План-конспект мастер-класса ««Декупаж». Эффекты состаривания

Декупаж – это вид прикладного творчества, представляющий собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Яснополянская основная общеобразовательная школа»

Разработка урока по технологии

по теме « Декупаж»

Выполнила: учитель начальных классов

Петрова Ольга Ивановна

П. Ясная Поляна

Цели : познакомить учащихся с историей возникновения и

Развития техники «Декупаж», с основным применениям

В интерьере;

Научить простейшим приёмам начального этапа техники «Декупаж»

Через элементы образного мышления.

Задачи урока:

Обучение: Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного

Вида прикладного творчества,

Сформировать знания о существующих видах прикладного

Творчества, об особенностях их выполнения.

Развития: Развивать наглядно-образное мышление,

Познавательный интерес,

Рациональное использование времени и памяти,

Точность движений,

Художественный вкус, творчество.

Воспитание: Воспитывать художественный вкус и творческое отношение

К работе, настойчивость в достижении цели,

Аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил

Безопасности при работе с режущими предметами и лаком.

Оборудование: компьютер, образцы готовых работ, стеклянные тарелки, железные баночки, акриловые краски, клей ПВА, трёхслойные целлюлозные салфетки, кисточки, ножницы, акриловый лак.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления с выполнением практической работы.

План урока (2 часа)

Организационный момент

3 мин

Организация рабочего места

3 мин

Исторические сведения о техники «Декупаж»

10 мин

Применение техники в интерьере

5 мин

Сообщение темы и цели урока

5 мин

Основы декупажа

5 мин

Материалы и аксессуары

10 мин

Правила техники безопасности

3 мин

Физкультминутка

2 мин

Практическая часть

40 мин

Подведение итогов

4 мин

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  1. Организация рабочего места.
  1. Водная часть.

Рассказ учителя о новой технике «Декупаж».

Все мы любим, делать аппликации и рисовать. Во-первых, это нам доставляет удовольствие сама техника выполнения, во-вторых, мы чувствуем себя творцами, в-третьих - наградой была сделанная своими руками вещь! Не смотря на то, что в магазинах продается масса необычных и интересных вещей, нас самих тянет смастерить что-то оригинальное. На сегодняшний день одним из интересных и популярных видов рукоделия является декупаж.

(слайд 1)

Декупаж – это вид прикладного творчества, представляющий собой технику декорирования разнообразных поверхностей с помощью нанесения напечатанных полиграфическим способом картинок с последующей лакировкой полученного изображения.

История декупажа

Как только в Китае научились производить тонкую красочную бумагу, был открыт секрет нового декоративного творчества - декупаж. Это слово переводится с французского "вырезать" и очень хорошо характеризует технику выполнения работ. С помощью такого вида аппликации китайцы украшали разные предметы, в том числе и мебель.

Впоследствии, декупажом "заразились" европейцы. Женщинам 18-19 века настолько понравилось заниматься техникой декупажа, что они стали обклеивать все, что попадалось им на глаза: музыкальные инструменты, шкатулки, табакерки, мебель, ширмы…

(слайд 2)

Декупажем можно оформить практически все, что подскажет нам наша фантазия: цветочные горшки, вазы, тарелки (декоративные), стаканы, разделочные доски (деревянные или пластмассовые). Можно сшить из простой ткани скатерть и салфетки, и оформить их в эксклюзивный набор. Можно сделать диванную подушку под наш интерьер. Да мало ли, что можно сделать, главное, что все вещи получатся красивые и полезные в хозяйстве!

(слайд 3)

  1. Постановка целей и задач урока.

Сегодня на уроке вы будете дизайнерами и займётесь дизайном посуды. Вам предстоит окунуться в мир выдумки, фантазии.

  1. Работа над темой.
  1. Анализ образца.

Посмотрите на образец.

Для выполнения такой поделки нам понадобиться:

(Слайд 4)

  • Определить объект декорирования.

(слайд 5)

  • Выбрать нужную салфетку: расцветка, мотив.

(слайд 6)

  • Ножницы лучше с заострённым концом.

(слайд 7)

  • Кисточка широкая

(слайд8)

  • Клей для декупажа

(слайд 9)

  • Акриловый лак

(слайд 10)

  • Акриловые краски

(слайд 13)

  1. Правила техники безопасности.

Дети повторяют основные правила работы с ножницами и клеем.

  1. Гимнастика для пальчиков.

Мы приходим в огород.

Это что у нас растет?

Ухватить за хвостик ловко,

Тянем сладкую морковку.

  1. Практическая часть.

При выполнении работы нужно запомнить основные этапы работы в техники «Декупаж»

(слайд 12)

  1. Для начала определитесь с ответом на вопрос, что вы хотите сделать? Пофантазируйте, мысленно представьте уже готовую вещь и только тогда выбирайте материал. Это может быть деревянная доска, фарфоровая кружка, ткань, керамика… все, что вашей душе угодно.

(слайд 13)

2 . Предварительная обработка

На этой стадии Вы проводите обработку поверхности, если это необходимо. Например, не очень ровную, шероховатую деревянную поверхность лучше обработать шкуркой, нанести грунтовку, в качестве которой можно использовать акриловую краску подходящего цвета. Стеклянную поверхность предварительно следует обезжирить моющим средством.

(слайд 14)

  1. Следующий необходимый материал - салфетки , желательно трехслойные. Мотивы изображений разнообразны, например фрукты, цветы, животные, тематические салфетки к праздникам. Теперь важно аккуратно вырезать подобранный рисунок. Допустим, на вашей салфетке изображена красивая старинная ваза. Вам остается взять в руки ножницы и строго по намеченным контурам вырезать изображение. Это легко, а вот если вы выбрали изображение лесного пейзажа, наберитесь терпения. Сначала вырежьте контуры вокруг картинки, а потом, шаг за шагом вырезайте остальные детали. Можно сделать необычное изображение, как бы "тронутое временем", используя вместо ножниц свои руки, просто "надорвав" края.

(слайд 15)

  1. Самым сложным этапом в декупаже считается приклеивание мотива. Используйте специальный клей для техники декупажа . Нанесите кистью тонкий слой клея на основу и, приложив изображение, хорошо разгладьте. При этом разглаживайте мотив руками, губкой или кистью от центра к краям, не сильно нажимая, чтобы не порвать рисунок. Затем нанесите еще раз тонкий слой клея. При этом также работайте от центра мотива к краям, разглаживая оставшиеся мелкие складочки.

(слайд 16)

5. После клеевых работ изделие надо хорошо высушить. Дальше, опять можно дать волю вашей фантазии. Например, добавьте некоторые элементы с помощью специального контура или подрисовать красками.

Осталось покрыть изделие лаком. Самый простой способ - акриловый лак . Если хочется чего-то необычного, приобретите лак с блестками или лак-объем .

(слайд 17, 18)

  1. Показ оформления различных изделий в технике декупаж.

(слайд 19, 20, 21)

  1. Гимнастика для глаз.

Руки за спину, головки назад.

Глазки пускай в потолок поглядят.

Головки опустим – на парту гляди.

И снова наверх – снежинка летит!

Глазами повертим, поищем её.

И снова работать. Немного ещё.

  1. Самостоятельная работа учащихся.

Практическое использование.

  1. Итог урока.
  • Что нового узнали на уроке?
  1. Оценивание работ учащихся.
  2. Выставка работ учащихся.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА НА ТЕМУ «ТЕХНИКА ДЕКУПАЖ»

    Цели и задачи урока:

    1. Дать начальное представление о технике декупаж.

      Совершенствовать эстетическое вкус у учащихся.

      Развивать у школьников, умение принимать самостоятельное решение, применять знания на практике.

    Методы проведения занятий: рассказ, объяснение, демонстрация, беседа, иллюстрация, дискуссия.

    Тип урока: комбинированный.

    Необходимые материалы и оборудования: деревянная фоторамка, ножницы, кисти, клеевой пистолет, наждачная бумага, салфетки, бумага для декупажа, палитра, лаки, клей.

Ход урока

    Организация начала урока (1-2 мин).

    1. Приветствие.

      Отметка отсутствующих

    Сообщение темы и цели занятия (2-3 мин), (Здравствуйте, сегодня наш урок мы посвятим разделу «Декоративно-прикладному искусству» изучим технику декупаж, а также изготовим фоторамку в технике декупаж).

    Изложение нового учебного материала (Записывайте тему «Техника декупаж»; Историю техники декупаж; основные материалы и инструменты в декупаже; основные приемы декорирования изделий в технике декупаж;), (приложение 15 мин).

    1. Историю техники декупаж.

      Основные приемы декорирования изделий в технике декупаж.

    Закрепление нового учебного материала (10мин), (тест).

    1. Работа по карточкам (упражнения, тесты)

    Практическая работа – технологическая карта (40 мин). [ 5 ]

Вводный инструктаж (7 мин).

    1. Рамку разбираем и деревянную часть грунтуем белой акриловой краской, первый слой. Второй слой грунтуем цветной краской.

      Добавляем к узору дополнительные цветовые акценты.

  1. Техника безопасности.

    1. Работа за своим рабочим местом.

      Прежде чем начать работу, приготовить рабочее место.

      Рабочее место держать в порядке: откуда взял инструмент, туда и положи после выполненных действий.

      Нельзя брать в рот мелкие детали.

      При работе с клеем аккуратнее, при попадании клея на руки и лицо промыть водой.

      При работе с ножницами, держать их параллельно столу.

      При резке ножницами поворачивать бумагу.

      Не оставлять инструменты в раскрытом виде.

      Перед началом работы волосы необходимо собрать, чтобы не мешали.

      Закончив работу, убирать рабочее место аккуратно.

    Критерии оценок при изготовлении фоторамки.

    1. Правильность выполнения фоторамки в технике декупаж;

      Оригинальность в изготовлении фоторамки;

      Следование техники безопасности;

Оценка «5» предполагает:

    Самостоятельность выполнения фоторамки;

    Следование инструкции изготовлению фоторамки;

    Последовательность и аккуратность в изготовлении фоторамки;

    Умение самостоятельно исправлять ошибки и недочеты при изготовлении фоторамки;

Оценка «4» предполагает:

    Технология изготовление фоторамки выполнялась в соответствии с указанными требованиями, но есть недочеты;

    Правила техники безопасности соблюдались не по всем пунктам;

    Незначительное нарушение при изготовлении;

    Небрежность в работе;

Оценка «3» предполагает:

    Грубые ошибки в технологии изготовлении фоторамки;

    Неумение вести самостоятельную работу;

    Грубые нарушения в технике безопасности;

    Неумение самостоятельно не исправлять ошибки и недочеты, при изготовлении фоторамки;

    Неаккуратность, небрежность и незаконченность при изготовлении фоторамки;

    Текущий инструктаж.

    1. Проверка подготовки материалов и инструметов для изготовлении фоторамки.

      Проверка правильности наложения материала.

      Проверка изготовления фоторамки.

      Подведение итогов.

    Подведение итогов.

По завершению изготовления фоторамки в технике декупаж будет проведен осмотр. Здесь ученики должны сами оценить работу. Проводится анализ ошибок и недочетов, пути их решения. После выставления оценки подводятся итоги работы. Можно задавать вопросы

ученикам для закрепления пройденного материала) (Как пользоваться острыми предметами? Что вы усвоили, на сегодняшнем уроке?).

    Задание на дом.

Изготовить любое изделии в технике декупаж.

ТЕХНОЛОГИЧЕКАЯ КАРТА ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ФОТОРАМКИ

П / п

Последовательность выполнения работы

Эскиз рисунка

Для изготовления фоторамки нам понадобится: рамка, листы для декупажа, кисточка, клей, краски, лак.

Рамку разбираем и деревянную часть грунтуем белой акриловой краской, первый слой.

Второй слой грунтуем цветной краской.



Берем листы для декупажа и ножницы. Аккуратно вырезаем по контуру нужный мотив.



Покрываем рамку клеем ПВА, прикладываем узоры, аккуратно разглаживаем кисточкой, смоченной в клею.



Добавляем к узору дополнительные цветовые акценты



Чтобы закрепить декор, наносим один или два слоя прозрачного лака.


КАРТОЧКИ ЗАДАНИЯ НА ТЕМУ «ТЕХНИКА ДЕКУПАЖ»

    Вопрос: В какой стране возникла техника декупаж?

    Германия

    Китай

    Россия

    Франция

    Вопрос: Продолжите «Декупаж» - это?

    Вид творчества с использованием канвы, мулине и иголки;

    Вид творчества с использованием спиц и крючка;

    Вид творчества, с помощью которого можно создать иллюзию изысканной росписи красками, салфетками, декупажными картами.

    Вопрос: «Декупаж» в переводе с французского языка означает…..?

    Разрезать;

    Плести;

    Рисовать;

    Вязать.

    Вопрос: Самая популярная техника декупаж?

    Тканевая;

    Стальная;

    Салфеточная;

    Цветочная.

    Вопрос: Материал, который наклеивается при выполнении техники «Декупаж»?

    Обои;

    Салфетка;

    Пленка.

    Вопрос: Какая краска используется для техники «Декупаж»?

    Эмаль;

    Акриловая краска;

    Акварельная;

    Гуашь.

    Вопрос: Опишите не сколько основных приемов декорирования изделия в технике декупаж?

    Для чего применяют декупаж?

    Украшения одежды;

    Игры маленьких детей;

    Для декора любых поверхностей.

    Вопрос: Перечислите основные материалы и инструменты……(Не меньше 10)

АНАЛИЗ ПЛАНА – КОНСПЕКТА УРОКА НА ТЕМУ: «ТЕХНИКА ДЕКУПАЖ»

    Анализ цели и задач урока.

    Дать полное представление о технике декупаж. Развивать у школьников умение применять самостоятельное решение, применять знания на практике.

    Сформировать знания у учащихся о технике декупаж, чтобы они могли применять знания самостоятельно на практике. Расширить представления, о изготовлении фоторамки в технике декупаж.

    Анализ структуры и организации урока.

    Данная структура урока соответствует заявленным целям и типу урока т.к. нам урок является, комбинированным включая в себя теорию и практические знания.

    Логическая последовательность и взаимосвязь этапов урока соблюдается: сначала дается начальное представление о технике декупаж, изложение нового материала по данной теме, закрепление нового учебного материала с помощью карточек заданий, выполнение лабораторной работы – изготовление фоторамки в технике декупаж.

3. Время на данном уроке целесообразно распределяется по всем этапам:

    Организация начала урока (2 мин).

    Сообщение темы и целей урока (3 мин).

    Изложение нового учебного материала (15 мин).

    Закрепление нового учебного материала (10 мин).

    Практическая работа (40 мин).

    Вводный инструктаж (7 мин).

    Итоговый инструктаж (7 мин).

    Задание на дом (2 мин).

4. Оборудование в кабинете используются рационально: для изготовления фоторамки понадобится хорошо оборудованное рабочее место, то есть парта и удобный стул, материалы и инструменты.

5. Организация начала урока выполняется по всем правилам: сначала приветствие, отметка отсутствующих, затем сообщение темы и цели данного урока. В конце урока подводятся итоги урока.

    Анализ содержания урока.

    Содержание урока соответствует требованием стандарта: все пункты содержания урока взяты из стандарта.

    Логичность изложения на уроке должна быть выдержана: сначала сообщение темы, затем изложение нового материала, затем практическая работа. Все изложения должны быть на достигнутом уровне, должны присутствовать незнакомые слова, Нужно их обязательно объяснить. Например: в данной теме есть понятия как «Кракелюр, структурная паста, салфеточная техника».

    Выделение ведущих идей: необходимо записать основные моменты и идеи данной темы, если есть рисунки – можно в рабочую тетрадь для наглядности. Например, можно записать историю техники декупаж, основные приемы декорирования, какой клей используется.

    Для того чтобы за мотивировать учеников на активную деятельность, можно использовать на уроке обучающее видео, рассматривать картинки по приготовлению блинов, дать карточки задания – для самостоятельной работы.

    Анализ методики проведения урока.

    Для данного урока используются метод: рассказ, объяснение. Демонстрация, беседа, показ, наблюдение, дискуссия. Эти методы подходят к теме «Декоративно-прикладного искусства», т.к. для данной темы нужны картинки, для показа изготовления фоторамки, обучающее видео.

2. На данном уроке возможны разные версии изготовления фоторамки, ученики могут спорить о том, какую бумагу лучше использовать, как задикорировать. Учитель должен мнения всех учеников, выслушивать каждую спорящую сторону и сказать как будет лучше, что лучше сделать.

3. Для того, чтобы педагог смог увидеть, как ученики усваивают новый материал он может провести опрос, тест, раздать карточки – задания, по итогам которого педагог может сделать вывод, как ученики усвоили новый материал.

4. Для того, чтобы педагог смог определить как ученики освоили новый материал, он может провести опрос по данной теме, раздать карточки задания ученикам, провести тесты, по которым судить об освоении новой темы.

5. Для того, чтобы урок стал интересным, учеников заинтересовать на данном уроке, педагог может использовать различные средства обучения: наглядные пособия, для того чтобы ученики могли сами изучить какой – то материал, ознакомиться с картинками, для большого разнообразия примеров, и для самостоятельного изучения (доп. материала).

6. Самостоятельная работа учащихся должна проходить под контролем учителя. На такой работе учитель должен рассказать ученикам, что за работу они будут выполнять, как правильно сделать такую работу. Учитель может дать ученикам тесты, картинки – задания, с учетом индивидуальных способностей учеников. Такая работа должна быть понятна учеником, она не должна быть очень трудной для них.

7. Учитель должен объяснять материал урока в среднем темпе речи, т.к. если он будет говорить медленно, ученики ничего не поймут им будет скучно, и они не будут готовы на работу, т.к. данный урок им будет не интересен, если учитель будет говорить слишком быстро ученики не смогут понять тему, разобраться в ней и им будет неинтересно работать. Учитель должен использовать новые термины, должен объяснять их значение ученикам. Также учитель может спрашивать у учеников термины по теме в виде опроса.

    Анализ домашнего задания.

1. Для того чтобы ученикам лучше запоминалась тема урока, учитель может дать домашнее задание. Домашнее задание учитель обязательно должен проверять, иначе у учеников пропадет стимул выполнять его. Для того чтобы за мотивировать учеников на выполнении домашнего задания, учитель может ставить оценки, тогда ученики будут за мотивированы на то, что за домашнее задание они смогут получить хорошую оценку. Проверку домашнего задания можно устроить в формате опроса, устроить небольшое тестирование, если это домашнее задание было письменно – можно взять тетради на проверку.

2. Объем домашнего задания не должен быть большим – учитель должен понимать, что у учеников есть еще уроки и им будет сложно справиться со всем объемом материала. Домашнее задание не должно быть очень сложным. Учитель должен учитывать индивидуальные способности каждого учащегося. Когда учитель говорит домашнее задание он должен объяснить как его сделать, должен провести инструктаж для учеников.

3. Учитель должен ставить вопрос: «Зачем я задаю домашнее задание?», у учителя должна быть своя мотивация в постановке домашнего задания, в домашнем задании учитель должен давать вопросы, на которые ученики должны ответить, после чего они должны заполнить данный материал. Учитель должен закрепить все знания, которые он дал на уроке, путем домашнего задания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разрабатывая конспект на тему «Техника декупаж» я основывалась на дидактических принципах и требованиях, вытекающих из общих требований к школьному уроку: материал урока должен включать наглядность и понятия, достоверно установленные декоративно-прикладному искусству. Задача урока состояла в том, дать полное представление о технике декупаж. Развивать у школьников умение применять самостоятельное решение, применять знания на практике. Сформировать знания у учащихся о технике декупаж, чтобы они могли применять знания самостоятельно на практике. Расширить представления, о изготовления изделия в технике декупаж. В дальнейшем ученики могли применять свои знания на практике.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    Белецкая, Л.Б. Прессованная флористика: картины из цветов и листьев / Л.Б. Белецкая. – М. :Эксмо, 2006. – 64 с.

    Все о декупаже: техника и изделия / Под ред. М. Лупато. – М. :Ниола-Пресс, 2007. – 128 с.

    Зайцева, А.А. Декупаж / А.А.Зайцева. – М. : Дрофа-Плюс, 2008. – 144 с.

    Маркова, Е.А. Флористика: картины из лепестков и листьев / Е.А. Маркова // Школа и производство. – 2006. – №5. – С. 48-56; №6. – С. 46-54.

    Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Астраханцевой. – Ростов н/Д

ПРИЛОЖЕНИЕ

Декупаж – это оклеивание различных предметов бумажными картинками. Эта техника позволяет украсить любой предмет почти настоящей ручной росписью, причем для этого не нужны способности художника. Дизайнерские вещи, сделанные своими руками и в единственном экземпляре всегда ценились очень высоко. Освоить различные виды дизайна и изготовить какие-либо предметы интерьера можно и самим, т.к. издается специальная литература, выходят телевизионные передачи. Но научиться профессионально какому-либо виду искусства можно только под руководством знающего человека.

История техники декупаж

Декупаж, или как его часто называют салфеточная, вырезковая роспись – это уникальное направление декорирования, которое позволяет украсить поверхность любого типа – мебель, посуду, ткань, предметы быта из различных материалов – с помощью аппликации, но не обычной, а в завершенном виде имитирующей художественную роспись.

По сути декупаж – это техника точного, тонкого вырезания изображений и нанесения их на декорируемую поверхность с помощью средств, которые позволяют создать иллюзию отсутствия «швов» и абсолютно ровную поверхность, которая выглядит как инкрустация или роспись. У искусства декупажа богатая история, восходящая еще к Средневековью, которая во многом определила и современное разнообразия техник и стилей декорирования.

Впервые декупаж как вид искусства упоминается в письменных источниках, датированных 15 веком. В Германии того времени для украшения мебели, создания иллюзии эксклюзивной росписи и дорогого «заморского» антиквариата использовали вырезанные картинки, но предположительно тенденция к имитации росписи путем вырезания разнообразных мотивов зародилась намного раньше – еще кочевники в Восточной Сибири украшали похожим способом могилы своих предков.

Считается, что именно от них техника декорирования попала в Китай, где с 12 века использовалась для оформления коробок, окон, фонарей и т.п. С открытием торговых путей в Китай декупаж попал и в Европу.

Современные тенденции

Современная мода на декупаж привела к активному развитию техник работы с самыми разными типами предметов, материалами и поверхностями. Кроме классического декупажа на мебели, сегодня его применяют для создания оригинальных подносов и посуды, елочных украшений, шкатулок, упаковок, свечей, шляпок, сумочек, при декоре одежды и аксессуаров и даже для создания эксклюзивных предметов искусства и декора интерьеров.

Сегодня декупаж – это не только работа с твердыми поверхностями, но и тканями, создание трехмерные эффектов. Трансформировались и материалы, с помощью которых создают имитацию росписи – кроме декупажных карт и бумажных вырезок всех мастей, выделилось отдельное течение работы с салфетками, из тканей, принтов и совмещение с объемным декором.

Изменились и декоративные возможности, ведь появились новые средства для создания эффекта состаривания, золочения, патинирования, создания объемного и художественного декупажа, кракелюра и т.д.

Развитие декупажа тесно связано с тенденциями в дизайне интерьеров: он отвечает на запросы и потребности в предметах быта и декоре, наиболее активно развиваются те стили и течения, которые соответствуют самым трендовым интерьерным тенденциям.

Отечественная история этого удивительного и во многом универсального искусства как массового хобби, несмотря на теорию о сибирском происхождении декупажа началась лишь в новом тысячелетии, но темпы развития и распространения настолько велики, что сегодня декупаж стал не только одним из самых распространенных видов творчества, но и вывел нашу страну в число мировых лидеров.

Основные материалы и инструменты

Ножницы . Подбирайте острые, проверяя, чтобы их лезвия двигались свободно. Слишком тугие ножницы будут резать неровно, а слишком слабые – мять бумагу. Лучше иметь несколько пар ножниц с разной длиной и формой лезвий. Мелкие детали удобно вырезать маникюрными ножницами с загнутыми лезвиями.

Кисти . Нужны для работы с клеем, акриловыми красками и лаками. Для работы с клеем лучше подойдут синтетические плоские кисти средней жесткости № 8 или № 10. При помощи плоских полумягких кистей шириной 1–2 см и круглых кистей, которые производятся из верхнего конца волоса пони.

Зубочистки . Пригодятся, чтобы расправить или подвинуть на рабочей поверхности пропитанные клеем детали вырезанной картинки. Прежде чем дотрагиваться до картинки, кончик зубочистки необходимо окунуть в воду.

Ватные палочки . С их помощью с загрунтованной поверхности можно убрать излишки клея. Однако не стоит использовать эти палочки для удаления свежих красок, потеков незастывшего лака или патины.

Мягкая хлопчатобумажнаяткань . Потребуется для изготовления тампонов при проявлении кракелюров. Для этой же цели запаситесь небольшим кусочком ваты или ватными дисками.

Резиновый валик для обоев . Очень удобен при наклеивании на рабочую поверхность картинок, вырезанных из плотной бумаги, или картинок большого размера. Положив картинку на стой клея, ее нужно прокатать резиновым валиком, чтобы не осталось пузырьков воздуха.

Линейка и угольник . Понадобятся для симметричного размещения картинок на декорируемой поверхности.

Мастихин . С помощью этого шпателя можно смешать краски для фона или, например, покрыть поверхность основы краской либо шпаклевкой для достижения объемной фактуры (рис. 25).

Фен . Ускорит процесс работы. Им можно сушить краску, клей, лак, при этом сушка занимает всего лишь минуты (рис. 27).

Клеевой термопистолет . Используется для закрепления на основе зеркал, фурнитуры и различных аксессуаров (рис. 26).

Наждачная бумага . Нужна для зачистки и шлифовки рабочей поверхности. Для работы лучше приобрести несколько листов разной зернистости.

Малярный скотч . Это односторонняя клеящая лента на основе креповой бумаги, используется для формирования четких границ поверхностей при окрашивании или покрытии лаком.

Палитра или фаянсовая тарелка . Нужна для смешивания красок. Лучше использовать белые тарелки, так как на цветной труднее определить получившийся оттенок краски.

Цветная бумага для акварели . Если плотность такой бумаги не превышает 130 г, из нее можно вырезать картинки–силуэты, например для украшения изделия в японском стиле. Можно окрасить в разные цвета и обычную белую бумагу, однако покрывать ее краской можно только после приклеивания.

Бумажные салфетки . Наборы салфеток для декупажа можно купить в магазине художественных товаров.

Листы для декупажа . Это тонкие листы бумаги формата A3 с коллекциями изображений различного размера, имеющих общую тематику.

Клей . Вырезанные из бумаги картинки приклеиваются на любую основу специальным клеем для декупажа. Однако, как показывает практика, его с успехом можно заменить самым обыкновенным клеем ПВА, который к тому же стоит в несколько раз дешевле. Исключение составляет лишь тканевая основа, для которой следует использовать специальный клей для декупажа на ткани.

Лаки . Чтобы подготовить поверхность изделия к работе, а после декорирования защитить от механических повреждений и влажности, рекомендуется использовать акриловый лак. Изготавливается он из нежелтеющих акриловых смол. Его можно приобрести в специализированном художественном магазине или же купить на строительном рынке, подойдут и тот и другой – разница только в цене. Лучше брать матовый или полуглянцевый лак. Такие лаки повышают яркость тонов, и покрытые ими поверхности выглядят очень эффектно.

Основные приемы декорирования в технике декупаж.

Кракелюр и декупаж.

Кракелюр или кракле – один из приемов искусственного состаривания. В зависимости от примененного состава получаются различные трещинки.
Смысл кракле в том, что нижний слой как бы взрывает верхний слой и образуются трещины. Трещины можно тонировать художественным битумом, сухим пигментом, масляной краской, сухой пастелью, тенями для век и т.д.

Искусственное состаривание потертостями.

Используются потертости, чтобы создать «вещь с историей». Как будто бы вещи много лет и она бережно передавалась из поколения в поколение или, может, валялась на чердаке и была случайно найдена. Используются очень часто для создания стиля шебби шик.

Искусственное состаривание можно сделать за счет набрызгов.

Набрызги можно сделать с помощью акриловой краски и щетки. Акриловую краску в жидком виде (разведенную с водой или акриловым лаком) наносят на щетку и резким движением (пальцем, ногтем или расческой) разбрызгивают на поверхность изделия.

Создание эффектов структурной пастой.

Можно взять строительную акриловую шпатлевку. Структурная паста необходима для создания тех или иных эффектов. Например, для иллюзии снега на новогодних подарках.

«Утверждаю»

Директор СОШ № 14

_________ Кузнецова О.А.

Класс: 1-4

Предмет: кружок «творческая мастерская»

Тема: Работа с салфетками оформление предметов в технике «декупажа» панно из декоративных салфеток оформление других придметов»

Дата:23.04.2016 г.

Цель урока:

    Познакомить учащихся с историей возникновения и развитию техники “Декупаж”, с основным применением в интерьере.

    Научить простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники “Декупаж” через элементы образного мышления.

Задачи урока:

Обучение:

Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.

Развития:

Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.

Воспитания :

Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами и лаком.

Средства обучения:

Наглядные

    образцы салфеток,

    инструкционные карты,

    правила техники безопасности с режущими инструментами и лаком,

    образцы готовых изделий

Учебные:

Тетрадь, чертёжные инструменты, объект для декупирования, ножницы, салфетки (бумага с картинками) для вырезания, клей ПВА, кисти, скотч, акриловый лак или специальный лак для декупажа, который будет подтверждаться воздействию влаги, акриловые краски – для окрашивания фона, блёстки.

Ход урока

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления с выполнением практической работы.

1 этап. Организационный момент.

Цель этапа: Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.

2 этап. Актуализация знаний и умений.

Цель этапа: Прочное закрепление знаний, полученных раньше. Повторение материала прошлых уроков и ТБ в форме беседы.

    Какие виды прикладного творчества мы уже изучили?

    Что такое декорирование предмета?

    Какие предметы можно декорировать? (примеры)

    Какой материал используют для защиты поверхности?

    Чем можно заменить клей ПВА?

    Какие лак и краски используются для техники “декупаж”? Почему?

    Какие инструменты и приспособления используются в технике “декупаж”?

    На какие зоны делится рабочее место?

    Правила техники безопасности при работе с ножницами, клеем и лаком.

3 этап. Усвоение новых знаний.

Цель этапа: Узнать основные сведения о салфеточной технике, о видах декорирования и этапах подготовки к нему.

План объяснения:

    Исторические сведения о технике “декупаж”

    Применение техники в современном интерьере.

    Основы декупажа.

    Материалы и аксессуары.

Декупаж позволяет, согласно вашим вкусам, выбрать лучшее из многочисленных образцов, вырезать понравившееся изображение и затем прикрепить его на декорируемый вами предмет. Декупаж позволяет декорировать мебель, коробки, шкатулки, ткань, ведра, лейки и еще очень многое. После завершения всех этапов работы, картинка будет выглядеть как нарисованная.

Декупаж - старинная техника, вновь ставшая модной буквально в последние годы.

Декупаж - это скурпулезное вырезание изображений, полосок бумаги, которые потом наклеиваются на поверхность для декорирования согласно вашему желанию и затем покрываются несколькими слоями лака для защиты. Эта техника требует времени, терпения и предусматривает множество попыток, чем результат удовлетворит Вас.

Декупаж - одна из техник декора по ткани, посуде, мебели, коробкам и т.д. Окончив этот курс, вы сможете создавать эксклюзивные предметы интерьера, декоративно оформлять одежду, самостоятельно изготавливать модные аксессуары и делать многое, многое другое насколько позволяет ваша фантазия.

Где применяется?

Декупажем можно оформить практически всё, что подскажет вам ваша фантазия: цветочные горшки, вазы, тарелки(декоративные), стаканы, разделочные доски(деревянные и пластмассовые).Можно сшить из простой ткани скатерть и салфетки, и оформить их в эксклюзивный набор. Можно сделать диванную подушку под ваш интерьер. Главное, что все вещи получаются красивые и полезные в хозяйстве! Изучив и освоив данный вид рукоделия, я апробировала его с учащимися 5-8 классов на уроках и на занятиях во внеурочное время. Дети с увлечением занимались декупажем, видя результаты своего труда.

Основы декупажа.

Слово decoupage происходит от французского “вырезать”. Соответственно “техника декупажа” – это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Оформление элементов интерьера в технике “декупаж” восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. Техника получила дальнейшее распространение в Англии в XIX веке. В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками. Это могут быть иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки, декупажные карты, в последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток. И собственно единственная объединяющая база в этой технике: вырезание мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.
Для того, чтобы заниматься декупажем, необходимо также использовать такие материалы как акриловые краски и лак, для защиты поверхности. Сами же предметы должны декорироваться так, чтобы приклеенный мотив как бы сливался с фоном и не выглядел приклеенным. Для этой цели используются различные приемы.

Используемые материалы.

    Доска разделочная (пластиковая)

    Акриловый глянцевый лак

    Акриловые перламутровые краски,

    Клей ПВА, кисти, блёстки, ножницы, салфетки

    Объект для декупирования может быть любым: глянцевым, деревянным, алюминиевым, стеклянным и т.д.

    Ножницы можно использовать самых различных размеров для вашего удобства. Очень удобны для вырезания мелких деталей маникюрные ножницы.

    Салфетки можно заменить бумагой, только она должна быть тонкой, чтобы рисунок хорошо ложился на декупированный предмет и выгладил как нарисованный. Очень удобна бумага с коллекциями изображений разного размера на общую тематику.

    Лак для окончания работы можно использовать акриловый, а если использовать лак Флаттинг, то работа обработанная таким лаком приобретают желтоватый оттенок, имитирующий старость объекта.

    Клей используем ПВА, он самый доступный и быстро сохнущий.

    Кисти лучше не брать из колонка, а купить хорошую плоскую синтетическую.

    Карандаш и скотч потребуются для того, чтобы наметить места расположения картинок на поверхности для декупирования, согласно нашему замыслу.

4 этап. Первичное закрепление нового материала.

Форма-беседа.

Цель этапа: Проверить усвоение новых знаний на уроке.

    Что такое декупаж?

    Как, где и почему возник этот вид прикладного творчества?

    Когда этот вид творчества появился в России?

    Как в настоящее время относятся к прикладному творчеству “декупаж”?

    Какие виды декоративно-прикладного творчества вы знаете?

    Какие поверхности можно декорировать помощью салфеточной техники?

5 этап. Практическая работа.

Цель этапа:

    Обучение навыкам индивидуальной и коллективной работы.

    Развитие творческого отношения к работе.

Муниципальное общеобразовательное учреждение – основная общеобразовательная школа с. Усатово

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ

В 7 КЛАССЕ

Прикладное творчество

в стиле "Декупаж"

Демяненко Маргарита Александровна

учитель технологии

28.11.2011 г.

Тема урока: Прикладное творчество в стиле «Декупаж»

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с историей возникновения и развития техники “Декупаж”, с основным применением в интерьере.

2. Научить простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники “Декупаж” через элементы образного мышления.

Задачи урока:

Обучающая:

Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.

Развивающая:

Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.

Воспитательная:

Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами и лаком. Воспитать интерес к нетрадиционным видам декоративно - прикладного творчества

Продолжительность урока: 90 минут

Средства обучения:

Наглядные

Образцы салфеток,

Инструкционные карты,

Правила техники безопасности с режущими инструментами и лаком,

Образцы готовых изделий

Учебные:

Тетрадь, чертёжные инструменты, объект для декупирования (рамка для фотографий - основа), ножницы, салфетки (бумага с картинками) для вырезания, клей ПВА, кисти, лак по дереву, гуашь – для окрашивания фона и нанесения дополнительных элементов в рисунке.

Тип урока:

Урок изучения и первичного закрепления с выполнением практической работы.

Ход урока:

1 этап. Организационный момент

Цель этапа: Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.

Организация начала занятия: подготовка учащихся к работе на занятии – полная готовность класса и быстрое включение учащихся в деловой ритм.

- Здравствуйте, дети. Все готовы к уроку? Садитесь.

2 этап. Актуализация знаний и умений

Цель этапа: Прочное закрепление знаний, полученных раньше. Повторение материала прошлых уроков и ТБ в форме беседы. Подготовка к основному этапу занятия - обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

- Тема нашего сегодняшнего урока Прикладное творчество в стиле "Декупаж".

Целью нашего сегодняшнего урока является ознакомление с историей возникновения и развития техники “Декупаж”, с основным применением в интерьере, научиться простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники “Декупаж” через элементы образного мышления.

Но прежде чем мы приступим к изучению новой темы ответьте на несколько вопросов:

1. Какие виды прикладного творчества мы уже изучили?

Дети называют - изонить, вышивка, вязание спицами и крючком, выжигание по дереву, роспись по стеклу.

2. Что такое декорирование предмета? (всякое художественное украшение предмета или помещения, легкий и приятный способ сделать домашний очаг уютнее и красивее).

3. Какие предметы можно декорировать? (посуду, мебель, бытовую технику, одежду, кухонную утварь, рамки для фотографий, шкатулки и др.)

3 этап. Усвоение новых знаний. (20 мин.)

Цель этапа: Узнать основные сведения о салфеточной технике, о видах декорирования и этапах подготовки к нему.

План объяснения:

1. Исторические сведения о технике “декупаж”

2. Определение слова "декупаж"

3. Применение техники в современном интерьере

4. Основы "декупажа"

5. Материалы и аксессуары.

Сегодня на уроке вы начнете знакомство с еще одним видом прикладного творчества – "декупаж". Это очень интересная техника. Надеюсь, вам понравится.

- Записываем новую тему (уч-ся записывают тему урока в тетрадь).

    Из истории

Учитель - Декупаж как форма искусства возник в Венеции 300 лет назад. Считается, что XVII век стал самым благоприятным для развития техники декупаж и других рукоделий с использованием бумаги.

(сообщения детей – 2 человека)

Агафонова В. - «Декупаж» – французкое слово, означает «вырезать». Это искусство украшать вырезками из бумаги поверхность, изображая какую-либо сцену или историю. В разные времена декупаж был известен под различными названиями. Итальянцы называли его искусством для бедных. Французы – глазурь для бедняков. В Англии декупаж носил название япанинг, поскольку подражал работам японских и китайских мастеров, что привозились в Европу в XVIII веке. Декупаж в том виде, в каком мы его знаем сейчас, стали делать краснодеревщики, желая сделать более дешёвые копии предметов, поставляемых из Китая и Японии, которые пользовались в то время огромной популярностью. Декупажированные вещи (в основном мебель) окрашивались однотонной краской, а затем украшались вырезками из гравюр. Наклеенные картинки покрывались краской или позолотой, затем вся поверхность покрывалась лаком. Мебель, украшенная таким образом, издалека выглядит как расписная, но при более тщательном рассмотрении становится понятно, что это декупаж. Чаще всего так украшали комоды.

В XVIII веке любое путешествие было делом длительным, и, как правило, гости приезжали не на день или несколько дней, а оставались на недели или даже месяцы. И тут перед хозяевами вставал вопрос, чем развлекать гостей. Декупаж стал развлечением для гостей. У любой дамы на столике для рукоделия можно было обнаружить пару маленьких ножниц для того, чтобы вырезать картинки для украшения альбомов. Искусство украшения альбомов стало естественным продолжением шитья и прочего рукоделия, и было очень популярно в Англии и Европе в целом. В Италии чаще всего декорировали письменные столы.

Мыльникова Ю. - Искусство декорирования мебели возникло в Венеции. Тонкие узоры, плетения, воздушные золотые нити – всё это использовалось в венецианской мебели. По мере роста популярности декупаж распространился и во Францию. И говорили, что Мария Антуанетта и придворные дамы настолько увлечены декупажем, что разрежут всё, что попадётся им на глаза. Поговаривали, что даже работы Буше и Ватто не избежали ножниц этих леди. Французкий декупаж был замысловатый и изящный. Он отражал причудливый, странный и декоративный характер французской мебели того периода. Обычно использовались цветы, бабочки, птички, музыкальные инструменты и венки. Королева Виктория не только сама увлеклась декупажем, но и стала коллекционировать декупажные работы других авторов. В эпоху Викторианства следящие за модой юные девушки часто декорировали ширмы, входящие в их приданное. Мода на декупаж в Англии исчезла с началом Первой мировой войны. Во Франции она прекратила своё существование после революции, в то время как в Венеции, колыбели декупажного искусства, по разным источникам работы делались до вхождения Наполеона в город. Декупаж в США В 1730 году был популярен в американских колониях. Картинки приклеивали на мебель, раскрашивали и покрывали лаком.

Немцы использовали рельефные рисунки детей. Эти выдавленные мотивы для вырезания и изобретены были сами германцами и они имели превосходное качество. Норвежский декупаж был полностью посвящён мифологии. Польские декупажисты использовали блеск и сияние. Обычно в дизайне использовали красочную и блестящую бумагу. Мексиканский декупаж яркий и многоцветный. Его используют для декорации праздничных украшений. В общем техника декупажа мало чем отлиется от той, что использовалась в XVII веке в Венеции.

- Хорошо (вопрос детям):

- Так когда появилась техника "Декупаж" и в какой стране? (17 век Венеция)

- Как с французского языка переводится слово "декупаж"? (вырезать)

- Что можно украшать в технике "декупаж"?

Молодцы.

- Запишите в тетради время и место появления техники "декупаж".

    Декупаж позволяет, согласно вашим вкусам, выбрать лучшее из многочисленных образцов, вырезать понравившееся изображение и затем прикрепить его на декорируемый вами предмет. Декупаж позволяет декорировать мебель, коробки, шкатулки, ткань, ведра, лейки и еще очень многое. После завершения всех этапов работы, картинка будет выглядеть как нарисованная.

Декупаж - старинная техника, вновь ставшая модной буквально в последние годы.

Декупаж - это скрупулезное вырезание изображений, которые потом наклеиваются на поверхность для декорирования согласно вашему желанию и затем покрываются несколькими слоями лака для защиты. Эта техника требует времени, терпения и предусматривает множество попыток, чем результат удовлетворит Вас.

Окончив изучение этой техники, вы сможете создавать эксклюзивные предметы интерьера, декоративно оформлять одежду, самостоятельно изготавливать модные аксессуары и делать многое, многое другое насколько позволяет вам ваша фантазия.

- Запишите определение "декупаж" в тетрадь.

3. Где применяется?

Декупажем можно оформить практически всё, что подскажет вам ваша фантазия: цветочные горшки, вазы, тарелки (декоративные), стаканы, разделочные доски (деревянные и пластмассовые). Можно сшить из простой ткани скатерть и салфетки, и оформить их в эксклюзивный набор. Можно сделать диванную подушку под ваш интерьер. Главное, что все вещи получаются красивые и полезные в хозяйстве!

4. Основы "декупажа"

Техника декупажа” – это техника украшения, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Оформление элементов интерьера в технике “декупаж” восходит к XVII веку. Именно тогда широко применялось наклеивание бумажных аппликаций на мебель, полы, стены, так, что покрытые лаком аппликации выглядели как рисунки. В настоящее время мотивы чаще вырезаются из трехслойных салфеток, потому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника. Но приклеивающиеся мотивы не ограничиваются только салфетками. Это могут быть иллюстрации из журналов, оберточная бумага, этикетки, декупажные карты, в последнее время широко распространяется применение принтерных распечаток. И собственно единственная объединяющая база в этой технике: вырезание мотивов. Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.

5. Материалы и аксессуары.

Для работы в технике "Декупаж" используются:

1. Основа – предмет, который декорируется.

2. Декупажные карты. Бумага для декупажа - получила в нашей стране название "декупажная карта". Она бывает разной плотности, разного размера. Выбор декупажной карты зависит от техники декупажа.

3. Вместо декупажных карт так же можно использовать рисовую бумагу.

4. Салфетки для Декупажа. Из трехслойной салфетки в декупаже используется только один самый верхний цветной слой. Этот тонкий слой накладывают на поверхность заготовки и наносят мягкой кистью средство для декупажа.

5. Самые необходимые инструменты для декупажа - очень острые небольшие ножницы (маникюрные, медицинские, специальные ножницы для ришелье и гобеленов). Для вырезания из более плотных материалов используют ножницы, скальпель или специальный нож для декупажа (с вращающимся лезвием).

6. Кисти - удобно использовать плоскую синтетическую кисть шириной 1-2 см. Для крупных предметов лучше использовать кисти большей ширины или валик. Часто удобнее наносить краску и лак не кистью, а поролоновой губкой.

7. Если рисунок на салфетках слишком мелок и тонок для вырезания, то вырезаются крупные элементы, а мелкие дорисовываются акриловыми красками (мы будем использовать гуашь, в целях экономии).

8. Для приклеивания вырезанных элементов к основе используется:

- спец. клеи для декупажа (или клей ПВА (разбавленный или неразбавленный)).

9. Для конечного завершения работы используется акриловый лак. Есть специальные акриловые художественные лаки, но они очень дорогие. А, поскольку лаком надо покрывать изделия много раз, то мы воспользуемся строительным.

10. Кракелюрный монолак.

Этим лаком можно добиться эффекта старения. Кракелюры (франц. craquelure) – тонкая сетка трещин. В декупаже кракелюры создаются при помощи специальных кракелюрных лаков. Они могут быть одно - и двухкомпонентными, то есть состоять из одного или двух флаконов с разными составами. В использовании каждого состава есть свои тонкости.

ПОКРЫТИЕ РАБОТ ЛАКОМ

Декупажная работа лишь тогда хорошо выглядит, когда наклеенный мотив полностью сливается с фоном, находится с ним на одном уровне, нет "ступеньки" при переходе от бумаги к фону. Это достигается многоразовым покрытием предмета лаком. Количество слоев лака, нанесенных на финише, на некоторых работах может быть больше сотни.

Финишное покрытие всегда наносится с промежуточным шкурением слоев лака самой мелкой шкуркой. Оно (шкурение) сглаживает вздувшиеся места картинки и неровности нанесенного лака. Обычно шкурят после нанесения 4-5 слоев лака, стараясь снимать лак только с выпуклых мест изделия, выравнивая тем самым поверхность, после чего на поверхность наносят следующие слои лака, и так далее, пока мотив полностью не утонет в финишном покрытии.

Хороший финишный лак должен ложиться равномерно, легко шкуриться, быстро сохнуть без трещин и наплывов, не иметь сильного запаха и, главное, не желтеть со временем.

Прежде чем приступить к работе давайте повторим технику безопасности при работе с ножницами, клеем и лаком.

(опрос учащихся).

У каждого на столе лежит инструкционная карта. В ней описаны все этапы работы.

Рабочие места готовы, можете приступать к работе. Не забудьте заполнить оценочный лист.

4 этап. Практическая часть

Учащиеся основываясь на инструкционную карту и презентацию оформляют рамку для фотографий в технике "декупаж" в своем стиле.

    Этап – приклеивание салфетки к рамке

    Этап – декорирование готовой рамки гуашью (прорисовка дополнительных элементов)

    Этап – покрытые готовой рамки лаком (на следующем уроке).

Во время практической работы учитель наблюдает за работой учащихся и при необходимости помогает. По окончании выполнения работы, учащиеся заполняют оценочный лист.

ФИЗМИНУТКА проводится во время практической работы.

5 этап. Подведение итогов урока

Выставка работ:

Вот ваши рамки готовы. Давайте их внимательно рассмотрим. Что вам нравится в вашей работе, а что бы вы исправили?

Приближается Новый год – время дарить подарки. А мы с вами знаем, что лучший подарок тот, который приготовлен своими руками. Я думаю, ваши замечательные рамки будут идеальным подарком для ваших близких. Кому вы подарите свою рамку?

6 этап. Рефлексия

- было интересно…

- было трудно…

- теперь я могу…

- я научился(сь)…

- меня удивило…

- мне захотелось…

7 этап. Закрепление и обобщение темы урока. Кроссворд.

А теперь, подводя итог урока давайте разгадаем кроссворд:

Вопросы:

1. Для декорирования нужна…

2. Основа картинки - это…

3. Жидкость для скрепления…

4. Инструмент для вырезания…

5. Предмет для нанесения клея…

6. Каким лаком можно добиться эффекта старения

7. Готовое изделие – рамка для …

7 этап. Домашнее задание На следующемуроке мы с вами доделаем наши рамки для фотографий (покроем их лаком). И приступим к декорированию ткани в стиле Декупаж. Для этого принесите – х/б ткань (размером 20*20), салфетки с любым рисунком, и все принадлежности для выполнения работы в технике Декупаж.

8 этап. Выставление оценок . Каждый учащийся оценивает свою работу и в целом работу на уроке (самооценка). Говорит, сколько баллов поставил себе в оценочном листе и учитель выводит общую оценку.

9 этап. Уборка рабочих мест.

- Всем спасибо за урок, до свидания (уход детей).

Групповое занятие: декоративно-прикладное творчество в технике "Декупаж" с мастер-классом

Пряхина Елена Юрьевна, воспитатель.
Место работы: ОГКОУ Чернцкая школа-интернат для детей-сирот и детей,оставшихся без попечения родителей с ОВЗ

Описание: занятие и мастер-класс предназначен для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста, будет полезен учителям и воспитателям, а так же педагогам дополнительного образования при подготовке к занятиям по творческо-прикладной деятельности.

Декоративно-прикладное творчество в технике "Декупаж" с мастер-классом.

В учебно-воспитательной работе с детьми одним из действенных средств развития детей признано декоративно-прикладное искусство, являющееся частью народной культуры. Народное искусство - это уникальный мир духовных ценностей, где воплощена духовная энергия народа, хранящая и развивающая нравственный потенциал этноса.
О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и др.). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, ее культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей
Цель деятельности педагога: приобщение воспитанников к новому виду декоративно - прикладного творчества.
Задачи занятия:
Воспитательные:
1. Воспитывать художественный вкус и творческое отношение к работе, настойчивость в достижении цели, аккуратность, бережливость, сознательное выполнение правил безопасности при работе с режущими, колющими предметами.
2. Трудовое и эстетическое воспитание, привитие навыков культуры труда, воспитание усидчивости и трудолюбия.
Развивающие:
1. Развивать наглядно-образное мышление, познавательный интерес, рациональное использование времени и памяти, точность движений, художественный вкус, творчество.
2. Ознакомление учащихся с историей развития старинной техники «декупажа».
3. Создание условий для развития творчества и сотворчества детей и взрослых.
Обучающие:
1. Научить простейшим приёмам начального этапа салфеточной техники “Декупаж” через элементы образного мышления.
2. Расширить кругозор учащихся в процессе изучения данного вида прикладного творчества, сформировать знания о существующих видах прикладного творчества, об особенностях их выполнения.
3. Обучение технологической последовательности и трудовых приемов выполнения «декупажа».
4. Формирование образного и пространственного мышления.
Форма организации образовательного процесса: групповая разновозрастная (10-12 детей).
Методы и приемы:
Организации учебно-практической деятельности: практическая объяснительно-иллюстративная
Стимулирования и мотивация: создание эмоционально-нравственной ситуации;
Самостоятельной познавательной деятельности воспитанников: выполнение практической работы по декорированию изделий;
Контроля и самоконтроля: самооценка своей работы детьми.
Материалы и оборудование:
Объекты для декупирования
Ножницы
Салфетки (бумага с картинками) для вырезания
2 листа цветного картона
Клей ПВА, титан
Кисть, губка
Лента-сетка (любая легкая ткань – шифон, органза) 8-9 см шириной и 80-100 см длиной
Акриловый лак
Гуашь, эмаль для покрытия.
ТСО:
Компьютер
Мультимедийная презентация
Ожидаемый результат:
Освоение воспитанниками нового вида декоративно-прикладного творчества;

Ход занятия

Подготовка воспитанников к работе на занятии, психологический настрой.
- Здравствуйте, садитесь. А сейчас сделайте глубокий вдох и выдох, выплеснули плохую энергию, настроились на хорошую дружную работу.
Все мы любим с детства делать аппликации и рисовать. Во-первых, нам доставляет удовольствие сама техника выполнения, во-вторых, мы чувствуем себя творцами, в третьих – наградой служит сделанная своими руками вещь! Дети становятся взрослыми, а желание делать прекрасное остается. Не смотря на то, что в магазинах продается много необычных и интересных вещей, нас самих тянет смастерить что-то оригинальное.
Слайд 1 Тема сегодняшнего занятия интересная! Она имеет русское значение - вырезать и французское название – декупаж
Слайд 2 Декупаж – это аппликация, покрытая лаком. Такая техника украшения была изобретена китайскими крестьянами в XII веке.


Слайд 3 Как вид искусства он первый раз упоминается в конце XV века в Германии. В Европу этот интересный метод декорирования пришел в XVII-XVIII веках вместе с красивой лаковой китайской мебелью, когда там появилась мода на «Восток».



Слайд 4 И европейцы "заразились" декупажем. Женщинам XVIII - XVIIII века настолько понравилось заниматься техникой декупажа, что они стали обклеивать все, что попадалось им на глаза: музыкальные инструменты, шкатулки, табакерки, мебель, ширмы…



Сейчас эта старинная техника вновь стала модной и широко распространена в различных странах при декорировании сумочек, шляпок, подносов, ёлочных украшений, солнечных часов, шкатулок, посуды, упаковок и т. д., а также при создании эксклюзивных предметов интерьера, при оформлении одежды и изготовлении модных аксессуаров. В настоящее время мотивы для декорирования чаще вырезаются из трехслойных салфеток,


поэтому декупаж в некоторых языках получил иное название – салфеточная техника.
Сами же декорируемые поверхности могут быть из самых различных материалов – дерева, металла, керамики, стекла, ткани, кожи, пластика.
За окнами весна, скоро наступит лето, и я предлагаю выполнить практическую работу, над названием «Летняя фантазия».
Пред вами на столе находятся различные материалы для техники декупаж, определите, что вам сегодня понадобится, и приступим к мастерству.
Воспитатель проверяет организацию рабочего места, демонстрирует поэтапные приемы работы, называя все операции. Предлагает детям выполнить работу вместе с воспитателем.
При работе по декупажу необходимо соблюдать следующие правила безопасной работы:
Слайд 5 Правила техники безопасности при работе с ножницами:
1. Использовать ножницы следует строго по назначению.
2. При падении ножниц не надо пытаться их поймать, во избежание травмирования.
3. Используя ножницы, нужно держать их острыми концами от себя.
4. Не размахивать руками, если там находятся ножницы.
5. Ножницы кладите кольцами к себе.
6. Не оставляйте ножницы раскрытыми.
Слайд 6 Правила техники безопасности с клеем:
1. Быть осторожным с клеем.
2. Не вдыхать его.
3. После приготовления изделия, нужно помыть руки под тёплой водой с мылом.
4. Периодически проветривать помещение.
Этапы работы:
1. Распределение объектов декорирования - тарелки, разделочная доска, картонные круги и квадраты
2. Заготовка элементов для декорирования – вырезание из салфеток
3. Приклеивание элементов салфетки на поверхность (клей ПВА, кисть, объект декорирования)
4. Просушивание поверхности
5. Красочное оформление работы
6. Нанесение лака
7. Просушивание поверхности
Слайд 7 Приступаем к работе. (Звучит легкая музыка) Воспитатель наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы детей, помогает воспитанникам, испытывающим затруднения. Контролирует соблюдение правил безопасной работы.
Берем наши заготовки и закрашиваем их белой гуашью смешанной с клеем ПВА (я буду декупировать коробку из под конфет, заранее декорированную яичной скорлупой)






Вырезаем подходящие элементы узора из салфеток для оклеивания поверхностей,


отделяем самый верхний слой салфетки, на котором и есть рисунок.


Прикладываем салфеточный рисунок к тому месту, где он будет находиться на вашем изделии. Обмакиваем кисть в клей и начинаем приклеивать салфетку. Клей наносим прямо поверх салфетки (она очень тонкая и легко пропитывается). Двигаем кистью от центра к краям рисунка (как будто рисуем солнечные лучи), аккуратно придерживая рисунок другой рукой.
Все это делаем нежными движениями, иначе все испортим.





Оклеивая боковины, не отрезайте лишний узор, а загибайте его на другую поверхность.



Если узор обрезан и вам не нравиться его внешний вид, вырежьте приблизительно равный по диаметру цветок и наклейте его поверх (так же можно вырезать и приклеить бабочку или божью коровку)




Внутреннюю часть крышки коробочки декупируем на морскую тему: вырезаем узор из салфетки и приклеиваем.





Приготовим краску для фона (голубая гуашь, смешанная с клеем ПВА) и закрашиваем основной фон внешней стороны коробочки.




После высыхания, наносим перламутровую эмаль и тут же промокаем ее салфеткой.




Теперь переходим к внутренней стороне крышки: белой перламутровой эмалью подкрашиваем облака, желтой и бронзовой эмалью рисуем лучи солнца, голубой гуашью, смешанной с клеем ПВА закрашиваем пустое пространство – это будет море.



После высыхания, наносим второй слой голубой гуаши.


Теперь берем губку и промокаем гуашью цвета морской волны и темно-синего цвета.


Пока краска высыхает, начнем облагораживать дно и внутренние боковины коробочки. Для этого отрезаем полоски из картона равные ширине и длине периметра коробки. Приклеиваем ленту, делая небольшие складочки, по верхнему периметру коробочки и тут же приклеиваем на нее отрезки картона, закрывая срез ленты.




Второй лист картона делаем на 1-2 см меньше периметра дна коробочки, промазываем клеем, приклеиваем ко дну коробочки.


Подходящую по цвету пряжу (узкую атласную ленточку, тесьму) приклеиваем вокруг узора с маяком.


Бронзовой эмалью с помощью кисточки подрисовываем очертания птиц.


И вот наша коробочка превратилась в шкатулочку.
 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!