Что означают образы ангела, тельца, льва и орла на иконах святых, написавших книги евангелия. Символы евангелистов и их значение Что означает ангел человеку матфея

; соответственно, в христианской традиции признаны четыре евангелиста - Матфей, Марк, Лука, Иоанн.

Точнее, авторство евангелистов особого рода, не претендующее на индивидуальное авторство в современном смысле слова, но ставящее целью донести весть об Иисусе Христе и Его учении; оно обозначено специфической формулой «Евангелие от…», что значит «Евангелие, скрепленное авторитетом такого-то», «воспринятое из уст такого-то» (см. подробнее Евангелие).

Йорданс Четыре евангелиста.

В Апокалипсисе Иоанна Богослова указывается, что первое животное было подобно льву, второе - тельцу, третье имело человеческий лик, а четвертое было «подобно орлу летящему» (Откр 4:7). Лица в том порядке, в каком они указаны у Иезекииля, были соотнесены с четырьмя евангелистами - в порядке следования Евангелий в каноне - и стали изображаться в христианской иконографии (см. Иконы).

Впервые такое изображение зафиксировано на мозаике в церкви св. Пуденцианы в Риме (начало 5 в.). Постепенно выработался определенный иконографический канон: если символы четырех евангелистов изображались в один ряд, то художники придерживались порядка Евангелий в составе Нового Завета, т. е. изображали последовательно ангела , льва, тельца (быка) и орла; если же символы помещались в четырех углах иконы, фрески, картины, миниатюры, то в верхнем ряду слева изображался ангел, справа - орел (как символы небесных сфер), а в нижнем ряду слева - лев, справа - телец (как символы земного мира).

Далее в эпоху Средневековья в четырех животных и их ликах увидели символику, связанную с самим Иисусом Христом: являясь человеком во всей полноте и одновременно неся в Себе всю полноту духовной природы (ангел), Он был принесен в жертву как жертвенное животное (телец), затем восстал подобно льву и вознесся на небо подобно орлу.

Г. В. Синило

Символы евангелистов: Лев, Телец, Ангел, Орел

Символы евангелистов - символические изображения четырёх евангелистов в образе существ: Матфей в образе ангела, Марк в образе льва, Лука в образе тельца, Иоанн в образе орла. Каждый крылат и держит Евангелие. Источник символов можно найти в ветхозаветном пророчестве Иезекииля (Иез.1).

С 1722 года по указу Синода запрещено изображать евангелистов непосредственно в виде животных. Символы евангелистов могли лишь сопровождать изображения в человеческом облике. Символические изображения остались в старообрядческой иконописи.

Старообрядцам свойственна иная, более древняя на русской почве идентификация символов с евангелистами: Иоанн символизируется львом, Марк - орлом, Матфей - ангелом, Лука - тельцом. Такое толкование пророчества Иезекиля восходит к Иринею Лионскому.

Источником для такого изображения послужили цитаты из Книги пророка Иезекииля и Откровения Иоанна Богослова:И я видел, и вот, бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; и из средины его видно было подобие четырех животных… и у каждого четыре лица, и у каждого из них четыре крыла… и сверкали, как блестящая медь… Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны - лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех. Иез 1:4-10

И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему.

Откр 4:7

Первоначально евангелисты идентифицировались с четырьмя херувимами (престольными ангелами Господними), но с V в. их вытеснил тетраморфизм. Эта четвероликость исходит из древневосточных представлений о стражах четырех краев света, держащих небосвод, которые в свою очередь основываются на зодиакальных символах.Ириней Лионский (ок. 180) сравнивал евангелистов, исходя из их идеальных свойств, с четвероликим существом, не характеризуя каждого в отдельности, но обращая внимание на специфику воздействия благовествования:

  • лев - выражает царственную мощь,
  • телец - жертвенное служение,
  • человек - вочеловечение,
  • орел - боговдохновенность (Pneuma), пронизывающую Церковь.

Иероним (ок. 348-420) мотивирует это таким образом:

  • Матфея символизирует человек, поскольку его благовествование начинается с генеалогии Христа;
  • Марка - лев, поскольку его Евангелие открывает «глас вопиющего в пустыне» - Иоанна Крестителя;
  • Луку - жертвенный телец, поскольку его рассказа начинается с жертвы Захарии;
  • Иоанна - орёл, ибо у него более всего бросается в глаза духовное воспарение в сферы небес .

В дальнейшем произошла рядоположенность четырех евангелистов с другими группами той же численности. Например, в текстах встречается сравнение Евангелий с четырьмя реками рая.Несомненно, речь идет о специфическом олицетворяющем воплощении величественности, мощи, силы и проницательности и устремленности на основе древних мотивов и традиций. Древней является и их соотнесенность с четырьмя главными добродетелями - мудростью, неустрашимостью, рассудительностью и справедливостью.

Г. Хайнц Мор

Евангелисты в астрологии

Символических животных евангелистов соотносят с зодиакальными знаками «фиксированного креста», приходящимися на середину четырёх времён года.

В христианстве множество символов. Мы уже писали о самых распространенных из них, связанных , .

Наверное, многие задавались вопросом: что означают изображения, которые находятся рядом с образами апостолов-евангелистов? В храмах и часовнях часто можно встретить на разных стенах (чаще под куполом или на царских вратах) Ангела, Льва, Тельца и Орла . Как и все символы, эти изображения несут свой сакральный смысл.


Конечно, каждый верующий знает, что существует 4 Евангелия , написанные разными апостолами. Это Матвей, Марк, Лука и Иоанн . Несложно догадаться, что по той причине, что эти четыре апостола писали Евангелие, их стали звать евангелистами . Кстати, слово «Евангелие» переводится как «благая весть» , апостолы в своих книгах несли «благую весть» об учении Христа.


Стоит отметить, что символы не сразу закрепились за апостолами-евангелистами, многие богословы спорили относительно принадлежности и трактовки этих символов. Однако приблизительно со II века (впервые символика появилась у священномученика Иринея Лионского ) появилось обоснование аллегорических образов, связанных с евангелистами, которое мы используем и сегодня. Матфей изображается рядом с Ангелом (Человеком), Марку соответствует Лев , Луке -Телец (Вол), а Иоанна символизирует Орел .

Считается, что эти символы берут начало из видения ветхозаветного пророка Иезикииля (Книга пророка Иезекииля, гл. 1, стих 10), который увидел существо, спустившееся с небес. Оно имело тело человека, и четыре лика: лицо человека, морду льва, тельца и голову орла. Изначально образ этот трактовался как обозначение четырех Ангелов, которые окружали престол Бога. Позднее эти четыре образа образовались в один термин – тетроморф (с греч. «четырехвидный» ). Такое единство можно встретить в древних росписях храмов, на иконах, а также считается, что слова литургии «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек)» также относятся к древнему тетроморфу.

Тетроморф Фреска монастыря Высокие Дечаны, Косово, Сербия. Около 1350 г.



Лепнина с изображением Льва, Орла, Ангела и Тельца на Кафедральный соборе в г.Бургос Испания


В Откровении Иоанна Богослова эти четыре ипостаси упоминаются порознь. Подобно четырем сторонам света, четырем временам года, четыре символа евангелистов образуют единство Евангелия, изложенного в четырех книгах. Любопытно, но многие исследователи-богословы (например, Григорий Двоеслов ) сравнивают образы евангелистов с Самим Господом Иисусом Христом. Он был рожден как Человек , искупил грехи человечества Своей Кровной Жертвой, подобно Тельцу , далее воскрес и разорвал узы смерти, будто Лев и вознесся на небо, подобно Орлу .

Похожее сравнение встречается и у патриарха Софрония . Он считал, что Человек - это символ явления во плоти Господа Иисуса Христа, Лев – сила и слава Господа, Телец – служение и жертва Христа, Орел – символ сошедшего Святого Духа.


Итак, расскажем о евангелистах и их символах немного подробнее.

Первое каноническое Евангелие было написано Левием Матфеем , ученые считают, что это приблизительно 41-55 гг .

Матфей был среди 12 ближайших избранных учеников Иисуса Христа. До того, как он уверовал в Господа и последовал за Учителем, Левий Матфей был мытарем, т.е. сборщиком налогов.

Символом евангелиста Матфея считается Ангел (Человек), как символ Мессии, Сына Божьего, который был послан на землю. Евангелие от Матфея начинается с родословной Иисуса Христа, как будто бы тем самым вновь подтверждается Его человеческая природа.


Марка второе и самое короткое из четырех Евангелий, вероятно, было написано в 60-70 е гг.

Марк был апостолом от 70, учеником апостола Петра . Марка отождествляют с мощным и сильным Львом , символом царственности и могущественности Иисуса Христа. Как Всемогущий Царь славы, Спаситель победил смерть и открыл врата Рая.


Третье Евангелие от Луки датируется приблизительно в диапазоне от 70 до 100 гг . Это Евангелие отличается историческими подробностями, яркими притчами и событиями, которых нет в других Евангелиях (например, рассказ о родителях Иоанна Крестителя).

Лука был одним из 70 апостолов, ближайший соратник апостола Павла . В своем Евангелии Лука описывает и растолковывает читателям главное: смысл спасительной жертвы Иисуса Христа. Сын Божий ценой собственной жизни искупил все грехи человечества: «так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» (Лк.24:46).

Именно потому, что в этом Евангелии подчеркивается жертвенное страдание Господа Иисуса Христа, символом апостола Луки является жертвенный Телец (Вол).


Последнее Евангелие от Иоанна повествует о Божественной природе Господа Иисуса Христа. Точная дата его написания неизвестна, вероятней всего, оно было написано в самом конце I века .

Мы знаем, что Иоанн был самым близким и любимым учеником Иисуса Христа, его называют «апостолом любви», и в его Евангелии много внимания уделено учению Христа о любви. Именно он вместе с Божией Матерью находился рядом с распятым Господом и именно Иоанну Спаситель, пребывая на кресте, доверил заботиться о Пресвятой Богородице.

Апостол Иоанн стал единственным апостолом из 12, который не принял мученическую кончину за Христа, а умер своей смертью (кстати, как и Божию Матерь, Бог забрал на небо и тело апостола Иоанна). Господь подготовил ему особое служение, часто на иконах евангелист Иоанн изображается с Ангелом на плече, который диктует ему Божественное Откровение .



Символом апостола Иоанна является Орел , это символ высоты учения, которое изложил в своем Евангелии апостол, а также символ Святого Духа, которого удостоились люди, очистившись от своих грехов.

В нашей мастерской есть замечательный крестик, на котором изображены символы четырёх евангелистов. Четыре рельефа создают здесь единый замкнутый круг, подобно тому, как четыре Евангелия образуют единую Книгу Жизни Господа Иисуса Христа.

Книгой А. В. Подосинова мы начинаем издание новой серии под названием SERIES MINOR (Малая серия). В ней будут публиковаться сравнительно небольшие научные работы. У каждого ученого возникают интересные темы, разработка которых превышает рамки журнальных статей, но в то же время не требует объема «толстых» книг.

Научная ценность таких трудов отнюдь не меньше, чем прочих, однако с их публикацией часто возникают сложности. Задача новой серии дать возможность «малым трудам» быстро увидеть свет. Наряду с монографическими работами в ней предполагается также издавать небольшие тематические сборники.

Сейчас, например, готовится к изданию сборник статей историков, археологов, филологов, астрономов и математиков, посвященных критическому анализу «Новой хронологии» академика А. Т. Фоменко.

Тематика SERIES MINOR остается традиционной для нашего издательства. Это - история культуры, семиотика, филология, философия, история. Мы надеемся, что новая серия найдет отклик как у исследователей, которые будут заинтересованы предложить в нее свои труды, так и у читателей, следящих за нашими изданиями.

А.В. Подосинов - Символы четырех евангелистов - Их проис­хождение и значение

Язык. Семиотика. Культура. Малая серия

Москва: Языки русской культуры, 2000. - 176 с.

ISВN 5-88766-042-2

А.В. Подосинов - Символы четырех евангелистов - Их проис­хождение и значение – Содержание

Предисловие

Введение

ЧАСТЬ I. ЗООАНТРОПОМОРФНАЯ СИМВОЛИКА СТРАН СВЕТА

  • Истоки символов евангелистов в Новом и Ветхом Завете
  • Откровение Иоанна Богослова (4, 6-7)
  • Книга пророка Иезекииля (1, 4-26).
  • Херувимы в Ветхом Завете и в последующей традиции
  • Ближневосточные и египетские параллели
  • «Четыре животных» Иезекииля как символы стран света
  • Состав «четырех животных» на фоне архаических культур Евразии
  • Три животных - символы вертикальной трехчленности космоса
  • Соотношение трехчленной вертикали и четырехчленной горизонтали
  • Место человека в четырехчленной горизонтальной картине мира
  • Виды тетраморфкости символов стран света
  • Попытка атрибуции библейских «животных» странам света
  • Вторичное осмысление символов евангелистов как персонификации стран света

ЧАСТЬ II ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА СТРАН СВЕТА

  • Книга пророка Захарии (6, 1-6)
  • Откровение Иоанна Богослова (6, 1-8)
  • Вместо заключения:
  • «Синий буйвол, и белый орел, и форель золотая...»

Список сокращений

Литература

Список иллюстраций

Zusammenfassung

А.В. Подосинов - Символы четырех евангелистов - Их проис­хождение и значение – Введение

Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть.

Ибо как четыре есть страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра,

И так как церковь рассеяна по всей земле, а столп и утверждение церкви есть Евангелие

И Дух Жизни, то надлежит ей иметь четыре столпа.

Св. Ириней, «Против ересей»

В христианском богословии уже с конца II в., а с IV в. и в христианском искусстве четырем евангелистам были приданы в качестве их атрибутов и символов следующие живые существа: Матфей ассоциируется, как правило, с образом ангела, Марк - льва, Лука - быка (тельца), Иоанн - орла.

Впервые эти существа были соединены с именами евангелистов во II в. Иринеем Лионским, его атрибуция символов отличалась от принятой позже (человек символизировал собой Матфея, лев - Иоанна, телец - Луку, орел - Марка). Как символы евангелистов эти образы закрепились в богословии с Иеронима, а начиная с VII в. его трактовка их становится обязательной на христианском Западе.

В христианской экзегетике существовали различные объяснения этих существ. Одно толкование, которое развивала сирийская школа, а также Григорий Великий (конец VI в.), рассматривало существа как символы самого Христа в различные фазы его жизни: при рождении он человек, при смерти - жертвенный бык, при воскресении- лев, при вознесении - орел. Интерпретация и атрибуция существ у Иеронима и в основанной на его авторитете последующей традиции (вплоть до современных христианских энциклопедий) такова: атрибуция живых существ тому или иному евангелисту связана с началом повествования соответствующего Евангелия. Так, человеческий образ ангела как символ Матфея должен был отражать человеческую генеалогию Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея; лев Марка - проповедь Иоанна Крестителя в пустыне; бык Луки - жертву Захарии, орел Иоанна-возвышенный, устремленный к небесам характер зачина иоаннова Евангелия.

Часто христианские богословы приводили обе (или даже более) трактовки связи евангелистов и живых существ. На христианском Востоке была принята интерпретация, сходная с иринеевской, а именно, лев олицетворяет иоанново Евангелие, так как там описывается происхождение Христа от Бога-Отца, бык - Евангелие Луки, а человек - Евангелие Матфея (объяснение Иринея сходно в этих двух случаях с иеронимовым), орел - Евангелие Марка, ибо оно имеет профетический характер и исполнено Святого Духа.

На иконах и других священных предметах часто можно увидеть изображения символов евангелистов. Это изображения четырех живых существ – ангела, льва, тельца (быка), орла. Символы раскрывают различные стороны искупительного подвига и учения Спасителя в изложении евангелистов.

При евангелисте Матфее изображается Ангел, как символ мессианского посланничества в мир Сына Божия, предреченного пророками. Евангелист Марк символизируется львом, в ознаменование могущества и царственного достоинства Христа. Евангелиста Луку изображают с тельцом, подчеркивая жертвенное, искупительное служение Спасителя. Орел при евангелисте Иоанне изображает высоту евангельского учения и сообщаемых в нем божественных тайн.

Восходят символы к пророческим видениям четырех животных. Пророку Иезекиилю при реке Ховаре отверзлись небеса и он увидел из среды огня четырех животных: «Подобие лиц их – лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех»(1:10). Видение таинственных животных было и св. апостолу Иоанну Богослову: «и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4: 6-7).

Изображения четырех евангелистов и символизирующих их существ в традиционной композиции росписей православного храма обычно помещаются по четырем сторонам крестово-купольного свода, на так называемых «парусах», поддерживающих купол, внутри которого обычно изображают Господа Вседержителя.

Также образы четырёх евангелистов с четырьмя «животными» Апокалипсиса по традиции находятся на Царских вратах вместе с образом Благовещения.

В первые века христианства символами евангелистов были 4 райские реки. На смену им в том же периоде явились символы четырех животных, окружающих престол Иеговы, по описанию пророка Иезекииля.

Изначально, по Иринею Лионскому, трактовка этих символов была такой: лев – Иоанн, орел – Марк, человек – Матфей, вол – Лука.

Блаженный Иероним предлагает распределение символов, принятое у нас в настоящее время: Матфей – человек, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел.

Изъяснение символов в смысле указания на искупление Иисуса Христа, Который вочеловечился (человек), покорил врагов (лев), принес Себя в жертву за род человеческий (телец) и вознесся на небеса (орел), не достигает цели: оно не определяет, почему именно символ человека усвоен евангелисту Матфею, лев – Марку и т.д.

Объяснение блаженного Иеронима: в евангелии Матфея родословие Иисуса Христа, в евангелии Марка – голос льва, рыкающего в пустыне: глас вопиющего в пустыни..; в евангелии Луки речь о свящ. Захарии, в евангелии Иоанна о недосягаемой высоте Слова. С этим последним объяснением согласно и объяснение св. Григория Двоеслова, допускающего, впрочем, и возможность другого объяснения в приложении к Иисусу Христу, Который принял плоть (человек), принес себя в жертву (телец), расторгнул узы смерти (лев) и вознесся на небо (орел).

У Софрония, патриарха иерусалимского: лев – сила и начальство Иисуса Христа; телец – священническое служение Иисуса Христа; человек – явление во плоти; орел – нисходящая сила Святого Духа.

В этом разнообразии обнаруживается различие частных мнений. Оно происходит также и в памятниках изобразительного искусства – мозаиках, фресках миниатюрах. Нередко все четыре символа объединены в одну группу и составляют так называемый тетраморф. К этому тетраморфу древние относят слова литургии: «поюще (орел), вопиюще (вол), взывающе (лев) и глаголюще (человек).

Больше информации Вы найдете в нашем издании

Джаксон Т.Н., Калинина Т.М., Коновалова И.Г., Подосинов А.В. «Русская река»: Речные пути Восточной Европы в античной и средневековой географии . М.: Языки славянских культур: Знак, 2007. 360 с.

Александр Васильевич р. 1950, ок. кафедру класс. филологии МГУ, доктор ист. наук, вед. н.с. Ин-та всеобщей истории.

На сайте МГУ (hist.msu.ru/Departments/Languages/Ancient/Staff/Podosinov.htm):

Доктор исторических наук, профессор. Заведующий кафедрой древних языков. Работает на факультете с 2008 г. Координатор Российской ассоциации преподавателей древних языков, член бюро Российской ассоциации антиковедов, член редколлегий и редсоветов 11 журналов и серий в России и за рубежом.

Область научных интересов – издание античных источников по истории Восточной Европы; история античной географии и картографии; история пространственных представлений в античности и средневековье; рецепция античности в Западной Европе и в России; написание учебников латинского языка для школ и вузов; перевод и публикация античных текстов.

В 1980 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: "Произведения Овидия как источник по истории Восточной Европы и Закавказья", научный руководитель – д.и.н. В.Т.Пашуто. В 1998 г. защитил докторскую диссертацию на тему: "Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии".

Список основных публикаций:
Овидий и Причерноморье: Опыт источниковедческого анализа поэтического текста // Древнейшие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1983. М., 1984. С. 8-178.
Произведения Овидия как источник по истории Восточной Европы и Закавказья. Тексты, перевод, комментарий. М., 1985.
Ovids Dichtung als Quelle fur die Geschichte des Schwarzmeergebiets (XENIA. Konstanzer althistorische Vortrage und Forschungen, 19). Konstanz, 1987.
Рим. Боги и герои. М., 1995.
LINGUA LATINA. Введение в латинский язык и античную литературу. Учебное пособие для гимназий, лицеев и школ с гуманитарным профилем. Части I-V. М., 1991-2002. (В соавт. с Н.И.Щавелевой и др.)
Латинский язык в школе: История, задачи и методика преподавания. М., 1996.
EX ORIENTE LUX! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии. М., 1999.
Античные источники // Древняя Русь в свете зарубежных источников. Учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Е.А.Мельниковой. М., 1999. С.21-68.
Символы четырех евангелистов: Их происхождение и значение. М., 2000.
Проблемы исторической географии Восточной Европы (античность и ранее средневековье). The Edwin Mellen Press. Lewiston; Queenston; Lampeter, 2000 (Russian Studies in World History and Culture. Vol.2).
Восточная Европа в римской картографической традиции. Тексты, перевод, комментарий. М., 2002 (Древнейшие государства на территории Восточной Европы).
Латинско-русский и русско-латинский словарь. М., 2004. (В соавт. с А.М.Беловым, А.А.Глуховым и Г.Г.Козловой.)
Марк Туллий Цицерон. Первая речь против Катилины (Введение, латинский текст, русский перевод, комментарий). М., 2004.
Публий Вергилий Марон. Первая книга "Энеиды" / Общая редакция. М., 2007.
Гидрография Восточной Европы в античной и средневековой геокартографии // Т.Н.Джаксон, Т.М.Калинина, И.Г.Коновалова, А.В.Подосинов. "Русская река": Речные пути Восточной Европы в античной и средневековой географии. М., 2007. С.14-97.

СИМВОЛЫ ЧЕТЫРЕХ ЕВАНГЕЛИСТОВ

ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ЗНАЧЕНИЕ

Оп.: М.: Языки русской культуры, 2000.174 с.

На ноябрь 2009 г. в сети не было этой книги в виде фототипии (есть "пдф", но это текст, расположенный ниже, только превращённый в пдф, а не скан с книги).

Предисловие

Посвящаю моим детям Елене и Сергею

Эта работа представляет собой развитие некоторых идей и сюжетов, в самом общем виде высказанных в моей недавней книге «EX ORIENTE LUX! Ориентация по странам света в архаических культурах Евразии» (М.: «Языки русской культуры», 1999). Символы евангелистов, их происхождение и смысл, библейские тексты, относящиеся к их истолкованию, в России научно изучались последний раз лишь в начале XX в. (см., например, книгу М. Скабаллановича «Первая глава книги пророка Иезекииля. Опыт изъяснения». Мариуполь, 1904). С тех пор многое было сделано в мировом богословии, библейской археологии, компаративистской этнологии и исторической антропологии, что позволяет поставить обсуждавшиеся ранее вопросы на новый уровень изучения и осмысления. Надеюсь, что моя книга поспоспешествует пробуждению интереса к этим увлекательным и сложным сюжетам.

Я признателен издательству «Языки русской культуры» за возможность опубликовать эту небольшую работу в новой серии «Series minor».

Особая благодарность - моему давнему другу и коллеге, доктору исторических наук Татьяне Николаевне Джаксон, которая взяла на себя труд критически прочесть книжку и помочь в ее совершенствовании. Моему просвещению в библеистике я во многом обязан С. Г. Яковенко, частые беседы с которым о сюжетах книги я вспоминаю с большой благодарностью. Кроме того, тема книги была предметом нескольких лекций и докладов, которые я прочел в Московском государственном университе им. М. В. Ломоносова, в Библейско-богословском институте св. апостола Андрея, в Центре сравнительного изучения древних цивилизаций Института всеобщей истории РАН, на историческом факультете Саратовского государственного университета, на Второй Всероссийской церковно-археологической конференции (Санкт-Петербург). Всем участникам весьма оживленных подчас дискуссий, сопровождавших мои доклады, - сердечное спасибо.

Приношу также свою искреннюю благодарность Немецкой службе академических обменов (DAAD) за предоставленную возможность поработать над книгой в октябре-ноябре 1996 г. в библиотеках Германии. Особая благодарность - руководству и персоналу библиотеки Епископальной духовной семинарии г. Трира, создавшим все условия для плодотворной работы.

декабрь 1999 г.

А. В. Подосинов

Введение

Невозможно, чтобы Евангелий было числом больше или меньше, чем их есть.
Ибо как четыре есть страны света, в котором мы живем, и четыре главных ветра, и так как церковь
рассеяна по всей земле, а столп и утверждение церкви есть Евангелие и Дух Жизни, то
надлежит ей иметь четыре столпа.

Св. Ириней, «Против ересей» (Adv. Haer. III, 11, 8)

В христианском богословии уже с конца II в., а с IV в. и в христианском искусстве четырем евангелистам были приданы в качестве их атрибутов и символов следующие живые существа: Матфей ассоциируется, как правило, с образом ангела, Марк - льва, Лука - быка (тельца), Иоанн - орла 1 .

Впервые эти существа были соединены с именами евангелистов во II в. Иринеем Лионским, его атрибуция символов отличалась от принятой позже (человек символизировал собой Матфея, лев - Иоанна, телец - Луку, орел - Марка) 2 . Как символы евангелистов эти образы закрепились в богословии с Иеронима 3 , а начиная с VII в. его трактовка их становится обязательной на христианском Западе 4 .

В христианской экзегетике существовали различные объяснения этих существ. Одно толкование, которое развивала сирийская школа 5 , а также Григорий Великий 6 (конец VI в.), рассматривало существа как символы самого Христа в различные фазы его жизни: при рождении он человек (incarnatio), при смерти - жертвенный бык (passio), при воскресении- лев (resurrectio), при вознесении - орел (ascensio) 7 . Интерпретация и атрибуция существ у Иеронима и в основанной на его авторитете последующей традиции (вплоть до современных христианских энциклопедий) такова: атрибуция живых существ тому или иному евангелисту связана с началом повествования соответствующего Евангелия. Так, человеческий образ ангела как символ Матфея должен был отражать человеческую генеалогию Христа, с которой начинается Евангелие от Матфея; лев Марка - проповедь Иоанна Крестителя в пустыне; бык Луки - жертву Захарии, орел Иоанна - возвышенный, устремленный к небесам характер зачина иоаннова Евангелия 8 . Часто христианские богословы приводили обе (или даже более 9) трактовки связи евангелистов и живых существ 10 . На христианском Востоке была принята интерпретация, сходная с иринеевской, а именно, лев олицетворяет иоанново Евангелие, так как там описывается происхождение Христа от Бога-Отца, бык - Евангелие Луки, а человек - Евангелие Матфея (объяснение Иринея сходно в этих двух случаях с иеро-нимовым), орел - Евангелие Марка, ибо оно имеет профетиче-ский характер и исполнено Святого Духа 11 .

Происхождение, первоначальные функции и значение символов четырех евангелистов представляются тем не менее не до конца проясненными. Аллегорические толкования отцов церкви не могут удовлетворить нас по многим причинам, одна из которых, в частности, - произвольность и множественность аллего-рез, одновременно сосуществующих даже в пределах одного сочинения. Христологический характер истолкования текстов Ветхого Завета, естественный для раннехристианского богословия, также мало помогает при научном рассмотрении этих текстов.

Вообще говоря, в рамках нашего исследования следует различать три уровня понимания библейского текста: 1. что хотел сказать автор текста; 2. как толковался этот текст в рамках последующей экзегетики (иудаистской или христианской); 3. что могло на самом деле стоять за словами древнего автора, что, возможно, он и сам не до конца осознавал. Тщательно исследуя первый уровень понимания и принимая во внимание второй, мы должны стремиться выйти на третий.

В настоящей работе предлагается рассматривать существа, ставшие символами евангелистов, как зооантропоморфные символы стран света, которые имеют глубокие корни в иудейской и - шире - в ближневосточной модели мира; более того, такая символическая классификация, наслаивающаяся на обозначения стран света, оказывается, как мы увидим, свойственной многим архаическим культурам Евразии и Америки 12 .

1 См., например: Neub, 1912; Lugt, 1944, 256-282; Crozet, 1952, 53-64; Bourguet, 1959, 3-25; Nilgen, 1973, 517-572.
2 Adv. haer. HI, 11, 8 . Так же атрибуировали символы Анастасий Синаит, Арефа и некоторые другие. Замечу, что помимо общепринятой позже атрибуции символов евангелистов, разделяемой Викторином из Петтау, Эпифанием из Констанца, Иеронимом, Григорием I, Седулием, Евхерием, Исидором Севильским, Беатом, Алкуином и другими, существовала еще и третья версия, представленная Ипполитом Римским, Августином и Бедой, которая видела в человеке символ Марка, во льве - символ Матфея, в тельце - символ Луки, в орле - символ Иоанна (подробнее см.: Neub , 1912, 26-117; Michl, 1937, 92-103; Coofee, 1960,14; Nilgai. 1973, 518).
3 Comm. in Ez. 1,1, 5-10 ; см. также: Sedul. Carmen pasch. ; ср.: Werner. 1989/1990, 6-7.
4 По наблюдениям историков восточного христианства, сочетание евангелистов и их символов вплоть до XVII в. было здесь нестабильным (см.: Покровский, 1891, 354-355), а коптская и эфиопская церкви, придавая большое значение четырем существам, вообще долго не связывали их с евангелистами (см.: de Grooth, van Moorsel, 1977/ 1978, 233-234; Werner, 1986, 9-17).
5 Например, Ефрем Сирин (ad loc.) и Анастасий Синаит (Anast. Si-nait. Hexam. 4 ); ср.: LThK. 3,1959,1254.
6 In Ez. I. Ill, 1 и I. IV, 1-2 .
7 См. также: Alcuin. Comm. in Apoc. Ill, 4, 7 , Rupert von Deutz и др. Подробнее историю толкований символов евангелистов см.: Neub , 1912, 26-117.
8 По мнению выдающегося русского историка христианства Н. В. Покровского, второе объяснение сочетания символов и евангелистов (по началу евангелия) «представляется более вероятным, чем первое» (по фазам жизни Христа) (Покровский, 1891, 353).
9 Иероним, например, приводит шесть версий объяснения четырех символов (см. подробнее: Neub , 1912, 66-68).
10 Ср.: Greg. In Ez. I. IV, 2; Alcuin. Comm. in Apoc. HI, 4, 7. 11 См.: Hunger, 1971, 469-471; ср.: Wessel, 1971, 508-510 о редкости изображения символов евангелистов в Византии по сравнению с западным искусством.
12 Данная работа продолжает серию моих исследований систем ориентации в пространстве по странам света в различных архаических обществах (см.: Podossinov, 1991, 233-286; Подосинов, 1994, 37-53; Он же, 1998, 256-258; Он же, 1999).

Истоки символов евангелистов в Новом и Ветхом завете

Откровение Иоанна Богослова (4, 6 -7)

Известно, что одним из источников четырех символов евангелистов служит в Новом Завете знаменитый пассаж Откровения Иоанна Богослова 1 , который в своем видении престола Всевышнего на небе узрел странных существ: «...посреди престола и вокруг престола [находятся] четыре животных (τέσσαρα ζφα, quattuor animalia), исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лице, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему» (Откр. 4, 6 -7). Эти «четыре животных» оказываются шестикрылыми херувимами, непрестанно поющими Господу хвалу 2 .

Книга пророка Иезекииля (1, 4 -26)

Видение Иоанна, как и последующие ассоциации Иринея 3 , несомненно, имеют своим истоком аналогичные ветхозаветные представления; известно, что среди новозаветных текстов Откровение Иоанна, как, впрочем, и Апокалипсисы других авторов, не вошедшие в канон Нового Завета, наиболее пропитано мотивами и символикой ветхозаветной традиции 4 . В данном случае Иоанн, несомненно, отталкивался от знаменитого видения пророка Иезекииля, в котором также дается фантастический образ тех же «четырех животных» (ВН: "arba c a hayyot; LXX: τέσσαρα ζώα; Vulg.: quattuor animalia).

Привожу в сокращении это описание (Иез. 1, 1-28): «1. ...И отверзлись небеса, и я увидел видения Божий... 4. И я видел: и вот бурный ветер шел от севера, великое облако и клубящийся огонь, и сияние вокруг него, а из средины его как бы свет пламени из средины огня; 5. и из средины его видно было подобие четырех животных... 6. И у каждого - четыре лица, и у каждого из них - четыре крыла;.. .9. Во время шествия своего они не оборачивались, а шли каждое по направлению лица своего. 10. Подобие лиц их - лице человека и лице льва с правой стороны у всех их четырех; а с левой стороны - лице тельца у всех четырех и лице орла у всех четырех... 15. И смотрел я на животных, - и вот, на земле подле этих животных по одному колесу перед четырьмя лицами их. 16....И по виду и по устроению их казалось,

будто колесо находилось в колесе. 17. Когда они шли, шли на четыре свои стороны; во время шествия не оборачивались... 22. Над головой животных было подобие свода, как вид изумительного кристалла, простертого сверху над головами их... 26. А над сводом, который над головами их, было подобие престола по виду как бы из камня сапфира; а над подобием престола было как бы подобие человека вверху на нем... 28. Таково было видение подобия Славы Господней» 5 .

Хотя у Иоанна уже произошло «расщепление» четырехликих ветхозаветных херувимов на четырех одноликих, трон Господа уже не движется, но стоит неподвижно, а херувимы не несут его, но стоят вокруг, перечень «животных», как мы видим, полностью совпадает с перечнем Иезекииля 6 .

Интерпретация «четырех животных» как Иоанна, так и Иезекииля имеет давнюю традицию, она изобилует многими трудностями и противоречиями 7 . Единственный исследователь в России, посвятивший видению Иезекииля подробное исследование, М. Скабалланович писал об этом труднейшем библейском тексте: «Осмелившемуся сделать предметом изучения первую главу пророка Иезекииля приходится начинать с вопроса, доступна ли эта глава какому-либо изъяснению. Излагая таинственнейшее из видений, она, по выражению немецких экзегетов, смеется всякой попытке объяснения ее» 8 . При этом Скабалланович видел ключ к интерпретации общей идеи видения именно в образе «четырех животных» 9 .

Распространенным толкованием символики «животных» является следующее: лев олицетворяет мир диких животных, телец - мир прирученных домашних животных, орел - мир пернатых и ангел - царство людей; в каждой из этих сфер они являются царями, тем самым их положение у основания трона Господня показывает его власть над всем миром 10 . По другому объяснению, лев олицетворяет мужество и благородство, телец - крепость и силу, орел - быстроту и скорость, человек - мудрость и разум 11 . Интерпретаторы Откровения Иоанна иногда связывают «животных» с четырьмя состояниями церкви, с четырьмя отцами церкви или с четырьмя апостолами 12 . Все подобные толкования построены на аллегории и могут варьироваться бесконечно 13 .

Характерным для состояния вопроса о смысле символики четырех «животных» является следующее высказывание: «...Какое из этих решений следует считать абсолютно истинным, сказать трудно, так как ни одно из них не имеет прямого подтверждения авторитетом Богодухновенных писателей, авторитетом отцев и учителей Церкви, и так как, с другой стороны, каждое из них имеет те или иные недостатки» 14 . М. Скабалланович, посвятивший интерпретации видения Иезекииля более 300 страниц своей монографии, вообще отказался дать истолкование «смыслу и знаменованию таких лиц у херувимов», считая, что «для нас должно остаться странным и непонятным привнесение в образы высочайших духов животных и звериных форм. Это тайна пророческого созерцания, в объяснение которой немного можно сказать» 15 .

Несмотря на скептицизм моих предшественников, мне кажется, что еще не все возможности интепретации текста исчерпаны. На мой взгляд, допустимо и такое прочтение символики «четырех животных», при котором они выступают как олицетворения (символы) стран света. Основания для подобного вывода дает прежде всего сам текст Иезекииля.

Так, из дальнейшего описания видения у Иезекииля становится ясно, что «четыре животных» - это, как и у Иоанна, херувимы 16 (10, 15 -22), а восседающий на престоле над сводом, который «животные» несут на себе, - сам Господь (10, 1-6). Далее, свод над головами «животных» обозначается тем же словом, что и «твердь», которую Господь создал в дни творения и «назвал небом» (см.: Быт. 6-8: ВН: raqia; LXX: στερέωμα; Vulg.: firmamentum; др.-слав. твердь) 17 . Таким образом, перед нами предстает грандиозная космологическая картина, охватывающая всю небесную сферу, а четыре «животных» изображаются как несущие на себе само небо 18 . В греческом и древнесла-вянском переводе твердь простирается «над крилами их свыше» (LXX: έπι των πτερύγων αυτών έπάνωπεν), что предполагает, что своими крыльями херувимы поддерживают небесный свод.

Свод вместе со стоящим на нем престолом и Господом на престоле называется неоднократно «славой Божией» (kevod Iehovah). Во многих местах Иезекииль, описывая движение славы Господней, подчеркивает, что она покоится и движется именно на херувимах (ср.: 10, 19: «И подняли херувимы крылья свои и поднялись в глазах моих от земли... и стали у входа в восточные врата Дома Господня, и слава Бога Израилева вверху над ними»; 11, 22-23: «Тогда херувимы подняли крылья свои..., и слава Бога Израилева вверху над ними. И поднялась слава Господа из среды города и остановилась над горою, которая на восток от города»).

При этом чрезвычайно важно, что, по Иезекиилю, «четыре животных» движутся «на четыре свои стороны» (ВН: "arbaca ruahot - собственно, «четыре ветра»; ср. LXX: επί τά τέσσαρα μέρη αυτών έπορεύοντο; Vulg.: per quattuor partes eorum euntes ibant; др.-слав.: «на четыри страны их шествоваху»). Если учесть, что ветхозаветные «четыре ветра» идентичны обозначению четырех стран света, то образ четырех существ, поддерживающих небесный свод 19 и олицетворяющих собой четыре страны света, обретает знакомые нам по другим архаическим культурам черты зооантропоморфных символов (покровителей) стран света (см. ниже), хотя, конечно, этим функции четырех херувимов в видении пророка не ограничиваются.

Херувимы в Ветхом Завете и в последующей традиции

Известно, что ветхозаветные херувимы 20 выполняли две функции: во-первых, они выступали как защитники и хранители (рая, священных предметов, алтарей, ковчегов, престолов), во-вторых, - они могли сами нести на себе престол Господа 21 .

Охранительная функция ангелов проявляется в том, что в Ветхом Завете они часто появляются вокруг алтарей и святилищ как их патроны и защитники (skk) 22 . Изображения крылатых херувимов использовались для украшения крышки скинии (Исх. 25, 18-20) и других сакральных объектов 23 . Считается, что херувимы в святая святых Соломонова храма и «животные» Иезекииля генетически связаны между собой 24 .

О том, что херувимы в Ветхом Завете изначально понимались как охранители стран света, свидетельствует, на мой взгляд, следующий текст из книги Бытия: «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Эдемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять (smr) путь к дереву жизни» (Быт. 3, 24). Заметим, что в отличие от славянского перевода в древнееврейском тексте, как и в LXX, слово херувим стоит во множественном числе - k"rubjm (τά χερουβίμ), а слова на востоке относятся скорее всего лишь к местоположению рая (в LXX они вообще отсутствуют).

Таким образом, рай мог охраняться четырьмя херувимами со всех четырех стран света, или же двумя со стороны восточного входа, как часто бывало в ассиро-вавилонской архитектуре садо-во-дворцовых комплексов 25 . Так же, очевидно, понимали текст и в позднем иудаизме, что можно видеть по иллюстрации в еврейской рукописи второй половины XIII в. из Британского музея (Add. II 639), в которой четыре крылатых херувима охраняют древо жизни после изгнания из рая Адама и Евы 26 (см. рис. 1).

Рис. 1. Четыре херувима, охраняющие древо жизни в Рае.

В «Исходе» (25, 18 -22) сам Господь повелел Моисею соорудить над двумя концами крышки ковчега по херувиму, которые должны были стоять лицом друг к другу с распростертыми крыльями, осеняя ими крышку ковчега; при этом сам Господь намеревался открываться Моисею и говорить с ним «над крышкою, посреди двух херувимов». Таким образом, изображения херувимов должны были ограничивать самое сакральное пространство - sancta sanctorum и тем самым приобретали космическое значение. Недаром Климент Александрийский, комментируя это место «Исхода», видел в херувимах ковчега символы двух полюсов Земли или двух полушарий 27 .

Ковчег завета, который хранился в Силоме, включал в себя изображение «Господа Саваофа, сидящего на херувимах» 28 , что представляет несомненную иконографическую параллель к описанию Иезекииля, согласно которому трон (merkabah) Господа несли на себе четверо херувимов в образе животных. В Псалме 17, 11 явление Всевышнего Давиду изображается следующим образом: «И воссел [Господь] на херувимов и полетел, и понесся на крыльях ветра» (так же в: 2 Цар. 22, 11). Здесь прослеживается та же модель - крылатые херувимы, несущие (= поддерживающие) Бога (= его трон) 29 . Замечу, что под влиянием ветхозаветных образов херувимов в христианской литературе и искусстве также появляется образ Христа, который «восседает на херувимах», которые «несут трон Господень» 30 . Особенно большую роль четыре иезекиилева «животных» играли в литургии средневековой коптской и египетской церквей, где они «несли» или «поддерживали» небесный «трон» (или «колесницу») Господа 31 .

Важным свидетелем того, как понимались «животные» Иезекииля в русле иудаистской традиции, является последующая апокалиптическая литература, в большинстве своем не попавшая в библейский канон, но имевшая большое распространение в иудаистской, эллинистическо-римской и раннехристианской среде и оказавшая заметное влияние на сложение христианского богословия 32 . Исследователи замечают, что многие мотивы, встречающиеся в ветхозаветной литературе, получают иногда в апокрифических произведениях более четкие контуры 33 .


Четыре херувима, охраняющие древо жизни в Рае, на иллюстрации из еврейской рукописи из Британского музея (Add. II 639), вторая половина XIII в. {Landsberger, 1947, 243, III. 1).

В эфиопской версии Книги Еноха, в которой содержится развитое учение об ангелах, рассказывается, что во время своего космического путешествия Енох увидел «четыре ветра, которые несут землю и твердь [небесную]» 34 ; несколько ниже о них же говорится, что они суть «подпорки неба» 35 .

В другом месте Книги Еноха речь идет о четырех шестикрылых серафимах (очевидно, в данном случае идентичных иезеки-илевым херувимам), каждый из которых имеет четыре лица и соответствует одному из четырех ветров мира 36 . Вообще, группировка ангелов (в их различных ипостасях - архангелы, ангелы, серафимы, херувимы и др.) часто предполагает их кватерность и связанность с четырьмя ветрами 37 . Напомню, что под «четырьмя ветрами» в библейской литературе понимались четыре страны света; Таким образом, здесь мы можем видеть подтверждение нашего тезиса о соотнесенности «четырех животных» Иезекииля со странами света.

Известно, что в иудаистской символике «четыре животных» были связаны (а в Мидрашах даже отождествлялись 38) с четырьмя архангелами (лев с Михаилом, бык с Гавриилом, человек с Уриилом, орел с Рафаилом) 39 . Иудаистская традиция сохранила предания о том, что имена архангелов, как и месяцев, израи-литы принесли с собой в Палестину из вавилонского плена 40 .

Псевдо-Дионисий, описывая 9 ангельских хоров 41 , которые делятся у него на три группы, в высшей из них, находящейся ближе всех к Христу, перечисляет также три категории ангелов. Это - некие «престолы» (θρόνοι, throni, sedes), херувимы и серафимы, которые все прославляют Христа ежечасным «свят, свят, свят»; при этом херувимы несут особую службу при троне, серафимы во внутреннем покое Господа, а «престолы» охраняют вход в святая святых 42 . По мнению ряда христианских экзегетов, слово «престолы» -то же самое, что «херувимы», ибо является переводом евр. kerubim 43 .

О распространенности такого образа ангелов во всем ближневосточном и средиземноморском ареале говорит тот факт, что в одном из орфических гимнов 44 упомянуты άγγελοι, стоящие вокруг трона бога и заботящиеся о жизни людей.

«Четыре огненных животных» под троном Господа появляются также в апокрифическом «Откровении Авраама», созданном в конце I в. н. э. независимо от «Откровения Иоанна», но осно-ванном на видении Иезекииля 45 . При своем вознесении на небо Авраам увидел огонь, в нем огненный престол, «и под престолом животы четыри огнены поюща. А зрак их един каждо их четве-ролицен. Взор таков лиц их: львов, человец, волуи, орел. Четыре главы, и комуждо крил 4» 46 . Как у Иоанна, они поют хвалу Господу, но, как у Иезекииля, они еще не «расщеплены» на четыре одноликих существа, а имеют каждый четыре лица. Очевидно, недаром херувимы у христианских теологов часто выступают как четырехликие (τετράμορφοι, τετραπρόσωπα, quadriformia) 47 .

Примечательно, что уже Иероним 48 считал, что «животных» - четыре по числу стран света («propter quattuor cardines mundi quibus orbis includitur»), при этом он привел такие распространенные в его время ассоциации, как 4 элемента, 4 времени года, 4 добродетели. Упомянул Иероним и сочинение некоего Катины (Catina), который полагал, что «четыре животных» символизировали четыре страны света, по которым ориентировался лагерь иудеев, состоявший из 12 колен израилевых («cast-rorum ordinem duodecim tribuum describi in solitudine, ad orientem, occidentem, septentrionem et meridiem»).

Мне кажется неслучайным, что среди многих обозначений ангелов в Ветхом Завете 49 часто встречаются такие, как «Сыны Божие» (bene ha"elohim) 50 , «Сыновья неба» (bene schamajim) 51 и «Хранители, или Бодрствующие» (irin) 52 ; они легко сопоставимы с наименованиями и функциями богов-хранителей стран света в других культурах (ср., например, «сыновья Хора» в Египте 53 ; lokapäla и asäpala - «охранители мира» - в Индии, land-vaettir («стражи земли») в Исландии и т.д.).

В видении Иоанна Богослова также есть следы «ответственности» «четырех животных» - херувимов, стоящих вокруг трона Господня,-за четыре страны света. В Откр. 6, 1-8 рассказывается о четырех всадниках, которые один за другим являются перед Иоанном, неся миру смерть и разорение. Как мы увидим ниже, различная масть лошадей, на которых появляются всадники, отражает цветовую символику стран света, при этом о последнем всаднике сказано, что ему дана «власть над четвертою частью земли». Примечательно, что появлению каждого из всадников предшествует вводная реплика одного из наших «животных», которые поочереди «выпускают» их в мир с возгласом «Иди!».

Таким образом, уже из текстов Ветхого и Нового Заветов, а также из последующей (в том числе апокрифической) богословской литературы можно заключить, что изначальная функция херувимов, которых Иезекииль и Иоанн изобразили в виде «четырех животных», состояла в их патронаже над странами света, которые они олицетворяли.

1 Ириней прямо цитирует Иоанна Богослова, сохраняя его последовательность в описании «четырех животных» (ср.: Michl, 1960, 92).
2 Подробное исследование «четырех животных» Откровения см.: Michl, 1937, 5-111.
3 Νeuβ, 1912, 26-27.
4 Ср.: Козаржевский, 1985, 94: «Апокалиптическая символика генетически восходит к ветхозаветным пророчествам Даниила, Иезекииля, Исайи, давидовым псалмам, к вавилонской мистике чисел, к общевосточной аллегоричности цветов, драгоценных камней, природных стихий, представителей растительного и животного мира». Д. Гальперин называет Откровение Иоанна «a Jewish apocalypse in the name of Jesus» и ставит его в ряд с еврейскими апокалипсисами, имевшими долгую традицию (Halpenn, 1988, 64, 87).
5 Ср. сходное описание «четырех зверей» в видении Даниила: Дан. 7,1-7.
6 Г. Гункель полагает, впрочем, что Иоанн сохранил более простую, а значит, более древнюю версию (Gunkel, 1903, 44). А. Иеремиас тоже считает, что уже у Иезекииля херувимы были, как и у Иоанна, одноликими и что слово «четырехликий» «основывается на недоразумении» (Jeremias, 1930, 700). Современные западноевропейские интерпретаторы Ветхого Завета (в частности, авторы «Иерусалимской Библии»), корректируя древнееврейский Мазоретский текст, говорящий о лицах и крыльях херувимов «с четырех сторон», склоняются, по-видимому, к той же мысли, что и Иеремиас (ср. перевод Иез. 1, 6 в: Die Bibel, 1968, 1189: «Und ihre Gesichter, bei jedem von den Vieren, waren in die vier Richtungen gewandt»). Д. Гальперин считает, что херувимы Иоанна более напоминают ближневосточных херувимов, чем Иезекиилевы «животные» (Halpenn, 1988, 91).
7 Библиографию работ о книге Иезекииля см.: Rowley, 1953. Подробное филологическое исследование вышеприведенного текста Иезекииля, основанное на древнееврейских, сирийских, греческих и латинских источниках, см.: Скабалланович, 1904; Cooke, I960, 8- 30; см. также экзегезу видения Иезекииля в изданиях: Kraetzschmar, 1900, 7-14; Heinisch, 1923, 23-31; Zimmedi, 1979, 1, 23- 85; Greenberg, 1983, 37-59; Fuhs, 1984, 22-25 и др.
8 Скабалланович, 1904, 1. До него русская экзегетика видения Иезекииля состояла всего из двух небольших работ (см.: Юнгеров, 1884; Рождественский, 1895), после него в советский период эта тема не разрабатывалась в России вообще.
9 Там же, 16.
10 Так трактовали «животных» уже в раввинистской традиции, см.: Midrasch R. Schemoth, 23: «четыре существа имеют первенство в сем мире: между тварями - человек, между птицами - орел, между скотами - вол и между зверями - лев»; bHagigah, 13b (ср.: Ска-балланович, 1910, 207; Billerbeck, 1969, 799-800). Некоторые современные комментаторы Иезекииля считают такое объяснение вполне удовлетворительным (см., например: Cooke, 1960, 14; Zim-merli, 1979, 1, 62; Greenberg, 1983, 56-57).
11 См., например: Рожденственский, 1895, 253; Heinisch, 1923, 32; по отношению к Откровению Иоанна см.: Zahn, 1924, 326; ср. комментарий в: Die Bibel, 1968, 1781: «Ihre Gestalten (Lowe, Stier, Mensch, Adler) stellen das Edelste, Starkste, Weiseste, Schnellste dar, was es in der Schopfung gibt».
12 Обзор точек зрения см.: Скабалланович, 1904, 10-23; Апокалипсис, 1993, 173-176; ср. также: Michl, 1937, 97-99; Ясиницкий, 1983, 50.
13 Ср. о комментариях отцов церкви к видению четырех животных Иезекииля у М. Скабаллановича: они «не столько выясняют прямой смысл слов пророка, сколько делают из них аллегорическое применение в нравственных целях» (Скабалланович, 1904, 6; ср. 10); см. также: Michl, 1937, 89: «Gemeinsam ist diesen Deutungen, dafi es sich um Alle-goresen handelt. Es geht ihnen nicht darum, was die Syirbolik des visionaren Bildes sagen will... Sie wenden dagegen die Ziige der prophetischen Schauung allegorisch auf die Heilsveranstaltung Gottes oder auch des Seelenlebens des Menschen an».
14 Апокалипсис, 1993,176.
15 Скабалланович, 1904, 207.
16 Впрочем, некоторые исследователи считают отождествление «животных» с херувимами в Иез. 10 поздней вставкой редактора, который Желал утвердить их идентичность с атрибутами Бога, известными в Ветхом Завете (см., например: Keel, 1977,193,206,321).
17 См., например: Скабалланович, 1904, 279-284; Keel, 1977, 250-252; ср., впрочем: Heinisch, 1923, 26, который видел в этом случайное совпадение.
18 Так же считал Скабалланович (1904, 302).
19 Г. Гункель полагает, что, если у Иезекииля функция херувимов - нести трон - проявилась вполне явно, то у Иоанна она находится на заднем плане (Gunkel, 1903, 44).
20 См. о них подробнее: Глаголев, 1900, 417-446; Kmosko, 1913, 225-234; Dhorme, Vincent, 1926, 328-358; 481-495.
21 Ср.: Скабалланович, 1904, 31 о двух основных функциях херувимов в Ветхом завете - осенять и носить: «При явлении Славы Божией херувимы осеняют ее и носят ее».
22 См., например: Быт. 22, И, 15; 28,12; 2Цар. 24,16, 25; 2Макк. 3, 25, 26.
23 См. подробнее: Dun, 1917, 23; Schmidt, 1923, 120-144. См. также: Landsberger, 1977, 181-203.
24 Schmidt, 1923, 127-128: ср.: Michl, 1937, 35; Vogt, 1979, 331, 344. Д. Гальперин, напротив, считает «четырех животных» Иезекииля совершенно чуждыми библейским херувимам, стоявшим в храме Соломона, так что отождествление их с херувимами в Иез. 10, 15- 22 он приписывает позднейшим «соавторам» Иезекииля, пытавшимся включить их в символическую систему Ветхого Завета (Halperin, 1988, 40-44).
25 Подробный комментарий к этому месту см.: Dhorme, Vincent, 1926, 481-484. О функции херувимов как охранителях рая и древа жизни см.: de Vaux, 1967, 231-233; Keel, 1977,16-17.
26 См.: Landsberger, 1947, 227, 232, 111. 1.
27 См.: Clem. Alex. Strom. V, 6.
28 Joseb Hakkerubim (ό καθήμενος επί τών Χερουβίμ) - «восседающий на херувимах», см.: 1 Цар. 4, 4; так же в: Ис. 37, 6-9; Пс. 79, 2; ср.: Пс. 98, 1: «Он восседает на херувимах».
29 Ср.: Landersdorfer, 1918, 58: «Es ist nicht einzusehen, warum der Kerub bzw. der Kerubenwagen, von dem hier die Rede ist, verschieden sein sollte von dem der Ezechiel"schen Vision»; ср.: Keel. 1977, 16-17.
30 См. уже: Epist. Apost. 3, а также: Didasc. 6, 23, 8; Constit. Apost. 6, 30, 9; 7, 47, 3; Dormit. Mariae. 38 : Χριστός, καθήμενος έπι θρόνου Χερουβίμ; Testam. Adae. 4, 20 [ΟΤΡ, I, 995] η ΆΟ.; ср.: Michl, 1960,179.
31 См. подробнее: Werner, 1986, 7-9.
32 Такова, например, судьба апокрифической Книги Еноха, цитируемой ниже. Одна из книг этого апокалиптического произведения бьиа написана в III-I вв. до н. э. на одном из семитских языков (еврейском или арамейском), затем переведена на греческий, а в IV-VII вв. - на эфиопский. В эфиопской православной церкви Книга Еноха вошла в библейский канон, хотя и синагогальный иудаизм, и прочее христианство отвергли ее как апокриф, и таким образом она смогла сохраниться до наших дней (подробнее см.: Uhlig, 1984, 466-506). Существует также славянская версия Книги Еноха, отличающаяся от эфиопской (см. подробнее: Соколов, 1910; Мещерский, 1964, 91- 108; он же, 1965, 72-78; Böttrich, 1996, 785-820).
33 Ср.: ßöttrich, 1996, 814.
34 1Ен. 18,2 (Uhlig, 1984,547].
35 1 Ен. 18, 3 . В. Летаби прямо связывает эти четыре ветра с «животными» Иезе-кииля (Lethaby, 1974 2 , 59).
36 3 Ен. 26, 9 [ОТР, 281]: «How many seraphim are there? Four, corresponding to the four winds of the world... How many faces have they? Sixteen, four faces in each direction» (Transl. by P. Alexander).
37 См.: 1 Ен. 40, 9 : четыре существа вокруг трона Господня оказываются архангелами Михаилом, Рафаилом, Гавриилом и Фануилом, которые, стоя по четырем сторонам от Господа, поют ему славу; ср.: 54, 6; 71, 8-9, 13; 3 Ен. 21, 1; 26 >е 9; Откровение Моисея, 40 [АА, 21] и др.; ср.: Michl, 1960, 77, 92. И. Михль считает, что ζφα Иезекииля «sind aus den tradi-zionellen Keruben und Seraphen zusammengeschmolzen» (Ibidem, 114;cp. также 176-182 о различиях, сходстве и путанице в упоминаниях ангелов, серафимов и херувимов в ветхо- и новозаветной литературе).
38 Глаголев, 1900, 442-443.
39 hremias, 1930, 700; Pennick, 1979, 93.
40 См., например, в Талмуде (pRosch ha-schana, 1, 56d, 56) и мидраше (Genes. Rabba, с. 45) (ср.: Глаголев, 1900, 364).
41 Cael. hier. 6, 2; 7-9; Eccl. hier. 1, 2 .
42 См.: Cael. hier. 6, 2; 7, 2-4.
43 Greg. Nyss. Contra Eunom. 1 : Ό γαρ Θρόνων μνημονεύσας, άλλφ ονόματι τα Χερουβίμ διηγήσατο, ττ| γνωριμωτέ-ρα προσηγορία το ασαφές της Έβραϊδος έξελληνίσας; ср. также: loan. Chrys. Incompr. hom. 3, 5 ;Aug.
Expos, in Ps. 98, 3 ; ср.: Michl, 1960,174.
44 Fr. 248 = Clem. Alex. Strom. 5,125, 3.
45 Памятник дошел в славянском переводе с греческого, который сам был переводом семитского оригинала (см.: Пыпин, 1862; Тихонравов, 1863, 1; Порфирьев, 1877; 1982, 415- 419; Halpenn, 1988,107-108).
46 Аре. Abr. 18; древнерусский текст по: Тихонравов, 1863, 1, 43; современный немецкий перевод см.: Philonenko-Sayar, Philonenko, 1982, 440; английский перевод см.: ОТР, 698. О четырех херувимах под троном Господа см. также апокрифическое «Откровение Баруха», 51.11 .
47 См.: Iren. Наег. 3, 11, 8; Philastr. Div. haer. 155, 9 ; Anast. Sin. Hex. 4 ; loan. Damasc. Adv. Constant. Caball. 11 ; ср. также: Аре. Anastasiae, 1, 7 : πρόσωπα τέσσαρα.
48 Hieron. Comm. in Ez. 1,1 .
49 Об именах ветхозаветных ангелов см. подробнее: Глаголев, 1900, 185-201.
50 Ср., например: Йов. 1, 6; 2,1; 38, 7 и др.
51 Ср., например: 1 Ен. 6, 2; 13, 8; 14, 3.
52 Ср., например: Дан. 4,10. 14. 20; Юб. 4,15. 22 и др.
53 «Четырех животных» евангелистов и ветхозаветных херувимов прямо сравнивает с четырьмя сыновьями Хора К. Г. Юнг (см.: Jung, 1977, 116; ср.: Юнг, 1991,175; подробнее о взглядах Юнга см. ниже), а также М. Вернер (Werner, 1989/1990,1-2).

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!