что мы все время сбивались с дороги.
  • Снег становился всё белее и ярче так что ломило глаза.

Следствия


Присоединения


  • Виктор попросился в забойщики потому что он слышал что это самая почетная профессия на шахте.
  • Схема: , (потому что …), ( союз что…).

Последовательное подчинение


  • Когда мы пришли отец показал мне несколько крупных окуней и плотиц которых он увидел без меня.
  • Схема: (союз когда …), , (которых …).

Параллельное подчинение


  • Светлым солнечным утром когда ещё вовсю распевали птицы когда ещё не просохла роса на тенистых полянках парка весь лагерь пришел провожать Альку.
  • Схема: [ обст. вр., (когда…), (когда…), … ] .

Однородное подчинение


  • Синцов долго не мог ни у кого узнать когда же подойдет тот поезд на Минск с которым ему предстояло отправляться.
  • Кучер Трофим наклонясь к переднему окну сказал моему отцу что дорога стала тяжела что нам не доехать засветло до Парашина что мы запоздаем.

  • Раз гуляя по лесу я забрел так далеко что чуть-чуть не заблудился но к счастью наконец набрел на тропку которая привела меня к морю где я сейчас же смог ориентироваться.

  • Он о чем – то все время думал и так был занят своими мыслями что когда его спрашивали о чем – нибудь то он вздрагивал встряхивал головой и просил повторить вопрос.

  • Он [ Дерсу ] считал своим долгом предупредить об угрожающей опасности и если видел что его не слушают покорялся шел молча и никогда не спорил.

  • Яков встал рано утром когда солнце ещё не палило и с моря веяло борой свежестью.
  • Когда я сказал что розы будут цвести всё лето если правильно срезать цветы дети были в восторге.















1 из 14

Презентация на тему: Сложноподчиненные предложения

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, части которого связаны подчинительными союзами или относительными словами и подчинительной связью. Сложноподчинённые предложения - это сложные предложения, части которого связаны подчинительными союзами или относительными словами и подчинительной связью. В сложноподчинённых предложениях одно простое предложение (придаточное) зависит от другого (главного). От главного предложения к придаточному можно задать вопрос. Например, Он сказал (что он сказал?), что придёт поздно.

№ слайда 4

Описание слайда:

В сложноподчинённом предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. В сложноподчинённом предложении простые предложения связаны между собой подчинительными союзами или союзными словами. Подчинительные союзы (что, чтобы, как, словно,когда,куда и др.) Союзные слова(относительные местоимения и наречия который,чей, кто, куда, почему и др)

№ слайда 5

Описание слайда:

№ слайда 6

Описание слайда:

В главном предложении часто бывают указательные слова: тот, там туда, оттуда, тогда, столько и др., которые выделяют содержание придаточного, например: В главном предложении часто бывают указательные слова: тот, там туда, оттуда, тогда, столько и др., которые выделяют содержание придаточного, например: 1)Никогда не беспокой другого тем, что можешь сделать сам. Союзы по составу могут быть простыми (что, как, когда и др.), составными (так как, так что, потому что и др.) и двойными (если …….,то; так как…….,то; чем …….,тем) например: Уже совсем стемнело, так что людей на улице не было -составной союз

№ слайда 7

Описание слайда:

В одних сложноподчинённых предложениях место придаточного неизменно: придаточное всегда стоит после главного или после того слова, к которому относится, например: Земля и море погрузились в глубокий мрак, так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего. В одних сложноподчинённых предложениях место придаточного неизменно: придаточное всегда стоит после главного или после того слова, к которому относится, например: Земля и море погрузились в глубокий мрак, так что в нескольких шагах нельзя было увидеть рядом идущего. В других сложноподчинённых предложениях место придаточного предложения можно менять, например: 1)Экспедиция отправится в Арктику завтра, если будет лётняя погода. 2)Если будет лётная погода, экспедиция отправится в Арктику завтра. 3)Экспедиция, если будет лётная погода, отправится в Арктику завтра. Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми!

№ слайда 8

Описание слайда:

Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений: с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными. Выделяются три наиболее широкие по значению группы сложноподчинённых предложений: с придаточными определительными, изъяснительными и обстоятельственными.

№ слайда 9

Описание слайда:

Определительные (относятся к члену предложения, который выражен именем существительным или субстантивированным словом, отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при помощи союзных слов: который, чей, какой, когда, где, куда и т.д.): [С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то крик]. [То место, (где мы отдыхали), очень красивое]; Определительные (относятся к члену предложения, который выражен именем существительным или субстантивированным словом, отвечает на вопросы который? какой? и присоединяется при помощи союзных слов: который, чей, какой, когда, где, куда и т.д.): [С улицы, (которая была полна народу), доносился чей-то крик]. [То место, (где мы отдыхали), очень красивое];

№ слайда 10

Описание слайда:

Изъяснительные (или дополнительные) (отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить, без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными): [Бабушка попросила], [чтобы я купил лекарства]; Изъяснительные (или дополнительные) (отвечают на вопросы косвенных падежей, относятся к такому члену главного предложения, чей смысл надо разъяснить или дополнить, без придаточных изъяснительных такие сложные предложения были бы незаконченными и непонятными): [Бабушка попросила], [чтобы я купил лекарства];

№ слайда 11

Описание слайда:

Времени (в них указывается на действие, соотносительное по времени с действием в главном предложении, отвечают на вопросы когда? как долго? с какого времени? и т.д.): (Когда я вернулся домой), [сестра уже делала уроки]; Времени (в них указывается на действие, соотносительное по времени с действием в главном предложении, отвечают на вопросы когда? как долго? с какого времени? и т.д.): (Когда я вернулся домой), [сестра уже делала уроки]; Места (указывают на место, где происходит действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов где, куда, откуда и отвечают на вопросы где? куда? откуда? и т.д.): [Через столько лет он вернулся туда], (где провёл свою юность); Образа действия (указывают на образ или способ выполнения действия, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению с помощью союзов как, что и т.д. и отвечают на вопросы как? каким образом?): [Надо было всё сделать таким образом], (чтобы мама ничего не узнала);

№ слайда 12

Описание слайда:

Меры и степени (указывают на степень качества, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов что, насколько и т.д. и отвечают на вопросы на сколько? до какой степени?): [Солнце светило так ярко], (что мне пришлось зажмуриться); Меры и степени (указывают на степень качества, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов что, насколько и т.д. и отвечают на вопросы на сколько? до какой степени?): [Солнце светило так ярко], (что мне пришлось зажмуриться); Причины (указывают на причину того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов потому что, из-за того что, благодаря тому что и т.д. и отвечают на вопросы почему? отчего? по какой причине?): [Я не пошёл вчера в школу], (так как было очень холодно); Цели (указывают на цель того, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов чтобы, для того чтобы и тд. и отвечают на вопросы зачем? для чего?); Присоединительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзных слов что, где, когда и т.д.): [Её не было дома], (что бывало нечасто).

№ слайда 13

Описание слайда:

Условные (указывают на условие, при котором совершается действие, описанное в главном предложении, к главному предложению присоединяются при помощи союзов если, когда, коли и т.д. и отвечают на вопрос при каком условии?): [Я тебе там эту книгу], (если ты пообещаешь вернуть ев через неделю); Условные (указывают на условие, при котором совершается действие, описанное в главном предложении, к главному предложению присоединяются при помощи союзов если, когда, коли и т.д. и отвечают на вопрос при каком условии?): [Я тебе там эту книгу], (если ты пообещаешь вернуть ев через неделю); Сравнительные (поясняют то, о чём говорится в главном предложении путем сравнения, к главному предложению присоединяются при помощи союзов как, будто, как будто и т.д.): [Мы втроём начали беседовать], (как будто век были знакомы); Уступительные (указывают на условия, вопреки которым совершается действие, о котором говорится в главном предложении, присоединяются к главному предложению при помощи союзов хотя, несмотря на то что и т.д.): (Хотя он был еще очень юным), [он рассуждал очень разумно]; Следствия (указывают на следствие, которое вытекает из главного предложения, присоединяются при помощи союза так что): [Уже поздно], (так что пойдем домой);

№ слайда 14

Описание слайда:

Схема разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным Схема разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным 1.Определить тип предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное, побудительное). 2.Указать вид предложения по эмоциональной окраске (восклицательное или невосклицательное). 3.Определить главное и придаточное предложения, найти их границы. Составить схему предложения: задать (если возможно) вопрос от главного к придаточному, указать в главном слово, от которого зависит придаточное (если оно присловное), охарактеризовать средство связи (союз или союзное слово), определить тип придаточного (опреде-лительное, изъяснительное и т. д.). Образец разбора сложноподчинённого предложения с одним придаточным 1) [Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну], (отчего и образовалась эта яма) (А. Чехов). , (отчего). Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным присоединительным. Придаточное относится ко всему главному и присоединяется к нему союзным словом отчего. 2) (Чтоб быть современнику ясным), [весь настежь распахнут поэт] (А. Ахматова). (чтоб), . Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным цели. Придаточное отвечает на вопрос с ка-кой целью?, зависит от всего главного предложения и присоединяется к нему союзом чтоб. 3) [Я люблю всё], (чему в этом мире ни созвучья, ни отзвука нет) (И.Анненский). [мест.], (чему). Предложение повествовательное, невосклицательное, сложноподчинённое с придаточным местоименно-определительным. Придаточное отвечает на вопрос какое?, зависит от местоимения всё в главном, присоединяется союзным словом чему, которое является косвенным дополнением.

1 из 16

Презентация - Сложноподчинённые предложения

Текст этой презентации

Сложноподчинённые предложения
Теоретические сведения

Строение сложноподчинённых предложений
Придаточное предложение может стоять после главного, в середине главного предложения или перед ним:
1. , ().
2. [ ,(), ].
3. (), .

Придаточное предложение отделяется от главного запятыми. Если придаточное предложение стоит в середине главного, оно выделяется запятыми с двух сторон. Пример: В полдень из гнезда, которое находилось прямо над крыльцом, вылетел еще один птенец.

Союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
Союзы К ним нельзя задать вопрос. Не являются членами предложения. Можно заменить другим союзом или опустить.
Союзные слова К ним можно задать вопрос. Являются членами предложения. Нельзя опустить, можно заменить другим союзным словом.
Придаточные предложения присоединяются к главному союзом или союзным словом:

Союзы союзные слова в сложноподчиненном предложении
Примеры: Ей снится, что она идёт по сказочно красивому мосту. Что написано пером, то не вырубишь и топором.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными
СПП с несколькими придаточными можно разделить на три группы: с однородным подчинением; с неоднородным подчинением (параллельным); последовательным подчинением; Иногда в СПП с несколькими придаточными используются комбинации связей (одновременно однородное и последовательное или параллельное и последовательное и т.д.)

Однородное подчинение
Придаточные предложения относятся к одному и тому же слову в главном предложении или ко всей главной части; придаточные предложения отвечают на один и тот же вопрос.
Пример: Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг отчизне посвятим души прекрасные порывы.
(Пока), (пока), .

Параллельное (неоднородное) подчинение
Придаточные предложения отвечают на разные вопросы; придаточные предложения поясняют разные слова главной части, но могут относиться к одному и тому же слову.
Пример: Когда прогремел гром, гул проник в ущелье, где ехали путники. (Когда), , (где).

Последовательное подчинение
Придаточные предложения располагаются цепочкой. Первое придаточное поясняет главное. Это придаточное предложение 1 степени. Второе придаточное (2 степени) поясняет придаточное 1 степени и т. д.
Пример: Я хочу, чтобы слышала ты, как тоскует мой голос живой.
, (чтобы), (как).

Запятая ставится: Если при последовательном подчинении рядом окажутся союзы что и если, что и когда, так что и хотя и др., то между союзами ставится запятая. ,(что,(если …), …). Например: Я уже подумал, что, если в сию решительную минуту не переспорю старика, уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки.
Запятая не ставится: Запятая не ставится в том случае, если далее идет вторая часть союза – то или так. ,(что (если …), то …). Например: Я уже подумал, что если в сию решительную минуту не переспорю старика, то уже впоследствии трудно мне будет освобождаться от его опеки.

Пример: Не может быть хорошего прозаика, если человек не знает на память лучших наших поэтов, если он не слышит, как звучит слово, как чередуются в нём звуки.
Однородное и последовательное подчинение
В сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными возможны комбинации связей

Виды придаточных предложений
Определитель ные
Изъяснитель ные
Обстоятельст венные
Присоедини тельные
что чтобы как как будто …
который что кто где куда откуда когда …
времени (когда, пока, …) причины (потому что, …) условия (если, …) места (где, куда, …) цели (чтобы, …) образа действия (как, …) сравнения (как, …) уступки (хотя, …) следствия (так что, …) присоединительные (что, …)
что почему отчего

Изъяснительные придаточные
Отвечают на падежные вопросы; относятся к находящимся в главном предложении изъясняемым словам со значением речи (сказал(что?), сообщение(о чём?), известен(чем?)), мысли (подумал (о чём?), вспомнил(что? о чём?), мысль(о чём?)) или чувства (обрадовался(чему?), рад(чему?), жаль(чего?))и др.; уточняют (дополняют, поясняют) смысл изъясняемых слов; соединяются с изъяснительными словами при помощи союзов что, как, будто, чтобы, союзных слов, частицы ли в значении союза. Пример: Я пришел к тебе с приветом рассказать(что рассказать?), что солнце встало.

Определительные придаточные
Отвечают на вопрос какой?; относятся к определяемым словам, содержащимся в главном предложении, и дают им характеристику; соединяются с определяемыми словами при помощи союзных слов – местоимений и наречий: который, что, куда, когда, где, и др.; всегда стоят после определяемого слова. Пример: Слово – удивительный дар(какой?), которым обладает человек.
Местоимённо-определительные придаточные Отвечают на вопросы кто именно? что именно? Относятся не к существительным, а местоимениям, которые употребляются в значении существительного. Пример: Кто ищет, тот всегда найдёт.

Обстоятельственные придаточные
Относятся ко всему главному предложению или к словам с обстоятельственным значением в главном предложении и уточняют место, время, причину, цель действие и др.; имеют те же значения, что и обстоятельства в простом предложении, и отвечают на те вопросы; соединяются с главным предложением при помощи союзов и союзных слов. Пример: Так я заглядывала в колодец до вечера (до каких пор?), пока не зажглись первые звезды.
Времени
Причины
Условия
Места
Цели
Образа действия и степени
Сравнения
Уступки
Следствия
Различают виды обстоятельственных придаточных:

Присоединительные придаточные
Содержат добавочное сообщение и соединяются с главным предложением союзными словами что, почему, отчего. Пример: Ночью поднялся сильный ветер, что осложнило ситуацию. Из сложноподчиненного предложения с придаточным присоединительным можно составить сложносочиненное предложение с союзом и. Пример: Ночью поднялся сильный ветер, и это осложнило ситуацию.

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:


  • Тип урока: усвоение новых знаний
  • Цели и задачи урока: 1)Образовательная: дать понятие о видах сложноподчиненных предложений и научить определять виды придаточных предложений;
  • 2) Развивающая: развивать интеллектуальные умения: анализировать, классифицировать и систематизировать материал по синтаксису сложного предложения
  • воспитывать стремление к рефлексии, к самоконтролю и самопостижению
  • Развивать мышление и творческие умения учащихся, которые добыты в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем по теме «Виды сложноподчиненных предложений».
  • 3)Воспитательная: воспитывать любовь к Родине через восприятие поэзии С. Есенина

  • I. Организационный момент.
  • Определение готовности к уроку, приветствие, отметка отсутствующих в классном журнале.

  • Учащиеся выполняют работу в тетрадях, правильно и быстро выполнившие получают дополнительное задание

В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

  • 1. водор..сли, впеч..тление, т..инственный
  • 2. подж..гатель, пр..зидент, щ..бетать
  • 3. м..ниатюра, заст..лая, опр..вдать
  • 4. пог..сить, в..рхушка, сбл..жаясь

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

  • Подъезжая к родным местам,
  • 1. у меня забилось сердце.
  • 2. мной овладело волнение.
  • 3. я всегда сильно волнуюсь.
  • 4. воспоминания о детстве переполняли меня.

В каком ряду все части речи служебные? 3 балла

1.Ради (меня), когда-то, чтобы, именно

2.Вчера, вследствие (случившегося), разве, из-за

3.После (работы), в течении (реки), потому что, несмотря на

4.В течение (дня), лишь, так что, втроём


Замените словосочетание ДЕРЕВЯННОЙ ИГРУШКОЙ, построенное на основе связи согласование , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание.


  • 4. игрушка из дерева

всего – 7 баллов


  • 2. - Какие цели и задачи вы бы поставили, узнав тему урока?
  • Учитель сравнивает варианты учащихся с теми целями и задачами урока, которые поставил он.
  • Учащиеся записывают тему в тетрадь.
  • Предлагают варианты.
  • Учащиеся сравнивают цели и задачи, поставленные ими и учителем, и делают вывод.
  • Учитель уточняет, делает вывод.
  • На доске появляется следующая запись

Цели( Знания и умения, которыми вы сегодня должны овладеть):

1.НАУЧИТЬСЯ КЛАССИФИЦИРОВАТЬ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

2. ЗАКРЕПИТЬ ПУНКТУАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ.

3. УМЕТЬ УПОТРЕБЛЯТЬ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В РЕЧИ.

  • - знать виды СПП и виды придаточных предложений,
  • - усвоить алгоритм определения вида придаточного предложения,
  • - различать подчинительные союзы и союзные слова

  • Работа с учебником
  • Составление опорной таблицы
  • Стр.271-272

Определительные

Изъяснительные

Обстоятельственные


  • На какие виды делятся сложноподчиненные предложения по смысловым отношениям между главной и придаточной частью и по структуре?
  • Можно ли их соотнести с второстепенными членами предложения, если можно, то как?
  • Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными изъяснительными. обстоятельственными

  • Алгоритм рассуждения при определении вида придаточного предложения
  • 1) найти грамматические основы ,
  • 2) установить смысловые отношения между частями сложного предложения, определить главное и придаточное предложения,
  • 3) поставить вопрос от главного к придаточному,
  • 4) найти союз или союзное слово в придаточном предложении,
  • 5) по вопросу и союзу определить вид придаточного предложения.

1.Определите и выпишите предложение, которое является сложноподчиненным.

1.Я шел вдоль ручейка,а он все звонче журчал и журчал.

2.В ряде мест люди проложили к ручейку тропинки.

3.В летнюю пору, в зной, вероятно, не один человек приклонил здесь колена, чтобы утолить жажду.

4.Солнце играло в переливах воды, а ручеек искрился, все пел и пел о разном.


Ответ:

3. В летнюю пору, в зной, вероятно, не один человек приклонил здесь колена, чтобы утолить жажду.

1 балл


  • Определите вид сложноподчиненного предложения, составьте его схему, поставьте знаки препинания


  • 2.Полюбил я седых журавлей с их курлыканьем в тощие дали потому что в просторах полей они сытных хлебов не видали.

не будет этих нив,

златящихся во мгле.




  • 1. , (когда) - придаточное обстоятельственное
  • 2. , (потому) - придаточное обстоятельственное
  • 3. , (что) - придаточное изъяснительное
  • 4. , (когда) - придаточное обстоятельственное
  • 5. , (что) - придаточное определительное 5 баллов


Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою»…


ПАТРИОТИЗМ – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины.

ПАТРИОТИЗМ – любовь, преданность и привязанность к Отечеству, своему народу.


  • На выбор учащихся предлагается 3 вида самостоятельной работы:
  • 1.Продолжить предложения, указать их вид, составить схему
  • 2. Определить вид предложенного предложения, поставить знаки препинания, составить схему
  • 3. Ответить на вопрос: «Патриот. Кто это?» (написать мини-сочинение, используя сложноподчиненные предложения

  • Что Я делал сегодня?
  • Как Я работал?
  • Чего Я достиг?
  • За урок возможно набрать 18 баллов

Домашнее задание

параграф 210, упр.145

Спасибо всем за урок!

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!