Проект на тему дни воинской славы. Индивидуальный проект "дни воинской славы"

    10 класс

    Приблизительная продолжительность проекта

    2 занятия

    1 занятие:

    Знакомство с основными понятиями;

    Обсуждение проблемных вопросов;

    Создание рабочих групп;

    Обсуждение учебных вопросов;

    Знакомство со списком литературы и Интернет - ресурсов;

    Сроки проведения консультаций.

    2 занятие:

    Защита проекта;

    Обсуждение, дискуссия;

    Рефлексия;

    Самооценка и внешняя оценка проекта.

    Основа проекта. Образовательные стандарты

    Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной общеобразовательной школе направлен на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о здоровом образе жизни; об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
  • развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
  • воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
  • овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

После участия в проекте учащиеся должны достичь именно этих целей. А учитывая, что государственный стандарт по ОБЖ предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения (метод проектов этот подход и формирует), у школьников еще будут развиваться широкие комплексы общих учебных и предметных умений, овладение способами деятельности, формирующими познавательную, информационную, коммуникативную компетенции.

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения

У каждого народа есть свои заветные страницы истории, свои героические имена, которые никогда не будут забыты. В историю нашей страны навечно вписаны дни славных побед, в которые российские войска снискали почёт, уважение современников и благодарную память потомков. Образы героев, как звёзды на небосклоне, освещают исторический путь нашего народа, служат для потомков образцами жертвенного служения нашем Отечеству. Многие юные россияне хотят быть похожими на эти маяки доблести, продолжать их дело и ратные традиции. Цель проекта - показать значение памятных дат России в памяти потомков.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Значение дней воинской славы России памяти потомков.

Проблемные вопросы учебной темы

Какие дни воинской славы России установлены законом?

Каково значение этих дней для России и, в частности, молодого поколения?

Учебные вопросы

Какова историческая основа победных дней России?

Человек и его роль в историческом развитии народа?

Публикация учителя

Презентация учителя для выявления представлений и интересов учащихся

Презентация

Пример продукта проектной деятельности учащихся

Презентации учащихся по группам

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом, у ченики работают над проектом и выполняют задания.

После завершения работы над проектом

Разработка проектного задания:

  • выбор темы проекта;
  • выделение подтем в темы проекта;
  • формирование творческих групп;
  • формулировка вопросов, задание для команд.

1.Мозговая атака

2. Самостоятельная поисковая работа в соответствии со своим заданием

3. Промежуточное обсуждение, сбор и обработка данных

1. Защита проекта, дискуссия.

2. Рефлексия.

3. Самооценка, внешняя оценка.

Описание методов оценивания

При проведении проекта были использованы стандартные инструменты для обеспечения обратной связи, рефлексии и обучения - это очное общение и электронная почта. Итоговое оценивание проводится в виде защиты, на которой присутствуют все участники проекта. По окончании защиты проекта. Проводится самооценка результатов работы, а затем - оценивание проекта другими участниками (схема самоанализа и анализа выполнения работы предлагается участникам проекта в начале работы). Завершается защита и оценивание проекта рефлексией. Продуктом учебной деятельности учащихся является презентация

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Для проведения проекта учащиеся должны знать Федеральный закон № 32 - ФЗ от 13 марта 1995 года “О днях воинской славы (победных днях) России”.

В начале проекта ученики должны владеть основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, видение и выдвижение новых проблем, выдвижение гипотез, методов их решения); коммуникативными навыками; интегрировать полученные знания по разным предметам, изучаемым в школе.

Учебные мероприятия

Этапы организации и реализации проекта

1.Разработка проектного задания: выбор темы проекта, выделение подтем в темы проекта,

формирование творческих групп, формулировка вопросов, задание для команд.

2.Самостоятельная поисковая работа в соответствии со своим заданием

3. Промежуточное обсуждение, сбор и обработка данных, промежуточная оценка работы над проектом.

4. Оформление результатов проектной деятельности

5. Защита проекта, дискуссия.

6. Рефлексия.

7.Самооценка, внешняя оценка.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик)

Для слабо мотивированных учащихся учитель организует индивидуальные консультации. Так как данный проект предполагает работу в группах, то они формируются с учетом разной подготовленности учащихся, поэтому по некоторым вопроса помощь можно получить и внутри группы.

Ученик, для которого язык преподавания не родной:

Помощь учителей иностранного языка, конечно, будет нужна, если проект рассчитан на привлечении учеников такой категории.

Одаренный ученик:

Материал для проекта подбирается каждым учеником в зависимости его подготовленности, поэтому выбор глубины исследования зависит от него самого. Учитель проводит консультации, дает необходимые рекомендации.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта:

Фотоаппарат, лазерный диск, компьютеры, принтер, цифровая камера, сканер.

Технологии - программное обеспечение

Программы обработки изображений, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM

материалы на печатной основе

Учебники, методические пособия, хрестоматии, лабораторные пособия, справочный материал и т.д.

1. Басова, Н. В. Педагогика и практическая психология. - Ростов н/Д: «Феникс», 1999. - 416 с.

2. Бачевский, В. И. Система военно-патриотического воспитания несовершеннолетних граждан: Учебно-методическое пособие по разделу «ОВС». - М.: ООО «Редакция журнала «Военные знания», 2001. - 186 с.

3. Беспятова, Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2006. - 192 с.

4. Буторина, Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования / Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова - СПб: КАРО, 2004. - 224 с.

5. Воронцов, В. Л. Могущество знания. - М.: Изд-во «Знание», 1979. - 380 с.

6. Героико-патриотическое воспитание в школе: детские объединения, музеи, клубы, кружки, поисковая деятельность /Авт.-сост. Т. А.Орешкина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 122 с.

7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы».

8. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 - 2010 годы».

9. Касимова, Т. А. Патриотическое воспитание школьников: Методическое пособие / Т. А.Касимова, Д. Е.Яковлев. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 64 с.

10. Лебедева, О. В. Классные часы и беседы по воспитанию гражданственности: 5-10 классы. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 192 с.

11. Меняева И.Н. О методе проектов. Педагогическая мастерская.2004. - №4.

12.Мизиковский Г. В. Межпредметные связи в курсе допризывной подготовки юношей. - М.: Просвещение, 1990. - 237 с.

13. Николаев, Г. Г. Воспитание гражданских качеств подростков в детских общественных объединениях. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - 134 с.

14. Обучающиеся семинары. Методическая поддержка компетентностного обучения. Издательство «Учитель»,2008

15.Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы по основам безопасности жизнедеятельности. /Авт.-сост. Г. А.Колодницкий, В. Н.Латчук, В. В.Марков, С. К.Миронов, Б. И.Мишин, М. И.Хабнер. - М.: Дрофа, 2001. - 192 с.

16. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А.Пашкович. - Волгоград: Учитель, 2006. - 169 с.

17. Проектное обучение - что это? Методист. - 2004. - №1.

18. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. - М., 1974. Т.2. - с.160.

19.Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб.пособие. - М.: Высш. шк., 1999. - 512 с

Другие принадлежности

Принадлежности, которые необходимо заказать или подготовить для использования в учебном проекте и которые характерны для курса обучения. Не включайте сюда обыденные материалы, которые можно встретить в каждом классе

Интернет-ресурсы

Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта.

http://school-collection.edu.ru/

http://wikipedia.org/

http://slovari.yandex.ru/

http://letopisi.ru/

Другие ресурсы: Консультация с учителем истории.


Проект «Герои дней воинской славы» как интегративное дидактическое средство познавательно- речевого и патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, воспитатели, родители воспитанников, специалисты детского сада.
Охватываемые образовательные области (ОО): Познавательное развитие, Речевое развитие, Физическое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Актуальность темы: программные требования к организации социально-личностного развития дошкольников подчинены решению следующих задач: формировать гражданскую принадлежность, патриотические чувства (расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках); продолжать расширять представления о Российской армии, о трудной и почетной обязанности защищать Родину; воспитывать уважение к защитникам Отечества, к памяти павших бойцов.
В связи с этим одним из приоритетных направлений деятельности педагогического коллектива дошкольного учреждения избрано патриотическое воспитание детей, в рамках которого организована работа по созданию проекта «Герои дней воинской славы».
10 февраля 1995 года Государственной Думой был принят Федеральный закон «О днях воинской славы и памятных датах России». Почему ли дни стали памятными? Их прославили герои России в разное время. Об этих героях, об их подвигах должны знать дети.
Работа по проекту, ведется вместе с родителями с целью приобщения их к их совместной деятельности с детьми. Воспитание нравственности у подрастающего поколения возможно на примерах подвигов наших соотечественников.
Цель проекта: воспитывать любовь к Родине, родному краю, желание быть защитником земли, на которой родился и вырос, вызвать чувство гордости за соотечественников, повлиявших на ход истории, служивших Родине, формировать интерес к коллективной, игровой, продуктивной, творческой познавательно-исследовательской деятельности, а также чтению.
Задачи проекта:
- формировать тендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу; сплачивать семью ребенка общими интересами к одному делу (ОО «Социально-коммуникативное»);
- формировать восприятие целостной картины мира, расширять кругозор детей; познакомить с именами героев России, их подвигами; дать представление об оружии и воинской форме разных времен (ОО «Познавательное»);
- развивать свободное общение со взрослыми и детьми, все компоненты устной речи детей в р..шинных формах и видах детской деятельности (ОО «Речевое»)
- приобщать к словесному искусству, развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта (ОО «Художественно-эстетическое»);
- развивать продуктивную деятельность детей и детское творчество; знакомить с произведениям живописи, связанными с темой проекта (ОО «Художественно-эстетическое развитие»);
- формировать начальные представления о здоровом образе жизни (ОО «Здоровье»);
- формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании (ОО «Физическое развитие»).
Содержание проекта:
1.Цикл мероприятий по теме «4 ноября - День народного единства».
2.Цикл мероприятий по теме «5 декабря - День начала контрнаступления советских войск под Москвой (1941 год)».
3.Заключительное мероприятие к 23 февраля, Дню защитника Отечества, - «Богатырские состязания».
4.Итоговое мероприятие: «Праздник Победы».
Предполагаемый результат в воспитании интегративных качеств: дети любознательные, активные, интересуются новым, неизвестным в истории Отечества, задают вопросы взрослому, проявляют больше самостоятельности в различных видах детской деятельности, в случаях затруднения обращаются ко взрослому.
Продукт проектной деятельности:
«Радостное возвращение русского войска» - коллективная художественная лепка.
«Наши колокола» - колокола, выполненные в технике тестопластики.
Рисунки детей «Портрет героя».
Мультимедийная презентация «Инновационные формы работы с семьей».
Системная паутинка проекта
Ознакомление с произведениями изобразительного искусства: живопись, музыкальные шедевры
Взаимодействия с семьями воспитанников: собрания, совместные мероприятия, поездки в музей, лепка русского войска, составление коллажа, деловая игра.
Продуктивная деятельность: лепка, рисование, конструирование и ручной труд
Проект
«Герои дней воинской славы»
Игровая деятельность: игры-соревнования, сюжетно-ролевые игры, физкультминутка
Физическая культура: физкультминутка на занятиях, подвижные сюжетно-ролевые игры на прогулках
Чтение художественной литературы, знакомство с художественной литературой по содержанию проекта

Структура проекта
Номер цикла Образовательные области Тема цикла Содержание цикла
1. ОО: «Познавательное развитие».«Речевое развитие». «Социально - коммуникативное». 4 ноября - День народного единства Беседа «Минин и Пожарский - защитники земли русской».
Разучивание стихотворения С. Васильева «Россия
2. ОО: «Познавательное развитие», «Социально –коммуникативное развитие» «Художественно– эстетическое развитие» 5 декабря - День начала контрнаступления советских войск под Москвой (1941 г.) Рисование «Спасибо деду за победу »
3. ОО: «Познавательное развитие».
«Социально– коммуникативное развитие»,
«Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» Герои России Рисование «Портрет героя». Игра-дискуссия с родителями «Выбери дистанцию»
4. ОО: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», 23 февраля - День защитника Отечества Физкультурный досуг с родителями «Богатырские состязания»
5.«Познавательное развитие»,«Речевое развитие», «Социально –коммуникативное развитие», «Художественно– эстетическое развитие», «Физическое развитие» Итоговое мероприятие «Праздник Победы» Утренник посвященный к Дню Победы с участием детей и взрослых.(демонстрация презентации)
ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
Этапы Непосредственная организованная образовательная деятельность детей, образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов Задачи Срок реализации Взаимодействие с семьями воспитанников, самостоятельная деятельность детей Место и время проведения
1 2 3 4 5 6
1 этап Родительское собрание Ввести родителей в проблему. Ознакомить с планом реализации проекта, продемонстрировать имеющийся материал, рекомендации по работе дома. Распределить ответственных за проведение мероприятий проекта. 3-я неделя сентября Участие в собрании, сбор материала по содержанию проекта включение в реализацию проекта работу дома, индивидуально своим ребенком. Музыкальный зал, вечернее время
2 этап День народного единства.
1. Познавательное занятие «Минин и Пожарский -защитники земли русской».
2. Тестопластика «Колокол».
3. Разучивание стихотворения «Россия» С. Васильева.
4. Чтение стихов о России Продолжать знакомить детей с историей нашей Родины на основе конкретных исторических событий и личностей; пробуждать интерес к жизни предков. Дать понятие о том, что, несмотря на трудности
солдатской службы, русские воины проявляли смекалку.
обладали чувством юмора и не унывали, на подвиги их вдохновляла любовь к Родине 1-я неделя
Ноября Оформление альбома «Колокола». Совместная продуктивная деятельность
по лепке колокола, его роспись. Чтение стихов о России, разучивание пословиц, рассуждения о любви к Родине Музыкальный зал.
3 этап Герои России Организовать встречу детей с участниками боевых действий. Дать представление о временах оккупации фашистскими войсками Декабрь. Сопровождение родителей, участие в мероприятии Музыкальный зал
4 этап «Богатырские состязания» Провести спортивные состязания команд. Воспитывать у детей желание быть защитниками родной земли, сильными, ловкими, смелыми. Сплачивать семьи, учить быть командой и добиваться общего успеха Ко Дню
защитника
Отечества Команды из пап и сыновей Музыкальный зал
5 этап
Итоговое мероприятие «Праздник Победы». Продолжать воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине, обогащать духовный мир детей через обращение к героическому прошлому нашей страны Ко дню Победы Дети и взрослые Музыкальный зал

ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПОЕКТА

Выполнили: учащиеся 8 класса МБОУ Пузско-Слободской ОШ Руководитель проекта: Вахляева Татьяна Михайловна Дни воинской славы России

10 февраля 1995 г. Государственная Дума РФ приняла закон «О днях воинской славы (победных днях) России», который был 13 марта того же года подписан Президентом РФ.

18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год).

21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год).

7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612 год).

10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год).

9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год).

24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790 год).

11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год).

8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812 год).

1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год).

23 февраля - День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918 год) - День защитников Отечества.

5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год).

2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год).

23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год).

9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год).

Основными формами увековечения памяти российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, являются: увековечивающих дни воинской славы России, организация выставок, установление на местах воинской славы мемориальных знаков; сохранение и обустройство территорий, исторически связанных с подвигами российских воинов, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России; публикации в средствах массовой информации материалов, связанных с днями воинской славы России; присвоение имен национальных героев, отличившихся в сражениях, связанных с днями воинской славы России, населенным пунктам, улицам и площадям, физико-географическим объектам, воинским частям, кораблям и судам.

Дни Воинской славы Выполнил студент группы ЭО-16-302 Смык А.И. Филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Иркутский техникум архитектуры и строительства» в г.Шелехове (Филиал ГБПОУ ИО ИТАС в г. Шелехове)

ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы состоит в том, что подрастающие поколения тем более когда в мире происходят локальные войны забыта, стояли за нашу славную страну Россия, они не знают каково было тогда. Как люди стояли за свободу, не за славу воевали… Для них вымышленные персонажи сделали куда больше чем наши ветераны Проблема: в наше время большая часть молодого поколение не знает о “Днях Воинской Славы, Памяти Поколения Россий”

Задачи проекта: 1. проанализировать литературу и Интернет – источники по теме 2. Рассмотреть Дни воинской славы, утвержденные российским законодательством Методы исследования: - изучение литературы - метод изучения высказываний видных политических деятелей  - метода анализа Цель проекта: изучить Дни воинской славы и передать в данном проекте всю основную часть

История создания, утверждения:

18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242).

Куликовская битва русских полков во главе с великим князем московским и владимирским Дмитрием Ивановичем и монголо-татарским войском под началом Мамая произошла 8 сентября 1380 г. Куликовская битва завершилась разгромом монголо-татарского войска. После Куликовской битвы князь Дмитрий Иванович получил почетное прозвище Донской.

7 ноября - День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612).

10 июля - День победы русской армии под командованием Петра I над шведами в Полтавском сражении (1709).

24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790). В ходе русско-турецкой войны русские войска подошли к Измаилу - турецкой крепости на Дунае, построенной французскими инженерами. Она имела стены 25-метровой высоты и считалась неприступной. Взять турецкую крепость было приказано Суворову. 24 декабря 1790 г. российские войска семью колоннами атаковали крепость. Весь день шли бои. К вечеру крепость пала. Падение Измаила вынудило Турцию начать переговоры с Россией о мире.

11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф. Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790).

8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812). Бородинская битва была одним из крупнейших сражений своего времени. Войска Наполеона насчитывали 135 тыс. человек и 580 орудий, у Кутузова было более 120 тыс. человек и 620 орудий

1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853). Синопское морское сражение произошло 18 ноября (1 декабря) 1853 г. между русской и турецкой эскадрами в Синопской бухте во время Крымской войны (1853-1856). Турецкая эскадра состояла из 14 парусников и 2 паровых кораблей и находилась под защитой береговой батареи (38 орудий) в Синопской бухте. Русская эскадра под командованием П. С. Нахимова имела 8 кораблей.

День 23 февраля 1918 г. считается днем первой победы частей Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии. 18 февраля австро-германские войска, сорвав перемирие, начали наступление по всему фронту. Наибольшую опасность они представляли на петроградском направлении. Вечером 23 февраля они вышли на подступы к Пскову. Этот день - 23 февраля был объявлен в Петрограде Днем защиты социалистического Отечества. 23 февраля - День победы Красной Армии над кайзеровскими войсками Германии (1918)-День защитников Отечества.

2 февраля - День разгрома советскими войсками немец ко - фашистских войск в Сталинградской битве (1943). Сталинградское сражение - самое крупное сражение второй мировой войны. Оно началось 17 июля 1942 г. За месяц боев немецкие войска продвинулись вперед на 70-80 км; 23 августа немецкие танки ворвались в Сталинград. В тот же день началась бомбежка города, которая длилась без перерыва несколько дней. Бои в самом городе продолжались более двух месяцев.

Оценка Курской битвы

Г. Гудериан, генерал- полковник вермахта, в 1943 г. генерал- инспектор танковых войск: «В результате провала наступления «Цитадель» мы потерпели решительное поражение. Бронетанковые войска, пополненные с таким большим трудом, из-за больших потерь в людях и технике на долгое время были выведены из строя. Их своевременное восстановление для ведения оборонительных действий на Восточном фронте, а также для организации обороны на западе на случай десанта, который союзники грозились высадить будущей весной, было поставлено под вопрос. Само собой разумеется, русские поспешили использовать свой успех. И уже больше на Восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику».

На этом всё. Спасибо за внимание!

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Иркутской области

«Черемховский техникум промышленной индустрии и сервиса»

_____________________________________________________________________________

Научно-практическая конференция «Калейдоскоп студенческих идей»

Номинация: Практикоориентированный проект

Тема:

«ДНИ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ»

Пещеров Кирилл, Федоров Виктор

Группа: МЛ-15/2

Курс: первый

Руководитель:

Цыкоркина Л.Н.

2016

СОДЕРЖАНИЕ стр.

    Введение …………………………………………………………………………….4

    Из федерального закона "О днях воинской славы и памятных

датах России "……………………………………………………………………… ..5

    Дни воинской славы России:

- 18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского

над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год);…….6

- 21 сентября - День победы русских полков во главе с великим

князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в

Куликовской битве (1380 год);………………………………………………………6

- 4 ноября - День народного единства; ……………………………………………..7

- 7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади

в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины

Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год)…………………7

- 10 июля - День победы русской армии под командованием Петра

Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);………………………..8

- 9 августа - День первой в российской истории морской победы

русского флота под командованием Петра Первого над шведами

у мыса Гангут (1714 год);…………………………………………………………….8

- 24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими

войсками под командованием А.В.Суворова (1790 год); ………………………….8

- 11 сентября

Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год); ……………… .9

- 8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под

командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 год); ……………… ..9

- 1 декабря - День победы русской эскадры под командованием

П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год); ………………..10

- 23 февраля - День защитника Отечества; ………………………………………10

- 5 декабря -День начала контрнаступления советских войск против

немецко- фашистских войск в битве под Москвой (1941год); ………………11

- 2 февраля

войск в Сталинградской битве (1943 год);…………………………………………11

- 23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских

войск в Курской битве (1943 год);…………………………………………………..12

- 27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год);……………..12

- 9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной

войне 1941-1945 годов (1945 год)………………………………………………….13

    Заключение …………………………………………………………………………...14

    Список использованной литературы ……………………………………………..15

Введение

«Никто не забыт, и ничто не забыто.

Не вычеркнет память героев имён…»

Русской Православной Церковью были установлены специальные «викторианские дни» (от Виктория – в римской мифологии богиня Победы). Это были дни, когда российское общество воздавало дань воинскому подвигу, славе и доблести своих защитников.

Возрождая одну из лучших российских традиций, 10 февраля 1995г. Государственная Дума Российской Федерации приняла закон «О днях воинской славы». В федеральном законе «О днях воинской славы (победных днях) России» указано, что во все века героизм, мужество воинов, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства. Далее в законе указано, что днями воинской славы России являются дни славных побед, которые сыграли решающую роль в истории страны и в которых российские войска снискали себе почет и уважение современников и благодарную память потомков.

Мы, молодое поколение россиян, обязаны помнить и свято чтить героическое прошлое нашего народа, потому что во все времена подвиги предков вдохновляли не одно поколение русских воинов на ратные подвиги в лихие для нашего Отечества времена

Много написано о днях воинской славы произведений, стихов, песен.

Мы решили создать свой, краткий вариант исторического повествования о днях воинской славы России с тем, чтобы каждый студент, ознакомившись с ним, знал героические даты нашей истории, получил целостное представление о днях воинской славы России, ведь кому как не нам, молодому поколению, предстоит продолжить славные традиции наших воинов-предков.

Из федерального закона

"О днях воинской славы и памятных датах России"

Принят Государственной Думой 10 февраля 1995 года.

История России богата знаменательными событиями. Во все века героизм, мужество воинов России, мощь и слава русского оружия были неотъемлемой частью величия Российского государства… Настоящий Федеральный закон устанавливает дни славы русского оружия – дни воинской славы (победные дни) России (далее – дни воинской славы России) в ознаменование славных побед российских войск, которые сыграли решающую роль в истории России…

Статья 1. Дни воинской славы России

В Российской Федерации устанавливаются следующие дни воинской славы России:

18 апреля - День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242 год);

21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год);

7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год)

10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год);

9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год);

24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В.Суворова (1790 год);

11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф.Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год);

8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И.Кутузова с французской армией (1812 год);

1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С.Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год);

23 февраля - День защитника Отечества;

5 декабря -День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941год);

2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год);

23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год);

27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год);

9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов (1945 год)

18 апреля – День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере.

Ледовое побоище – это сражение на льду Чудского озера, которое состоялось 5 апреля по старому стилю 1242г. между русскими воинами и немецкими рыцарями – крестоносцами, завершившееся блестящей победой русичей во главе с выдающимся полководцем Александром Ярославичем, прозванным Невским за блестящую победу над шведскими воинами на реке Неве в 1940 году.

Ледовое побоище - одно из выдающихся сражений средневековья. Русское войско превзошло противника в воинской организации и тактике боя, проявило высокую доблесть и мужество. Победа сорвала агрессивные планы крестоносцев и на многие годы обезопасила западные границы Руси.

Борьба с немцами продолжалась и далее, но они никогда не могли уже нанести сколько-нибудь существенного вреда русским землям, а Псков оставался грозной твердыней, о которую разбивались все последующие нападения немцев. Еще одно важное последствие Ледового побоища следует оценивать в рамках общего положения Руси в 40-е гг. XIII в. В случае поражения Новгорода создалась бы реальная угроза захвата северо-западных русских земель войсками ордена, а если учесть, что Русь уже была покорена монголо-татарами, то избавиться от двойного гнета русскому народу, вероятно, было бы в два раза труднее.

21 сентября - День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380 год)

Куликовская битва 1380 г. – важнейшее событие в истории средневековой Руси, во многом определившее дальнейшую судьбу Российского государства. Битва на Куликовом поле послужила началом освобождения Северо-Восточной Руси от ига Золотой Орды и навсегда вошла в историю России. Победа на Куликовом поле ассоциируется, прежде всего, с именем князя Дмитрия Донского, который предстает перед нами в образе защитника Руси и великого полководца. 6 сентября 1380 года русское войско подошло к Дону в месте впадения в него реки Непрядвы.

Место, где расположилось войско великого князя, называлось Куликовым полем. Оно имело форму подковы, образованной Доном и впадавшей в него Непрядвой. Концы подковы были обращены на юг. Оттуда и пришло войско Мамая, перегородив промежуток между концами подковы. 8 сентября в густом предрассветном тумане русская армия стала разворачиваться в боевой порядок. Всего было выстроено шесть полков: Сторожевой, Передовой, Большой, полки Правой и Левой руки и Засадный. Сражение началось около полудня. Татары изрубили и смяли передовые полки и вышли на линию главных русских сил. Напряженнейшим местом сражения стал центр Большого полка. Ордынцы так яростно атаковали его, что почти разорвали на две половины. Атаки и контратаки сменились непрерывным встречным боем, ибо из-за многолюдства и отступать было уже некуда. Как скошенное сено полегла русская пехота. Кровь лилась, как вода, ратники гибли под копытами и задыхались от тесноты. Засадный полк, руководимый Владимиром Серпуховским и Дмитрием Волынским с яростью и страшной силой ударил в спину и бок прорвавшимся ордынцам. Умелые и опытные дружинники били врага копьями, рубили мечами. Началось паническое бегство ордынцев. Мамай, наблюдавший за сражением с высокого холма, обратился в бегство

Период после смерти в 1584 году царя Ивана Грозного и до 1613 года, когда на русском престоле воцарился первый государь из династии Романовых – Михаил Федорович, вошел в историю как Смутное время. Страной поочередно правили сын Грозного Федор Иванович, бывший опричник Грозного Борис Годунов, затем Лжедмитрий I , который на самом деле был мелким дворянином из Галича. После убийства самозванца в мае 1606 года в результате боярского заговора царем стал представитель древнего боярского рода Василий Шуйский. Но и он в июле 1610 года был свергнут, а страной стало править боярское правительство – Семибоярщина во главе с князем Федором Мстиславским.

Столкнувшись с угрозой силового прихода к власти нового самозванца – Лжедмитрия II , Боярская дума предложила русский трон сыну польского короля Сигизмунда III Владиславу. По их приглашению в Москву вошло восьмитысячное польское войско. В марте 1611 года в Москве вспыхнуло восстание против поляков. Но уже на второй день поляки подавили восстание.

Осенью 1611 года народное движение за освобождение Москвы и всей страны поднялось с новой силой. Его центром стал Нижний Новгород. Важную роль в организации народного ополчения сыграл местный купец Кузьма Минин. Для руководства боевыми действиями пригласили Дмитрия Пожарского.

После ряда боев народное ополчение штурмом взяло Китай-город. 4 ноября 1612 года сформированное князем Пожарским и посадским старостой Мининым ополчение освободило Кремль от польских интервентов.

7 ноября - День проведения военного парада на Красной площади в городе Москве в ознаменование двадцать четвертой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции (1941 год)

7 ноября 1941 года в Москве на Красной площади в ознаменование 24-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции состоялся традиционный парад войск Московского гарнизона. Открывая торжественное шествие, мимо Мавзолея в четком и ровном строю проходят курсанты. Все как до войны, но теперь на юношах не парадное, а походное обмундирование, а подсумки наполнены боевыми патронами.

Идут войска НКВД СССР, батальоны пехоты, стрелковые подразделения. Впереди четко маршируют командиры и политработники. Заключая торжественное шествие, мимо Мавзолея проходят истребительные батальоны, сформированные из рабочих города Москвы. На площадь вступает кавалерия. За эскадронами с грохотом несутся пулеметные тачанки. Проходит моторизованная пехота. Завершая марш военной техники, площадь заполнили танки. Прохождением танков парад был закончен.

Войска, участвовавшие в параде на Красной площади, после парада вернулись к выполнению своих обычных боевых задач – боевой учебе, строительству оборонительных рубежей, защите воздушного пространства Москвы, несению гарнизонной и караульной службы в столице.

Беспримерный в истории военный парад оказал огромное влияние на укрепление морально-политического состояния советского народа и его Вооруженных Сил.

10 июля - День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709 год)

В 1700 году Россия начала свою вековую борьбу за насильственно отторгнутые у нее прибалтийские земли. Эта борьба продолжалась два десятилетия и получила название Северной войны (1700-1721). 18 ноября 1700 года Карл приблизился к русским позициям и внезапным нападением обратил в бегство русские полки.

Но гений, энергия и воля Петра Великого уже изменили ситуацию: перед шведами стояла новая русская армия, с новой артиллерией, оружием и в новых мундирах.

Весной 1707 года шведская армия начала переходить из Саксонии в Польшу, и ни для кого уже не было тайной, что ближайшей целью Карла будет поход на Москву. Попытки Карла силой открыть себе на дорогу, на Москву провалились. В начале апреля 1709 года он сосредотачивает свою армию у Полтавы.

10 июля 1709 года произошла Полтавская битва, закончившаяся полной победой русской армии. В результате битвы сухопутная шведская армия фактически перестала существовать.

9 августа - День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714 год)

Интересы России и ее союзников требовали скорейшего окончания войны со Швецией, которая продолжала господствовать на море. Поэтому центр военных действий был перенесен на Балтику.

Кампанию 1714 года первым начал шведский флот. Уже к 25 апреля шведские корабли заняли позиции у Гангутского полуострова. А русская эскадра ждала того момента, когда восточная часть Финского залива освободится ото льда. 23 июля полторы тысячи солдат начали делать настил в самом узком месте полуострова, чтобы перетащить легкие галеры с восточной его стороны на западную и тем самым неприятеля привести в конфузию.

Это мероприятие сорвало первоначальный план шведов, намеревавшихся атаковать русские суда прямо в бухте. Русские суда начали активную атаку шведского флота. Под непрерывным обстрелом русские суда, умело маневрируя, стремительно и упорно продвигались вперед. Несколько русских галер вплотную подошли к галерам левого фланга шведской линии и сцепились с ними. Начался жестокий абордажный бой, в котором русский флот мужество и м астерство.

Победа русских была полной. Гангутская победа означала крупный перелом в войне на море. Сильнейший шведский флот, овеянный славой былых успехов, потерпел серьезное поражение от совсем молодого русского флота.

24 декабря - День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова (1790 год)

Во время одной из русско-турецких войн (1787-1791), русские войска под командованием генерал-аншефа А. В. Суворова, проявили храбрость при штурме крепости Измаил 24 декабря 1790 года.

Построенная под руководством французских и немецких инженеров, крепость Измаил считалась неприступной. Ее оборонял 35-тысячный гарнизон с 265 орудиями. Штурм, которому предшествовала длительная артиллерийская подготовка, начался в 5 час. 30 мин. И закончился в 16 часов взятием Измаила и полным уничтожением гарнизона.

Турки потеряли 26 тыс. человек убитыми, 9 тысяч плененными, всю артиллерию, 345 знамен, русские – 4 тыс. человек убитыми и 6 тыс. человек раненными. Взятие Измаила позволило русским войскам закрепиться в низовьях Дуная.

Падение крепости Измаил вынудило Турцию заключить мир с Россией.

11 сентября - День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790 год)

"Победитель всех неприятелей России на морях…" - так назвал император Александр I Федора Федоровича Ушакова (1745-1817), адмирала, выдающегося флотоводца России. Безумно храбрый, обладатель благороднейшего сердца, современник и друг А.В. Суворова. Многое объединяло двух полководцев. Оба они – герои русско-турецких войн и первой войны России с Францией, оба – создатели школы полководческого искусства, из которой вышли фельдмаршал Кутузов и адмирал Сенявин, оба относились с уважением к солдатам и матросам, что в то время считалось предосудительным для офицера, оба – непобедимы. Сорок морских баталий на счету прославленного полководца и ни одного поражения.

Присоединение Крыма к России в 1783 году и усиление русского флота на Черном море привели к существенному обострению русско-турецких отношений. Подстрекаемая Англией и Францией Турция в августе 1787 года предъявила России ультиматум, но получив решительный отказ, объявила войну и в сентябре начала военные действия на Черном море. По русскому плану Черноморский флот должен был содействовать сухопутным войскам, оборонять побережье Крыма от возможного десанта и нарушать коммуникации противника на море.

В русско-турецкой войне 1787 - 1791 гг. русским сухопутным силам успешно содействовал Черноморский флот под командованием контр-адмирала Ф. Ф. Ушакова. Одним из важнейших событий этой войны стала победа русской эскадры над турками у мыса Тендра

8 сентября - День Бородинского сражения русской армии под командованием М.И. Кутузова с французской армией (1812 год)

После неудачных для русской армии военных кампаний 1805, 1806 и 1807 годов французский император Наполеон стал распоряжаться в Европе как у себя дома. Для вторжения в Россию Наполеон подготовил огромную армию, названную Великой. В стратегическом плане Наполеона главным операционным направлением стала Москва. В ночь с 11 на 12 июня французские войска начали переправляться через Неман на русскую землю. В районе села Бородино главнокомандующий русской армией М. И. Кутузов решил дать генеральное сражение Наполеону. 6 сентября обе стороны готовились к сражению. Французские войска с криком «Да здравствует император!» устремились в наступление.

Семь раз французы атаковали флеши, но всякий раз их атаки разбивались о стойкость и мужество русских воинов. В последнюю, восьмую, атаку Наполеон бросил 45 тыс. человек, поддержав их огнем 400 орудий. Началась настоящая бойня. Наполеону казалось, что победа у него уже в руках. Примерно в 9 часов 30 минут Кутузов направил кавалерийский корпус для совершения диверсии на левом фланге французов с целью оттянуть часть их сил от русского левого фланга. Приостановка атак противника на два часа позволила русскому командованию подтянуть резервы, перегруппировать силы и приготовиться к дальнейшей обороне. После восстановления положения на своем левом фланге Наполеон возобновил атаки батареи Раевского и ценой тяжелых потерь сумел ее захватить. Попытки прорвать русский фронт у Семеновского оврага оказались неудачными – русские гвардейские полки под барабанный бой двинулись на неприятельскую кавалерию и опрокинули ее штыками.

К 18 часам атаки французов прекратились по всей линии. Страшную картину представляло собой Бородинское поле после битвы. Тысячи убитых лежали грудами. Впервые за десятилетия войн Наполеон видел поле, где за 10 часов битвы пало с двух сторон почти 100 тыс. человек. Впервые не несли ему трофейные знамена, не вели пленных, впервые не было слышно победных кликов и лести.

1 декабря - День победы русской эскадры под командованием П.С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853 год)

Новое тяжелое испытание русский народ перенес во время Крымской войны 1853-1856 гг. Это была война между коалицией Турции, Англии, Франции с одной стороны и России – с другой, стремившейся отстоять свои экономические и политические интересы на Черном море, укрепить влияние на Балканах.

На Черном море русский флот блокировал силы турецкого флота. В Синопской бухте (1 декабря 1853 года) эскадра под командованием П. С. Нахимова, благодаря героизму и выучке русских моряков, флотоводческому мастерству, решительным и инициативным действиям командиров кораблей, уничтожила турецкую эскадру.

Это было последнее крупное сражение эпохи парусного флота. Крымская война закончилась так называемым Парижским миром, по условиям которого Россия потеряла право иметь флот на Черном море. Но русский народ всегда находил в себе силы не падать духом, давать отпор врагу и не сдаваться.

Сразу после победы вооруженного восстания большевиков в Петрограде 7-8 ноября 1917 года Советской власти пришлось вести борьбу не только с внутренними врагами, но и внешними - продолжалась Первая мировая война, и боевые действия шли на территории России.

Советское правительство с целью защиты Советского государства от кайзеровской Германии приступило к организации регулярных вооруженных сил. 28 января 1918 года председатель Совета Народных Комиссаров В. И. Ульянов (Ленин) подписал декрет "Об организации Рабоче-крестьянской Красной армии (РККА), а 11 февраля декрет "Об организации Рабоче-крестьянского Красного флота" - (РККФ). В Красную армию и Красный флот принимались трудящиеся, добровольно изъявившие желание служить в рядах вооруженных защитников Отечества.

18 февраля 1918 года австро-германские (только немецких дивизий было 39) и турецкие войска, вероломно нарушив перемирие, заключенное 15 декабря 1917 года, вторглись в Советскую Россию и приступили к оккупации Украины, Белоруссии и Прибалтики.

21 февраля германские войска захватили Минск. В этот день Советское правительство обратилось к народу с воззванием "Социалистическое Отечество в опасности!".

23 февраля в Петрограде был проведен день Красной Армии под лозунгом защиты социалистического Отечества от "кайзеровских войск". Только в Петрограде на отпор врагу поднялись десятки тысяч добровольцев. Вновь сформированные части РККА сразу же вступали в бой против германских войск.

С 1922 года 23 февраля приобрело характер большого всенародного праздника, как День Рождения Красной Армии. 22 февраля 1922 года на Красной площади состоялся парад войск Московского гарнизона, а вечером - торжественное заседание Моссовета совместно с представителями воинских частей Московского гарнизона.

5 декабря - День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941 год)

Битва под Москвой длилась в общей сложности около семи месяцев (30 сентября 1941 г. – 20 апреля 1942 г.) и явилась крупнейшей к тому времени битвой во второй мировой войне. С обеих сторон в ней участвовало более 3 млн. человек, до 3 тыс. танков, более 2 тыс. самолетов, св. 22 тыс. орудий и минометов.

В ходе контрнаступления под Москвой силами войск Западного (командующий – генерал-полковник Г. К. Жуков), Калининского (командующий – генерал-полковник И. С. Конев) и Брянского (командующий – генерал-полковник Я. Т. Черевиченко) фронтов группе армий «Центр» был нанесен сокрушительный удар. 38 гитлеровских дивизий потерпели поражение. Особенно большие потери понесли танковые соединения врага, которым отводилась решающая роль в войне.

В результате контрнаступления и общего наступления враг был отброшен на запад на 150- 400 км. ликвидирована угроза захвата Москвы, облегчалось положение Ленинграда. Были освобождены от захватчиков Московская, Тульская, частично ряд других областей, Срыв блицкрига, разгром немецко-фашистских войск в битве под Москвой положили начало коренному перелому в войне.

2 февраля - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Сталинградской битве (1943 год)

2 февраля 1943 года завершилась наступательная операция советских войск в Сталинградской битве. В ходе контрнаступления под Сталинградом, войска Юго-Западного (командующий генерал-лейтенант Н. Ф. Ватутин), Сталинградского (командующий –генерал-полковник А. И. Еременко) и Донского (командующий – К. К. Рокоссовский) фронтов, отразили попытку немецкой группы армий «Дон», освободить окруженные в Сталинграде войска, нанести сокрушительное поражение. Остатки 6-й немецкой армии (91 тысяча человек) во главе с командующим генерал-фельдмаршалом Ф. Паулюсом 2 февраля 1943 года сдались в плен. Общие потери противника в Сталинградской битве составили 1,5 млн. человек. Эта победа внесла решающий вклад в развитие коренного перелома в войне.

23 августа - День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943 год)

Для осуществления операции под Курском, получившей наименование «Цитадель», противником были сосредоточены: 50 дивизий, в т.ч. 16 танковых, группы армий «Центр» и группы армий «Юг»; свыше 900 тыс. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, до 2700 танков и штурмовых орудий и более 2 тыс. самолетов. Важное место в замысле противника отводилось массированному применению новой боевой техники – танков «Тигр» и «Пантера», новых самолетов.

Начавшемуся 5 июля 1943 г. наступлению немецко-фашистских войск против северного и южного фасов Курского выступа советское командование противопоставило прочную активную оборону. 12 июля советские войска, измотав противника, перешли в контрнаступление. В этот день в районе железнодорожной станции Прохоровка произошло крупнейшее встречное танковое сражение второй мировой войны (до 1200 танков и самоходных орудий с обеих сторон). Развивая наступление, советские сухопутные войска, поддержанные с воздуха массированными ударами двух воздушных армий и авиации дальнего действия, к 23 августа отбросили противника на запад на 140- 150 км, освободили Орел, Белгород и Харьков.

Вермахт потерял в Курской битве 30 отборных дивизий, в том числе 7 танковых, свыше 500 тыс. солдат и офицеров, 1,5 тыс. танков, более 3, 7 тыс. самолетов, 3 тыс. орудий. Победы под Курском и затем в битве за Днепр завершили коренной перелом в Великой Отечественной войне и стали определяющим фактором перелома хода второй мировой войны.

27 января - День снятия блокады города Ленинграда (1944 год)

В своих планах войны против СССР в 1941 году руководители Германии особое значение отводили взятию Ленинграда. Уже в ночь на 23 июня 1941 года вражеская авиация первый раз бомбила Ленинград. Пламя войны вплотную подступило к городу на Неве. В этой чрезвычайно тяжелой и опасной обстановке развернулось строительство оборонительных сооружений вокруг Ленинграда.

Не сумев захватить Ленинград лобовым ударом, фашистские войска предприняли попытку замкнуть вокруг него второе кольцо, чтобы перерезать узкую полоску водного пространства Ладожского озера, по которой осуществлялось снабжение населения огромного города, войск фронта и флота. Немецко-фашистское командование решило сломить защитников Ленинграда блокадой, варварскими артиллерийскими обстрелами и бомбардировками с воздуха. Обстрелы начинались всегда внезапно, а когда люди шли на работу или возвращались по окончании смены домой, когда улицы заполнялись народом, противник открывал ураганный огонь.

Осада поставила в чрезвычайно трудное положение снабжение города оружием, техникой, боеприпасами, топливом, электроэнергией, сырьем, продовольствием. Было принято решение о снижении хлебных норм. Голод усугублялся наступившими сильными морозами (до – 30 С). Все это резко увеличило смертность среди населения города. Оставался только один выход – строительство по льду Ладоги зимней дороги, которая называлась Дорогой жизни. По ней доставлялись боеприпасы, продовольствие, эвакуировались в тыл страны промышленное оборудование, материальные и культурные ценности.

18 января 1943 года силами 1-го отдельного батальона 123-й стрелковой бригады Ленинградского фронта и 1-го батальона 1240-го полка 372-й стрелковой дивизии Волховского фронта было очищено от войск противника южное побережье Ладожского озера и тем самым прорвана блокада Ленинграда, восстановлена прямая сухопутная связь города со страной. 27 января 1944 года полностью и бесповоротно была снята блокада Ленинграда. В честь героических защитников Ленинграда вокруг города был создан пояс Славы протяженностью более 200 километров (таков был периметр блокадного кольца).

9 мая - День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов

Советской Армии предстояло выполнить освободительную миссию в странах Восточной Европы и уничтожить фашизм в его логове – Берлине.

К середине апреля 1945 г. на советско-германском фронте были разгромлены главные группировки немецко-фашистских войск, освобождены почти вся Польша, Венгрия, восточная часть Чехословакии и Австрии с ее столицей Веной. Предстояла последняя решающая битва – за Берлин.

Ранним утром 1 мая над поверженным рейхстагом взметнулось Красное знамя, 2 мая фашистский гарнизон Берлина капитулировал. 9 мая советские войска освободили восставшую против оккупантов Прагу – столицу Чехословакии. Война в Европе закончилась.

Поздним вечером 8 мая в специально подготовленном зале военно-инженерного училища в Карлсхорсте представители германского Верховного командования подписали «Акт о военной капитуляции».

В день Победы 9 мая 1945 г. Москва от имени Родины 30 артиллерийскими залпами из тысячи орудий салютовала войскам Красной армии, частям и кораблям Военно-Морского флота в честь события, которое останется навеки в памяти поколений россиян и всего человечества. Наш народ совершил беспримерный подвиг – выстоял и победил в жестокой кровопролитной войне.

Заключение

Вчитываясь в краткие строки, за которыми содержится многовековая история русского воинства, свято любившего свою родную землю и не щадившего своей жизни во имя ее свободы и независимости, мы поражаемся количеству испытаний, выпавших на долю нашей страны. Тем сильнее наша гордость за историческое прошлое России, которое мы должны помнить, передавать из поколения в поколение и преумножать.

Мы сделали только первый шаг в изучении боевого прошлого нашей Родины. Работу над проектом будем продолжать, привлекая других студентов к этому важному воспитательному направлению. Ведь каждый из нас должен быть готовым в любой трудный для страны период встать на ее защиту и продолжить святое дело наших героических предков.

В любые века у простого солдата,
На пике копья и стволе автомата,
На древнем щите, и под
флагом ,
Покоится их непомерная слава.
Идут прямо в вечность простые ребята,
Великой России родные солдаты.
Без страха и боли, и громкого слова,
Без тени сомнений и с верою в Бога.
Уходят на веки ревнители долга,
Их подвиг и слава не требуют толка.
Пусть всё не успели, и жизнь была краткой,
Но тоже любили, и страстно, и сладко.
И, в краткий тот миг, сделав выбор единый,
За мирную жизнь погибают мужчины.
И сколько бы лет не прошло, но поверьте:Дронов С.Г. История России. – М., 2013.

    Иванов А.Н. Этих дней не смолкнет слава… - М., 2010.

    Протасов Г.Н. Победные дни России. – М., Просвещение, 2009.

 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!