Логопедическое обследование детей дошкольного возраста. Логопедическое обследование устной речи дошкольника Обследование речи детей логопедом

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными.

Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития - как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста.

Логопедическое обследование включает следующие пункты:

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителя.

3. Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).

4. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

6. Зрение.

7. Реакция ребенка на свои речевые затруднения.

8. Интеллект.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная - с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью; в) письменная речь - чтение и письмо.

11. Заключение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Логопедическое обследование детей дошкольного возраста.

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными.

Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития - как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста.

Логопедическое обследование включает следующие пункты:

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителя.

3. Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).

4. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

5. Слух.

6. Зрение.

7. Реакция ребенка на свои речевые затруднения.

8. Интеллект.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная - с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью; в) письменная речь - чтение и письмо.

11. Заключение.

Первые три пункта заполняются со слов матери, воспитателя, учителя, сопровождающих ребенка, и на основании представляемой документации. В случаях обращения взрослого человека указанные разделы заполняются со слов обратившегося.

Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей (воспитателя, учителя), может быть представлена детским учреждением, направляющим ребенка. Желательно, чтобы в ней были сведения о том, чем интересуется ребенок, как реагирует на свои речевые затруднения.

Данные обследования слуха и зрения желательно заполнить на основании представленных справок от отоларинголога и глазного врача. Если специалистов нет, то логопед должен сам проверить слух и зрение и установить (путем расспросов), в каком возрасте обследуемого отмечалось отклонение от нормы.

Состояние интеллекта - основной фактор при анализе речевого нарушения. Важно выяснить, что стоит на первом плане: тяжелое речевое нарушение, которое задерживает общее развитие ребенка, или умственная отсталость, которая задерживает и искажает речевое развитие.

Данные о строении органов артикуляции логопед получает на основании осмотра ротовой полости. Подвижность артикуляционного аппарата он устанавливает, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба), при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба), а также легкость перехода от одного движения к другому.

Прежде всего логопед должен выявить уровень развития интеллекта ребенка и подробно проанализировать его речь. Для выяснения этих вопросов существуют специальные приемы.

Обследование начинается с беседы. Тему для беседы и пособия, которые логопед будет использовать, он обдумывает и подбирает заблаговременно, учитывая при этом возраст ребенка.

Во время беседы логопед старается установить контакт с обследуемым, а также выявляет, как понимает ребенок его речь, пользуется ли он фразой, правильно ли произносит звуки. Установление контакта и сама беседа помогают логопеду получить представление об общем умственном и речевом развитии ребенка, о некоторых особенностях его личности.

Другим методическим приемом обследования будет активное наблюдение логопеда за ребенком в процессе его деятельности, которую организует логопед, предлагая ему различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана. Большое значение имеют задания, связанные с процессами отвлечения и обобщения:

1) разложить ряд последовательных картинок, связанных между собой определенным содержанием, в порядке последовательности изображенных действий или событий;

2) классифицировать предметы (изображенные на картинках) по группам: посуда, мебель, игрушки, овощи, фрукты и т. п.; разложенные на столе картинки с изображением предметов, относящихся к разным группам, нужно рассортировать, объяснить, почему они объединены в одну группу, а затем назвать предметы одним словом.

Можно использовать и более простой прием классификации, который носит название "Четвертый лишний": из четырех предложенных картинок, одна из которых не подходит к остальным, нужно выделить и объяснить, почему она не подходит. Используются и настольные игры, например лото "Кому что надо?", или же картинки с вопросом: "Кому чего не хватает?"

В обеих задачах на классификацию ребенок с отклонением в развитии начинает группировать предметы по случайному, несущественному признаку. Так, он кладет морковь и куклу в одну группу, потому что "морковь и платье куклы красные", или объединяет нож и хлеб, так как ножом режут хлеб, и т. п.

Полноценное понимание речи - необходимая предпосылка для правильного пользования речью и для дальнейшего успешного обучения. Поэтому, приступая к обследованию ребенка, логопед изучает все стороны речи: импрессивную и экспрессивную ее стороны.

Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи), логопед ориентируется на то, как понимает ребенок:

а) названия различных обиходных предметов; б) обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, фрукты, овощи, транспорт и т. п.; в) фразу обиходного характера; г) небольшой рассказанный или прочитанный ему текст. При обследовании понимания речи не следует требовать от ребенка словесного ответа. Достаточно получить его с помощью жеста, отбора нужных картинок, мимикой, отдельными восклицаниями.

При обследовании экспрессивной стороны речи логопед изучает: а) словарь; б) грамматический строй; в) звукопроизношение; г) голос, его темп и плавность.

Наблюдая за речью ребенка, логопед определяет бедность или богатство его словаря. Для определения словарного запаса логопед подбирает необходимый дидактический материал, используя не только предметные картинки, но и сюжетные, которые позволят называть предметы и их действия, качество, положение в пространстве (для выявления употребления предлогов) и тд.

Обследуя словарь ребенка, следует обратить внимание на степень овладения им слоговой структурой слова (наличие сокращений слов вплоть до употребления одного слога из слова, перестановок внутри слова).

При обследовании грамматического строя выявляется характер оформления ответов, употребления фразы (короткие, элементарные, стереотипные или развернутые, свободные), особое внимание обращается на правильное согласование в глагольных и падежных окончаниях, правильность употребления предлогов. Для данного обследования логопед отбирает сюжетные картинки, ответы на которые требуют составления различных видов предложений: простого (Мальчик идет), простого распространенного - с употреблением дополнения прямого (Девочка читает книгу) или косвенного с употреблением предлогов (Книга лежит на столе). Для более глубокого анализа грамматического строя логопед может поставить перед ребенком дополнительные вопросы, требующие употребления единственного и множественного числа прилагательных.

Анализируя ответы детей, логопед обращает внимание на темп речи (слишком быстрый или слишком медленный, монотонность или выразительность речи), плавность или ее нарушение более или менее частыми и тяжелыми запинками - заиканием. При заикании могут отмечаться вспомогательные движения рук, ног, головы.

Для обследования звукопроизношения логопед подбирает предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов. Если ребенок неправильно произнес звук в слове, логопед предлагает произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком. Отмечается характер неправильного произношения звука: звук опускается, заменяется другим постоянно или только в некоторых словах, искажается. Если ребенок умеет произнести оба звука изолированно, но все же путает их, следует проверить, различает ли он их по слуху.

Для этого можно проделать следующие виды работ: а) повторить за логопедом сочетания звуков типа та-да и да-та; б) правильно назвать картинки (дом, том); в) правильно указать однуиз названных логопедом картинок, названия которых отличаются только смешиваемыми звуками (например, мишка - миска или крыса - крыша и т п) Со всей полнотой удается проверить различение сходных звуков в том случае, если ребенок знает буквы и умеет написать под диктовку слоги, слова, фразы с указанными звуками, так как нарушения устной речи (иногда даже уже преодоленные) находят то или иное отражение при обучении грамоте. Благодаря этому анализ нарушений письменной речи позволяет глубже выявить все нарушение в целом.

В случае затруднений в овладении грамотой необходимо проверить, как усваивает ребенок навыки чтения и письма в соответствии с программой.

В целях выявления наиболее характерных для каждого обследуемого сложностей в овладении письменной речью необходимо проверить не только навык письма, но и чтения. Так, в отношении чтения определить, как читает ребенок по буквам, слогам или целыми словами, правильно ли он понимает читаемый текст. Проводя письменную работу, логопед учитывает правильность списывания, письмо под диктовку и самостоятельное письмо, анализ ошибок на письме (ошибки на правила правописания, ошибки, искажающие структуру слова, и ошибки фонетического характера).

Материал для обследования письменной речи следует брать в соответствии с учетом этапа обучения ребенка.

Обследование речи логопед проводит в различных видах деятельности ребенка - игре, учебе, наблюдает его в общении с окружающими. В связи с этим удается выявить особенности личности ребенка и его поведения активный или пассивный, собранный, организованный, послушный или неорганизованный, избалованный, устойчив в игре, в работе или легко отвлекается, смелый, легко входит в контакт или боязлив, застенчив, осознает свои речевые затруднения, стесняется их или относится к ним безразлично.

В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи.

Для проведения описанного обследования необходимо иметь хотя бы некоторый минимум пособий несколько наиболее любимых детьми игрушек (мишку, куклу, автобус, автомобиль и т. п.), 2-3 сюжетные картинки с простым, понятным содержанием, серию последовательных картинок, несколько серий предметных картинок, подобранных по различным категориям (одежда, посуда, овощи и т п.); предметные картинки, подобранные по наличию в их названиях проверяемых звуков, наборное полотно, кассу с буквами, 2-3 различных букваря, книги для чтения I, II, III классов, такие, как "Маленькие рассказы" Л Н Толстого, иллюстрированные сказки, несколько игр типа лото, домино.

Логопед должен учитывать, что неудачи школьного обучения создают у ребенка резко отрицательное отношение ко всем пособиям, применяемым в школе (буквари, книги для чтения и т. п.), и что употребление их при обследовании может вызвать отказ от выполнения предъявляемого задания. В таких случаях логопед должен уметь использовать самый разнообразный материал: литературные тексты различной трудности, букварные тексты, но оформленные в виде карточек, табличек и т п

При обследовании детских учреждений (детских садов, школ) применяется так называемое краткое, или ориентировочное, обследование. Оно помогает выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи. При включении детей в работу должно быть проведено полное обследование.

При кратком обследовании ребенку предлагают произнести знакомое стихотворение, предложение, в котором представлены по возможности все наиболее часто неправильно произносимые звуки, например: Старая бабушка вязала шерстяные чулки или Черный щенок сидел на цепи около будки (свистящие, шипящие, звонкие, р, л).

Планирование логопедической работы

При составлении плана логопедической работы каждый пункт плана должен быть обоснован данными обследования.

1 Логопед составляет общий план работы, т. е. намечает этапы работы и раскрывает их содержание.

2. Ближайший этап работы раскрывается более подробно. устанавливаются основные разделы работы, их последовательность, их соотношение между собой

3 Определяются формы работы в виде игры, урока (в связи с возрастом, интеллектом, характером, интересами ребенка).

4. Подбирается речевой материал к каждому занятию с учетом общей характеристики ребенка, состояния его речи, основной задачи каждого занятия

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (младших школьников)

/авт А.Г. Арушанова, Т.М. Юртайкина/

ЦЕЛЬ: определение уровня речевого развития и выработка на этой основе индивидуального подхода к ребенку при решении вопроса о школьной зрелости в области коммуникативного развития.

МАТЕРИАЛ. Игрушки: теремок, ежик, медведь, козленок, деревья (Фигуры настольного театра), собака (мягкая игрушка).

Картинки: лиса, волк, медведь, рысь, лось (животные, названия детенышей которых образуются при помощи суффикса -онок; возможны замены картинок, но при этом названия детенышей животных не должны быть из числа часто употребимых, хорошо знакомых типа "котенок"). Набор предметных картинок с предметами, в названиях которых (в начале, середине и конце слова) есть часто нарушаемые звуки: л, ль, р, рь, с, сь, з, зь, ш, щ, ж, ч, ц, (Можно использовать тот же набор, что и для младших дошкольников, но лучше, чтобы предметы были даны в контексте сюжетной картинки, открытки; тогда старший дошкольник не замечает тестирующий характер заданий и ему интереснее рассматривать картинки.)

ИНСТРУКЦИЯ

Обследование проводится индивидуально.

I.Проверка звукопроизношения.

Взрослый предлагает рассмотреть и назвать картинки, которые он принес Ребенок называет их самостоятельно, либо повторяет названия за взрослым (при неправильном обозначении словом предмета). В том случае, если при знакомстве с ребенком и при первом речевом контакте проверяющий обнаруживает легкость общения и общее впечатление правильной в звуковом отношении речи, он для сокращения времени тестирования может предложить следующую игру со звуками.

Давай с тобой поиграем со звуками и словами. Я буду их произносить, а ты повторяй. Послушай:

ло-ло-ло, на солнышке тепло;

ли-ли-ли, в банке мотыли;

ра-ра-ра, играет детвора;

ри-ри-ри, прилетели снегири;

са-са-са, к нам летит оса;

си-си-си, звери едут на такси,

за-за-за, вот идет коза;

зи-зи-зи, смело тормози;

ша-ша-ша, шубка очень хороша;

ща-ща-ща, нет щетинки у леща;

жук-жук-жук, вылез майский жукча-ча-ча, каша слишком горяча;

цо-цо-цо, снесла курица яйцо.

Послушай историю, которая произошла в лесу (выставляются деревья). Это лес. Идет по лесу медведь и вдруг видит - на полянке козленка. Спрашивает медведь: "Что ты тут делаешь в этом дремучем лесу такой маленький, такой домашний козленок?" - "Я не козленок, я мальчик Петя. Меня заколдовала волшебница. Сказала, пока не отгадаю ее загадки, не расколдует", Поможем козленку отгадать загадки волшебницы? (Речь сопровождается действиями с игрушками. Проверяющий дожидается утвердительного ответа на предложение. В случае легкого эмоционального контакта с ребенком и полной его готовности к общению при проверке звукопроизношения для ускорения обследования этот зачин можно опустить по усмотрению проверяющего).

II. (Словарь)

1. Отгадай загадку: Желтая хозяюшка из лесу пришла,

Всех кур пересчитала и с собою унесла.

2. Вот лиса, давай ее рассмотрим (картинка).

1) Расскажи, какая лиса? (Точные определения.)

2) Что умеет делать лиса? (Глаголы движения. Подсказка: представь себе, лиса целый день в лесу, чем она там занимается?)

3) Лиса от погони не просто убегает, а...? Как сказать по-другому?

Назови слова, близкие по смыслу. (Подбор синонимов. Подсказка: лиса не просто бежит, а мчится, как угорелая... несется; как стрела... .)

4) Вот лиса, волк, медведь; как их назвать одним словом? (Обобщающее наименование.).

III.

(Словообразование. Грамматика)

Рассмотри эти картинки. Вот лиса.

1. Кто детеныш у лисы? А если их много?

2. Кто детеныш у волка (картинка)? Кто детеныши у волка?

3. Кто детеныш у медведя? А если их много?

4. Ы лося детеныш - ... А если их много - ...

5. У рыси детеныш - ... Детеныши - ...

(Словоизменение. Грамматика)

Отгадай еще загадку: Дом сторожит, с хозяином дружит.

Живет под крылечком, хвост колечком,

Правильно. Вот он, пес ПиФ. "Ав, ав! Я пес ПиФ, я умею считать! Вот спроси: ПиФ, ПиФ, сколько у тебя хвостов? - и я отвечу" (от лица персонажа проверяющий обращается к ребенку).

Ну, спроси: "ПиФ, ПиФ, сколько у тебя...хвостов?" А теперь спроси

1) про уши,

2) про брови,

3) про глаза,

4) про нос,

5) про рот,

6) про лапы.

(На каждый вопрос ребенка взрослый отвечает от лица персонажа.)

(Связная речь)

На столе выставляется теремок и ежик (лесная сценка сохраняется).

Проверяющий обращается к ребенку: "Чтобы волшебница расколдовала козленка, сочини свою историю, которая произошла в лесу". (Ребенку дают возможность подумать. После паузы спрашивают: "Придумал?" Если ребенок долго молчит, ему подсказывают начало: "Стоял в лесу... В нем жил... Как-то раз... И т.д.)

Если ребенок самостоятельно составляет творческий рассказ (сказку-импровизацию с элементами творчества или воспроизводит зачин методики, обследование на этом заканчивается. Если рассказывание было совместным, ребенку предлагают рассказать сказку, которую он хорошо знает, например, "Курочку Рябу", "Репку" и т.п. При затруднении дается подсказка в виде начала предложения.

В заключение проверяющий говорит, что ребенок очень хорошо помогал козленочку отгадывать загадки волшебницы, и она его обязательно расколдует, (Детям очень нравится, если появляется кукла-самодеока "Волшебница" и "расколдовывает" козленка - уносит его, чтобы превратить в мальчика Петю.)

ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

1. Звуковая культура речи

1) Устойчивое чистое звукопроизношение.

2) Неустойчивое произнесение отдельных трудных звуков (чистый

Звук встречается, но не во всех позициях, не автоматизирован).

3) Нарушение звукопроизношения.

2. Словарь

1) Правильное выполнение всех заданий (подбор точных определений,

Глаголов движения, обобщающего наименования (животные), синонимов.

2) Справился с 3 заданиями из 4 (не сумел подобрать синоним к слову).

3) Справился с 1-2 заданиями.

3. Грамматика

1) Точное Формо- и словообразование (правильно выполнил все

Задания на образование наименований детенышей животных

Единственном и множественном числе, на образование форм

Родительного падежа множественного числа существительных в

Сценке с Пифом).

2) При выполнении заданий на Формо- и словообразование допустил до

3-х инноваций. (Сюда же относятся образования родительного падежа

Множественного числа от уменьшительно-ласкательных наименований

"носиков", "ротиков" и под. , избегание грамматических трудностей),

3) Более 3 инноваций при наличии правильных ответов, отдельные

Отказы.

4. Связная речь

1) Самостоятельное составление небольшого творческого рассказа

(наличие элементов творчества, импровизации).

2) Самостоятельный пересказ традиционной сказки или зачина

Методики (репродуктивная речь).

Совместное с проверяющим рассказывание творческого рассказа

и/или сказки (отсутствие самостоятельных развернутых высказываний).

ОЦЕНКА

Показатели речевого развития в протоколе упорядочены в нисходящем порядке

(1 - высокий,

2 - средний,

3 - низкий уровень по соответствующему параметру).

Общий показатель развития речи определяется следующим образом.

Высокий- высокие показатели по 3-4 параметрам при наличии среднего.

Средний- средние показатели по 3-4 параметрам.

Низкий- низкие показатели по 3-4 параметрам.

При наличии одновременно высокого, среднего и низкого показателей, либо равном присутствии каких-то двух уровней (2 высоких и 2 средних, 2 высоких и 2 низких и т.п.) общий показатель уровня речевого развития является условным и выводится по усмотрению проверяющего (не даем алгоритма, так как возможно слишком много сочетаний параметров). При выведении условного показателя уровня речи старшего дошкольника, прежде всего, должно быть учтено продвижение ребенка в освоении звукопроизношения (оно должно в основном завершиться к 5 годам) и связной речи (связная речь аккумулирует в себе все достижения языкового развития ребенка; в ней реализуется способность активно использовать словарь, изменять слова в соответствии с грамматическими правилами, точно связывать их по смыслу).

ПРОГНОЗ

Удовлетворительным является высокий и средний уровень развития речи. При выявлении низкого уровня (общего показателя), а также в случае выявления нарушений звукопроизношения (даже при прочих высоких показателях) необходима консультация логопеда.


Логопедическое обследование

В основе логопедического обследования должны лежать общие принципы и методы педагогического обследования: оно должно быть комплексным, целостным и динамическим, но вместе с тем оно должно иметь свое специфическое содержание, направленное на анализ речевого нарушения.

Для каждого речевого нарушения характерен свой комплекс симптомов, причем некоторые из них оказываются основными первичными для каждого нарушения, стержневыми, другие же только дополнительными и лишь вытекающими из основного дефекта, т. е. вторичными.

Методика и приемы проведения обследования должны быть подчинены специфике его содержания.

Комплексность, целостность и динамичность обследования обеспечиваются тем, что исследуются все стороны речи и все ее компоненты, притом на фоне всей личности обследуемого, с учетом данных его развития - как общего, так и речевого - начиная с раннего возраста.

Логопедическое обследование включает следующие пункты:

1. Имя, фамилия, возраст, национальность.

2. Жалобы родителей, воспитателей, учителя.

3. Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).

4. Краткая характеристика ребенка в настоящее время.

5. Слух.

6. Зрение.

7. Реакция ребенка на свои речевые затруднения.

8. Интеллект.

9. Строение органов артикуляции, подвижность их.

10. Речь: а) импрессивная; б) экспрессивная - с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; владеет ли раздернутой речью; в) письменная речь - чтение и письмо.

11. Заключение.

Первые три пункта заполняются со слов матери, воспитателя, учителя, сопровождающих ребенка, и на основании представляемой документации. В случаях обращения взрослого человека указанные разделы заполняются со слов обратившегося.

Краткая характеристика может быть сформулирована со слов родителей (воспитателя, учителя), может быть представлена детским учреждением, направляющим ребенка. Желательно, чтобы в ней были сведения о том, чем интересуется ребенок, как реагирует на свои речевые затруднения.

Данные обследования слуха и зрения желательно заполнить на основании представленных справок от отоларинголога и глазного врача. Если специалистов нет, то логопед должен сам проверить слух и зрение и установить (путем расспросов), в каком возрасте обследуемого отмечалось отклонение от нормы.

Состояние интеллекта - основной фактор при анализе речевого нарушения. Важно выяснить, что стоит на первом плане: тяжелое речевое нарушение, которое задерживает общее развитие ребенка, или умственная отсталость, которая задерживает и искажает речевое развитие.

Данные о строении органов артикуляции логопед получает на основании осмотра ротовой полости. Подвижность артикуляционного аппарата он устанавливает, предлагая ребенку произвести основные движения каждого из органов (губ, языка, мягкого нёба), при этом отмечается свобода и быстрота движения, его плавность и равномерность движения правой и левой стороны (языка, губ, мягкого нёба), а также легкость перехода от одного движения к другому.

Прежде всего логопед должен выявить уровень развития интеллекта ребенка и подробно проанализировать его речь. Для выяснения этих вопросов существуют специальные приемы.

Обследование начинается с беседы. Тему для беседы и пособия, которые логопед будет использовать, он обдумывает и подбирает заблаговременно, учитывая при этом возраст ребенка.

Во время беседы логопед старается установить контакт с обследуемым, а также выявляет, как понимает ребенок его речь, пользуется ли он фразой, правильно ли произносит звуки. Установление контакта и сама беседа помогают логопеду получить представление об общем умственном и речевом развитии ребенка, о некоторых особенностях его личности.

Другим методическим приемом обследования будет активное наблюдение логопеда за ребенком в процессе его деятельности, которую организует логопед, предлагая ему различный материал (игрушки, картинки) и ставя перед ним различные задания игрового и учебного плана. Большое значение имеют задания, связанные с процессами отвлечения и обобщения:

1) разложить ряд последовательных картинок, связанных между собой определенным содержанием, в порядке последовательности изображенных действий или событий; 2) классифицировать предметы (изображенные на картинках) по группам: посуда, мебель, игрушки, овощи, фрукты и т. п.; разложенные на столе картинки с изображением предметов, относящихся к разным группам, нужно рассортировать, объяснить, почему они объединены в одну группу, а затем назвать предметы одним словом.

Можно использовать и более простой прием классификации, который носит название "Четвертый лишний": из четырех предложенных картинок, одна из которых не подходит к остальным, нужно выделить и объяснить, почему она не подходит. Используются и настольные игры, например лото "Кому что надо?", или же картинки с вопросом: "Кому чего не хватает?"

В обеих задачах на классификацию ребенок с отклонением в развитии начинает группировать предметы по случайному, несущественному признаку. Так, он кладет морковь и куклу в одну группу, потому что "морковь и платье куклы красные", или объединяет нож и хлеб, так как ножом режут хлеб, и т. п.

Полноценное понимание речи - необходимая предпосылка для правильного пользования речью и для дальнейшего успешного обучения. Поэтому, приступая к обследованию ребенка, логопед изучает все стороны речи: импрессивную и экспрессивную ее стороны.

Обследуя импрессивную сторону речи (понимание речи), логопед ориентируется на то, как понимает ребенок:

а) названия различных обиходных предметов; б) обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, фрукты, овощи, транспорт и т. п.; в) фразу обиходного характера; г) небольшой рассказанный или прочитанный ему текст. При обследовании понимания речи не следует требовать от ребенка словесного ответа. Достаточно получить его с помощью жеста, отбора нужных картинок, мимикой, отдельными восклицаниями.

При обследовании экспрессивной стороны речи логопед изучает: а) словарь; б) грамматический строй; в) звукопроизношение; г) голос, его темп и плавность.

Наблюдая за речью ребенка, логопед определяет бедность или богатство его словаря. Для определения словарного запаса логопед подбирает необходимый дидактический материал, используя не только предметные картинки, но и сюжетные, которые позволят называть предметы и их действия, качество, положение в пространстве (для выявления употребления предлогов) и тд.

Обследуя словарь ребенка, следует обратить внимание на степень овладения им слоговой структурой слова (наличие сокращений слов вплоть до употребления одного слога из слова, перестановок внутри слова).

При обследовании грамматического строя выявляется характер оформления ответов, употребления фразы (короткие, элементарные, стереотипные или развернутые, свободные), особое внимание обращается на правильное согласование в глагольных и падежных окончаниях, правильность употребления предлогов. Для данного обследования логопед отбирает сюжетные картинки, ответы на которые требуют составления различных видов предложений: простого (Мальчик идет), простого распространенного - с употреблением дополнения прямого (Девочка читает книгу) или косвенного с употреблением предлогов (Книга лежит на столе). Для более глубокого анализа грамматического строя логопед может поставить перед ребенком дополнительные вопросы, требующие употребления единственного и множественного числа прилагательных.

Анализируя ответы детей, логопед обращает внимание на темп речи (слишком быстрый или слишком медленный, монотонность или выразительность речи), плавность или ее нарушение более или менее частыми и тяжелыми запинками - заиканием. При заикании могут отмечаться вспомогательные движения рук, ног, головы.

Для обследования звукопроизношения логопед подбирает предметные картинки так, чтобы в их названия входили проверяемые звуки в начале, середине и конце слов. Если ребенок неправильно произнес звук в слове, логопед предлагает произнести это слово с данным звуком по подражанию, а затем прямые и обратные слоги с этим звуком. Отмечается характер неправильного произношения звука: звук опускается, заменяется другим постоянно или только в некоторых словах, искажается. Если ребенок умеет произнести оба звука изолированно, но все же путает их, следует проверить, различает ли он их по слуху.

Для этого можно проделать следующие виды работ: а) повторить за логопедом сочетания звуков типа та-да и да-та; б) правильно назвать картинки (дом, том); в) правильно указать одну

из названных логопедом картинок, названия которых отличаются только смешиваемыми звуками (например, мишка - миска или крыса - крыша и т п) Со всей полнотой удается проверить различение сходных звуков в том случае, если ребенок знает буквы и умеет написать под диктовку слоги, слова, фразы с указанными звуками, так как нарушения устной речи (иногда даже уже преодоленные) находят то или иное отражение при обучении грамоте. Благодаря этому анализ нарушений письменной речи позволяет глубже выявить все нарушение в целом.

В случае затруднений в овладении грамотой необходимо проверить, как усваивает ребенок навыки чтения и письма в соответствии с программой.

В целях выявления наиболее характерных для каждого обследуемого сложностей в овладении письменной речью необходимо проверить не только навык письма, но и чтения. Так, в отношении чтения определить, как читает ребенок по буквам, слогам или целыми словами, правильно ли он понимает читаемый текст. Проводя письменную работу, логопед учитывает правильность списывания, письмо под диктовку и самостоятельное письмо, анализ ошибок на письме (ошибки на правила правописания, ошибки, искажающие структуру слова, и ошибки фонетического характера).

Материал для обследования письменной речи следует брать в соответствии с учетом этапа обучения ребенка.

Обследование речи логопед проводит в различных видах деятельности ребенка - игре, учебе, наблюдает его в общении с окружающими. В связи с этим удается выявить особенности личности ребенка и его поведения активный или пассивный, собранный, организованный, послушный или неорганизованный, избалованный, устойчив в игре, в работе или легко отвлекается, смелый, легко входит в контакт или боязлив, застенчив, осознает свои речевые затруднения, стесняется их или относится к ним безразлично.

В результате обследование становится всесторонним, комплексным и динамическим и дает возможность не только проанализировать нарушения речи, но и наметить план наиболее эффективной помощи.

Для проведения описанного обследования необходимо иметь хотя бы некоторый минимум пособий несколько наиболее любимых детьми игрушек (мишку, куклу, автобус, автомобиль и т. п.), 2-3 сюжетные картинки с простым, понятным содержанием, серию последовательных картинок, несколько серий предметных картинок, подобранных по различным категориям (одежда, посуда, овощи и т п.); предметные картинки, подобранные по наличию в их названиях проверяемых звуков, наборное полотно, кассу с буквами, 2-3 различных букваря, книги для чтения I, II, III классов, такие, как "Маленькие рассказы" Л Н Толстого, иллюстрированные сказки, несколько игр типа лото, домино.

Логопед должен учитывать, что неудачи школьного обучения создают у ребенка резко отрицательное отношение ко всем пособиям, применяемым в школе (буквари, книги для чтения и т. п.), и что употребление их при обследовании может вызвать отказ от выполнения предъявляемого задания. В таких случаях логопед должен уметь использовать самый разнообразный материал: литературные тексты различной трудности, букварные тексты, но оформленные в виде карточек, табличек и т п

При обследовании детских учреждений (детских садов, школ) применяется так называемое краткое, или ориентировочное, обследование. Оно помогает выявить детей, нуждающихся в логопедической помощи. При включении детей в работу должно быть проведено полное обследование.

При кратком обследовании ребенку предлагают произнести знакомое стихотворение, предложение, в котором представлены по возможности все наиболее часто неправильно произносимые звуки, например. Старая бабушка вязала шерстяные чулки или Черный щенок сидел на цепи около будки (свистящие, шипящие, звонкие, р, л).

Планирование логопедической работы

При составлении плана логопедической работы каждый пункт плана должен быть обоснован данными обследования.

1 Логопед составляет общий план работы, т. е. намечает этапы работы и раскрывает их содержание.

2. Ближайший этап работы раскрывается более подробно. устанавливаются основные разделы работы, их последовательность, их соотношение между собой

3 Определяются формы работы в виде игры, урока (в связи с возрастом, интеллектом, характером, интересами ребенка).

4. Подбирается речевой материал к каждому занятию с учетом общей характеристики ребенка, состояния его речи, основной задачи каждого занятия

Схема логопедического обследования

1. Собеседование начинается с цели посещения, жалоб; родителей и ребенка.

2. Осуществляется ознакомление с педагогической документацией.

3. Выясняется акушерский анамнез и анамнез развития ребенка (моторный, речевой, психический). При этом особое внимание обращают на:

Предречевые вокализации (гуканье, гуление);

Появление и характер лепетной речи, первых слов, фраз;

Качество первых слов, фраз (наличие нарушений слоговой структуры, аграмматизмы, неправильное звукопроизношен ие).

4. Проводится объективное исследование ребенка.

4.1. Устанавливается эмоциональный контакт с ребенком, создаются правильные отношения к обследованию: выявляются интересы ребенка, его любимые занятия, игры, особенности представлений об окружающем.

4.2. Исследуются невербальные функции: изучается психомоторика, используются тесты Озерецкого (пересчет пальцев, проба на пальцевой гнозис по подражанию, по словесной инструкции), устанавливаются наличие персевераций, застревания, соскальзывания, выраженной замедленности.

4.3. Исследуются сукцессивные способности: повтор цифрового ряда в прямом и обратном порядке, звуковых рядов по ритму, ряды по сенсорным эталонам.

4.4. Исследуется предметный гнозис (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами).

4.5. Исследуются буквенный гнозис и праксис (по контуру, по пунктиру, на зашумленном фоне, с недостающими элементами)

4.6. Исследуется мышление (расклад серии сюжетных картинок, выявление причинно-следственных связей, определение уровня смысловой целостности рассказа).

4.7. Исследуется импрессивная речь - понимание связной речи, понимание предложений, понимание различных грамматических форм (предложно-падежных конструкций, Дифференциация единственного и множественного числа существительных, глаголов, дифференциация глаголов с Различными приставками и т. п.), понимание слов (противоположных по значению, близких по значению).

4.8. Исследуются фонематические процессы. При этом проводятся:

♦ фонематический анализ - выделение звука на фон«И слова, выделение звука из слова, определение места звука в слове по отношению к другим звукам, определение количества звуков в слове, дифференциация звуков по противопоставлениям (звонкость-глухость, мягкость-твердость, 1 свистящие-шипящие и т. п.);

♦ фонематический синтез - составление слов из последовательно данных звуков, составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности;

♦ фонематические представления - придумать слово на определенный звук.

4.9. Исследуется экспрессивная речь. При этом проверке подлежат:

♦ строение и подвижность артикуляционного аппарата, оральный праксис. Отмечаются параметры движений - тонус, активность, объем движения, точность выполнения, длительность, замена одного движения другим, добавочные и лишние движения (синкенезии);

♦ состояние звукопроизношения - изолированный вариант, в слогах: открытых, закрытых, со стечением согласных, в словах, в речи, произношение слов различной слоговой структуры. Отмечается сокращение числа слогов, упрощение слогов, уподобление слогов, перестановка слогов;

♦ словарный состав языка - самостоятельное дополнение ребенком тематического ряда, подбор синонимов, антонимов родственных слов, выявление общих категориальных названий.

Отмечаются: соответствие словаря возрастной норме, наличие в словаре глаголов, наречий, прилагательных, местоимений, существительных, точность употребления слов.

При моторной алалии отметить разницу между активным и пассивным словарем; i

♦ грамматический строй речи. Отмечаются: характер употребляемых предложений (однословные, двусловные и более), характер употребления предложно-падежных конструкций, состояние функции словоизменения, преобразование единственного числа существительных во множественное в именительном падеже, образование формы родительного падежа существительных в единственном и множественном числе, согласование с числительными, состояние функции словообразования, образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, образование прилагательных (относительных, качественных, притяжательных), образование названий детенышей животных, образование глаголов с помощью приставок.

4.10. Исследуется состояние связной речи (воспроизведение знакомой сказки, составление рассказа по серии сюжетных картинок и др.): отмечается логическая последовательность в изложении событий, выясняется характер аграмматизма, особенности словаря.

4.11. Исследуются динамические характеристики речи (темп, интонационная выразительность; наличие скандированной речи; запинки, спотыкание, заикание) и особенности голоса (громкий, тихий, слабый, сиплый, хриплый).

5. Анализируется состояние письменной речи.

5.1. Исследуется навык письма (по представленным письменным работам в школьных тетрадях):

♦ выявляются навыки звукового анализа и синтеза;

♦ отмечаются особенности звукового анализа и синтеза;

♦ отмечаются особенности слухоречевой памяти;

♦ проверяются слуховая дифференциация фонем;

♦ проверяется состояние динамического праксиса;

♦ определяется ведущая рука (пробы А. Р. Лурия на ле-ворукость и скрытое левшество);

♦ анализируются разные виды письменной деятельности (списывание, диктант, самостоятельное письмо);

♦ отмечаются особенности почерка;

♦ отмечается характер дисграфических и орфографических ошибок.

5.2. Исследуется навык чтения:

♦ выявляется умение правильно показать печатные и прописные буквы;

♦ отмечается способность правильно называть буквы;

♦ выявляется способность чтения слогов, слов, предложений, текста и отмечается характер допускаемых ошибок (замены, искажения, пропуски, перестановки букв, семантические замены);

♦ отмечается характер чтения (побуквенное, послоговое, слитное, выразительное);

♦ выявляется понимание прочитанного;

♦ отмечается отношение ребенка к чтению (любит или не любит самостоятельно читать).

6. Составляется логопедическое заключение (речевой диагноз: степень и характер нарушения устной и письменной речи.


Анастасия Железнякова

Здравствуйте всем, кто будет читать мой отзыв. Хочется рассказать свои впечатления и результаты от пройденного лечения в центре у Елены Викторовны. Прежде всего расскажу о своей проблеме и как я попала к этому врачу. Мне 32 года. Мой диагноз сложно было поставить, в итоге, через время, было поставлено соматоформное вегетативное расстройство, но первоначальный диагноз- аксональная полинейропатия, только с гиперчувствительностью.

Спасибо детскому клубу «Гармония»

Хотелось сказать детскому клубу «Гармония» и педагогу Юлии Владимировне слова благодарности за развитие нашего ребенка, Тяла Артема. Я, как мама, искренне от всего сердца Вам благодарна за старания и труд, что Вы вложили в развитие Артема. Когда мы обратились в этот клуб, мой сын отставал в развитии и не разговаривал. В течение незначительного периода посещения игровых занятий с педагогом, курса Томатис терапии, наш Артем на глазах стал меняться в лучшую сторону – появился интерес к познавательной деятельности, ребенок заговорил, а через некоторое время стал задавать вопросы…

Данный материал будет полезен в первую очередь начинающим учителям - логопедам, молодым специалистам.

Материал содержит схемы обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста, среднего и старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста, имеющих задержку психического развития.

Схемы состоят из нескольких разделов, включающих в себя: исследование неречевых психических функций, исследование фонетической стороны речи, исследование фонематической стороны речи, исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи, исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи, состояние связной речи, исследование понимания речи и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Схема обследования ребенка раннего и младшего

дошкольного возраста (от 2 до 4 лет)

I. Исследование неречевых психических функций

1. Общие данные, полученные из наблюдения за ребенком в процессе обследования:

А) общительность (легко вступает в контакт, инициативен или пассивен в общении, общение неустойчивое, наблюдается избирательное общение, избирательный негативизм);

Б) особенности внимания (устойчивое, неустойчивое);

В)характер игровой деятельности (манипулирование с предметами, игры с воображаемыми предметами, конструктивные игры, сюжетные игры, сюжетно-ролевые игры);

г) индивидуальные особенности.

2.Состояние слухового внимания:

а)дифференциация звучащих игрушек;

б)определение направления источника звука (звучащей игрушки).

3.Исследование зрительного восприятия:

а)восприятие величины (не соотносит, соотносит, обозначает словом): большой - маленький;

б)восприятие цвета (не соотносит, соотносит, обозначает словом):

2-3 года - красный, синий, желтый, зеленый;

3-4 года - красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый;

в) восприятие формы (с 3 лет):

различение основных геометрических форм (подобрать картинку по образцу: круг, треугольник, квадрат).

4.Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса:

а)ориентировка в пространстве (вверху - внизу, впереди -сзади);

б) складывание разрезных картинок (из 2-3 частей);

в)складывание фигур из палочек по образцу (2-4 палочки).

5.Состояние общей моторики (нормальная моторика; нарушения моторики - моторная напряженность, скованность движений, нескоординированность движений, неловкость и др.).

Для детей от 2 до 3 лет:

  • пройти по дорожке, нанесенной мелом на полу;
  • перешагнуть через препятствие высотой 25-30 см;
  • медленно покружиться на месте;
  • бросить мяч двумя руками от груди, из-за головы;
  • поймать брошенный мяч;
  • подпрыгнуть на двух ногах на месте;
  • выполнить наклоны вперед и в стороны.

Для детей от 3 до 4 лет:

  • пробежать 3-4 раза между двумя линиями, начерченными
    на полу на расстоянии 20-25 см друг от друга;
  • перейти с бега на ходьбу, остановиться по сигналу;
  • пройти по положенному на пол шнуру;
  • прыгнуть в длину с места;
  • переложить предмет (флажок, мячик) из одной руки и другую (над головой, за спиной, перед собой).

6.Состояние ручной моторики (нормальная моторика, нарушения моторики).

В 2-3 года:

  • «покормить» куколку;
  • слепить из пластилина палочку, шарик, баранку;
  • уметь самостоятельно пользоваться ложкой.

В 3-4 года:

  • расстегивать, застегивать пуговицы, уметь держать карандаш;
  • рисовать горизонтальные и вертикальные линии;
  • рисовать круг, тело человека;
  • складывать крупную мозаику.

II. Исследование фонетической стороны речи (определение симптоматики и механизмов нарушений)

Воспроизведение звукоподражаний

Повторить за логопедом:

Кукла плачет: а-а-а. Мышка пищит: и-и-и.

Ребенок плачет: уа. Собака лает: ав.

Поезд гудит: у-у-у. Заблудились в лесу: ау.

Ослик кричит: иа. Кошка мяукает: мяу.

Исследование звуко-слоговой структуры слов (с 3 лет) Повторить за логопедом (отраженно) слова из 1, 2, 3 слогов (отметить максимальное количество слогов правильно воспроизведенных слов).

Состояние звукопроизношения

Гласные [й]

Согласные: свистящие

[б], [п], [м] шипящие

[в], [ф] аффрикаты

[Д], [т], [н] [л], [л"]

[г], [к], [х] [р], [р"]

б)зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов и др.);

в)челюсти;

г)прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный);

д)твердое нёбо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

ж)язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой).

Состояние речевой моторики

1.Состояние мимической мускулатуры (по подражанию):

  • поднять брови вверх («удивиться»);
  • нахмурить брови («рассердиться»);
  • прищурить глаза;
  • надуть щеки («толстячок»);
  • втянуть щеки («худышка»);

2.Состояние артикуляционной моторики (выполнение движений по подражанию):

а)губы - «улыбка» - «трубочка»;

б)язык - широкий, узкий, вверх, вниз, «маятник»;

в)мягкое нёбо - широко открыть рот и зевнуть.
Отметить следующие параметры движений:

б)тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение);

в)объем движений (полный, неполный);

г)способность к переключению от одного движения к другому;

д)замены движений;

е)добавочные и лишние движения (синкинезия);

ж)наличие тремора, гиперсаливации, отклонений кончика языка.

  1. Тип неречевого и речевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное и др.). Объем речевого дыхания (нормальный, недостаточный). Частота речевого дыхания (в норме, учащенное, замедленное). Продолжительность речевого дыхания (в норме, укороченное).

Особенности просодической стороны речи (при наличии фразовой речи):

а)темп (нормальный, быстрый, медленный);

б)ритм (нормальный, аритмия);

в)паузация (правильная, нарушенная - деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки);

г)употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

III. Исследование фонематической стороны речи (с 3 лет)

1.Показать на картинках предметы, называемые логопедом:

стол - стул, косы - козы;

папа - баба, горка - корка;

точка - дочка, миска - мишка.

2.Показать собачку, когда она зарычит: р-р-р (из ряда звуков).

IV. Исследование лексики и грамматического строя импрессивной речи

1.Пассивный словарь :

а)понимание конкретных существительных (обозначающих конкретные понятия, предметы): показать по словесной инструкции логопеда предметы, части предметов, части тела и т.п.;

б)понимание обобщающих слов (с 3 лет): выбрать предметы или картинки по темам «Игрушки», «Посуда», «Одежда»;

в)понимание действий:

  • показать, где девочка спит, играет, рисует, ест и т.д. (на картинках);
  • выполнить поручения по речевой инструкции («Дай куклу», «Покорми куклу», «Посади куклу» и др.).

2.Понимание форм единственного и множественного числа существительных (показать на картинках: чашка - чашки, гриб - грибы, кукла - куклы, мяч - мячи).

  1. Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами на, в, под, за (с 3 лет) («Положи мячик в коробку, на стол, под стол» и т.п.).
  2. Понимание уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных (показать на картинках: дом - домик, ложка - ложечка, мяч - мячик, кукла - куколка).

V. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

  1. Общая характеристика речи (есть речь или отсутствует, лепетная речь, речь отдельными словами, фразовая речь).
  2. Активный словарь:

а)существительные (назвать предметы, картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Семья», «Животные» и т.д.);

б)глагольный словарь (назвать, что делает мальчик, по картинкам: ест, спит, играет, рисует, пьет, гуляет и т.д.);

в)прилагательные (с 3 лет) (назвать по картинкам цвет, величину, вкус и другие качества предметов).

3. Состояние грамматического строя речи (обследуется при наличии фразовой речи):

а)употребление имен существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

стол - столы рука - руки

мяч - мячи шар - шары

кукла - куклы глаз - глаза

б)употребление имен существительных в винительном падеже единственного числа без предлога («Назови, что ты видишь на картинках». - «Вижу мяч, куклу, дом, собаку» и т.д.);

в)употребление имен существительных в родительном падеже единственного числа без предлога (назвать по картинкам):

Это хвост кого? - Лисы. Это сумка кого? - Мамы.

Это машинка кого? - Мальчика. Это уши кого? - Зайца;

г)согласование имен прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (с 3 лет) (назвать цвет предметов: шар - красный, карандаш - синий, машина – красная, чашка - синяя);

д)употребление предложно-падежных конструкций (с 3 лет) предлогами на, в, под, за (назвать местонахождение предметов на картинках или по демонстрации действий с предметами);

Е)употребление существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: как назвать маленький предмет? (по картинкам):
стол - столик ложка - ...

нос - ... кукла - ...

дом - ... кровать - ...

VI. Состояние связной речи (обследуется при наличии фразовой речи)

Логопедическое заключение

Схема обследования ребенка с ЗПР (от 4 до 7 лет)

Общеизвестные разделы, как паспортные данные ребенка, сведения о раннем физическом, психическом и речевом развитии опущены.

I.Исследование неречевых психических функций

1. Слуховое внимание:

а)дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника?»)

б)определение направления источника звука (звучащей игрушки)

2.Восприятие и воспроизведение ритма:

от 4 до 5 лет (из 4 элементов): - -.., -..-, ..- -, -..., ...-

от 5 до 7 лет (из 5 элементов): --..-, -..--, --..., ...--

3.Зрительное восприятие:

а)подбор картинок к данному цветовому фону:

от 4 до 5 лет: белый, черный, красный, желтый, зеленый, синий,

от 5 до 7 лет: кроме основных цветов, розовый, голубой, сиреневый, оранжевый, коричневый,

б)показ основных цветов.

4. Зрительно-пространственный гнозис и праксис:

а) 4-7 лет - показать правую и левую руку, правую и левую ногу,

5-7 лет - показать правый и левый глаз, правое и левое ухо,

6-7 лет - правой рукой показать левый глаз, левой рукой - правое ухо,

б) показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади,

в) складывание разрезанных картинок из 2-4 частей (от 4 до 5 лет), из 5-8 частей (от 5 до 7 лет),

г) складывание фигур из палочек

5. Состояние общей моторики:

Сила движений,

Точность движений,

Темп движений,

Координация движений,

6. Состояние ручной моторики:

Точность движений,

Темп движений.

Синхронность движений правой и левой руки,

Переключение от одного движения к другому.

Задания.

От 4 до 5 лет: «здороваются пальчики правой и левой руки», «здороваются пальчики только правой, только левой руки», мозаика, шнуровка, застегивание пуговиц, раскрашивание, вырезывание.

От 5 до 7 лет дополнительно: - «игра на рояле» (пальцы 1-5, 2-4, 5-1, 4-2, 1-2-3-4-5, 5-4-3-2-1);

Кулак - ладонь - ребро (правой, затем левой рукой);

Чередование движений: правая рука - ладонь, левая рука -кулак, далее - наоборот.

II. Фонетической стороны речи

Состояние звукопроизношения

Характер произношения звуков изолированно, в словах, во фразах.

Анатомическое строение артикуляционного аппарата

Отметить наличие и характер аномалий в строении:

а)губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);

б)зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);

в)челюсти;

г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный прикус);

д) твердое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);

е)мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);

ж)язык (массивный, «географический», маленький, с укороченной подъязычной связкой).

Речевая моторика

1.Состояние мимической мускулатуры.

Задания:

Поднять брови вверх («удивиться»);

Нахмурить брови («рассердиться»);

Прищурить глаза;

Надуть щеки («толстячок»);

Втянуть щеки («худышка»).

(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)

2.Состояние артикуляторной моторики.

Задания:

Губы «Улыбка» - «Трубочка» под счет: до трех (до 5 лет); до пяти (с 5 лет)

а)наличие или отсутствие движений;

б)тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряженный);

в)темп движений (нормальный, быстрый, медленный);

д)объем движений (полный, неполный);

е)точность выполнения;

ж)длительность (способность удерживать губы в заданном положении)

з)замены движения;

и) добавочные и мелкие движения (синкинезия);

Язык :

Широкий - узкий (под счет: 3 раза - до 5 лет), (5 раз -с 5 лет),

Кончик языка поднять, опустить,

-«Маятник»,

-«Качели» (широкий язык на верхнюю губу - на нижнюю губу),

-«Цоканье».

а)наличие или отсутствие движений;

б)тонус;

в)темп;

г)переключение от одного движения к другому;

д)объем движения;

е)точность выполнения;

ж)замены движения;

з)длительность удержания заданного положения;

и) добавочные и лишние движения (синкинезия);

к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка.

Мягкое нёбо

Задание: произнести звук [а] при широко открытом рте.

(Отметить те же параметры движений.)

1.Тип, объем, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха;

а)громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий);

б)наличие или отсутствие носового оттенка;

Особенности динамической стороны речи

1.Темп (нормальный, быстрый, медленный);

2.Ритм;

3.Правильность употребления пауз;

4.Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной).

Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова

1. Изолированные слова:

с 4 до 5 лет:

дом мостик кошка

снег каша капуста

крыша хлеб помидоры

с 5 лет:

помидоры милиционер

сквозняк аквариум

сковорода лекарство

температура простокваша

свисток подснежник
скворечник

2. Предложения (с 5 лет):

Мальчики слепили снеговика.

Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Милиционер ездит на мотоцикле.

Регулировщик стоит на перекрестке.

III.Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи)

1.Повторение слогов с оппозиционными звуками:

с 4 лет:

па-ба па-га

ба-на та-на

ва-та га-да

та-да ка-га

мя-ма ба-ма

с 6 лет:

ба-ба-па са-ша-са

та-да-та жа-за-жа

га-ка-га ча-ша-ча

ба-бя-ба за-са-за

2 . Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых
в произношении.

Показать картинки:

мишка - мышка бочка - почка

уточка - удочка трава - дрова

3. Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:

миска - мишка цветик - Светик

крыса - крыша вечер - ветер

речка - редька косы - козы
челка - щелка

IV .Состояние фонематического анализа и синтеза

С 4 лет:

1.Выделение заданного звука [м] или [р] из слов. По заданию узнать, слышится ли звук [м] (мычание теленка) или звук [р] (моторчик) в словах: мышь, комар, доска, окно, рама, дом, рыба, дрова, стол, шар.

С 5 лет:

2.Выделение ударного гласного в начале слова («Скажи, какой первый звук в слове?»): Аня, аист, осы, утка, Оля, Ира, Инна,улица.

С 6 лет:

  1. Определение первого согласного звука в словах («Скажи, какой 1-й звук в слове»?): мак, дым, трава, кошка, воробей, булка, чашка, щука.
  2. Определение последнего звука в словах: дом, мак, камыш, ключ, танк, муха, барабан, труба.
  3. Определение последовательности звуков в слове («Какие звуки в словах?»): мак, суп, лук, каша, рама.
  4. Определение количества звуков в словах: дом, рак, луна, совы, банан, лампа.

V. Исследование понимания речи (импрессивной речи)

1.Пассивный словарь. (Отметить объем словаря. Точность понимания значении слов.)

  • Покажи, где кукла, стол, стул.
  • Посади куклу, мишку и т.д.

2.Понимание различных грамматических форм словоизменения.

С 4 лет:

2.1. Дифференциация единственного и множественного числа существительных.

Покажи, где:

стол - столы, дом - дома, стул - стулья, дерево - деревья, береза - березы.

2.2.Различение предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, по, под, над, перед, за, около).

Покажи, где ложка: в стакане, на стакане, под стаканом и т. д.

С 5 лет:

2.3.Дифферециация предложно-падежных конструкций с предлогами в - из, на - с, под - из-под:

  • Возьми линейку с пенала, из пенала, из-под пенала.
  • Положи карандаш в пенал, на пенал, под пенал.

3.Дифференциация форм словообразования.

С 5 лет:

3.1.Дифференциация уменьшительно-ласкательных существительных:

Покажи, где: дом - домик, стул - стульчик, одеяло - одеяльце, подушка - подушечка, замок - замочек.

3.2.Дифференциация существительных с суффиксом -инк-:

Покажи, где: виноград - виноградинка, бусы - бусинка,роса - росинка.

3.3.Дифференциация глаголов с различными приставками:
шел, ушел, вошел, вышел, перешел, зашел, отошел.

4.Понимание словосочетаний и простых предложений.

4.1.Словосочетания.

Покажи:

ключом карандаш, ключ карандашом,

где хозяин собаки, где собака хозяина,

дочка мамы, мама дочки.

4.2.Простые распространенные предложения.

Покажи картинку:

Девочка рвет цветы. Девочка играет в мячик. Девочка убирает комнату.

4.3.Вопросительные предложения:

  • Кого ловит девочка?
  • Чем девочка ловит бабочку?
  • Кто ловит бабочку?

С 6 лет:

4.4.Понимание связной речи.

VI. Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи

1. Активный словарь.

1.1.Конкретные существительные.

Предлагается назвать картинки по темам: «Игрушки», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Животные», «Семья», «Мебель» и др. - в соответствии с Программой детского сада.

1.2.Обобщающие понятия.

Назвать одним словом группу предметов.

1.3.Существительные, обозначающие части тела, части предметов.

С 5 лет:

  • Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др.
  • Части одежды: рукав, воротник, пуговица
  • Части предметов мебели: спинка, ножка, сиденье
  • Части автомобиля: дверца, колеса, руль, кабина

С 6 лет:

  • Части тела: локоть, колено, пальцы, ноготь
  • Части предметов одежды: воротник, манжета, петля
  • Части автомобиля: кузов, кабина, фары, мотор
  • Части окна: рама, подоконник, стекло
  1. Название профессий.
  2. Глагольный словарь. Употребление глаголов при ответах на вопросы.

С 5 лет:

  • Что ты делаешь в течение дня?
  • Кто как передвигается?
  • Кто как кричит?

С 6 лет:

  • Кто какие звуки издает?
  • Кто что делает (с использованием названий профессий)?

1.6. Прилагательные.
Название цветов.

С 4 лет:
белый, черный, красный, синий, зеленый

С 5 лет:

коричневый, розовый, голубой, оранжевый

Название формы.

С 5 лет:
круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный.

1.7.Подбор антонимов (с 6 лет ):

добро - зло высокий - ...

горе - ... легкий - ...

друг - ... поднимать - ...

хороший - ... давать - ...

большой - ... покупать - ...
широкий - ...

2. Состояние словоизменения.

С 4 лет:

2.1.Употребление существительных в именительном падеже единственного и множественного числа:

стол - столы дерево -

кукла - окно -

ухо - стул -

слон - воробей -

рукав - пень -

глаз - лев -

рот - сон -

лист -

2.2.Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

  • У меня есть карандаш (кукла)
  • У меня нет
  • Я рисую...
  • Папа пишет....

С 5 лет:

2.3. Употребление формы родительного падежа множественного числа существительных:

Много чего?

шар - шаров дерево - ...

Стол - ... лист - ...

Дом - ... стул - ...

Береза - ... мяч - ...

Чашка - ... ключ - ...

Книга - ... карандаш - ...

2.4. Употребление предложно-падежных конструкций (с предлогами в, на, под, над, за, перед, около).

2.5. Согласование прилагательных с существительными в единственном числе.

Назвать цвет предметов: шар - ..., ведро - ..., платье - ..., машина - ..., ботинок - ...

2.6. Употребление словосочетаний - числительных два и пять с существительными:

дом - два дома, пять домов шар - ...

кукла - ... жук - ...

С 6 лет:

карандаш - два карандаша, пять карандашей

ключ - ... озеро - ...

лев - ... дверь - ...

3. Состояние словообразования.

С 5 лет:

3.1.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Как назвать маленький предмет?

стол - столик кукла - ...

мяч - ... ложка - ...

дом - ... шкаф - ...

кровать - ... миска - ...
береза - ...

С 6 лет:

гриб - грибок воробей - ...

лиса - ... одеяло - ...
лист - ...

3.2.Образование названий детенышей животных.

С 4 лет:

у кошки - котенок у гуся - ...

у утки - ... у лисы - ...

С 5 лет:

у зайца - ... у медведя - ...

у белки - ... у волка - ...

С 6 лет:

у коровы - ... у лошади - ... у собаки - ...

3.3.Образование прилагательных от существительных (с 6 лет ):

Относительных (из чего сделано):

дерево - деревянный резина -

бумага - металл -

солома - снег -

мех - брусника -

пух - черника -

кирпич - шерсть -

Притяжательных (чей? чья? чье?):

сумка мамы - мамина хвост зайца - ...

кофта бабушки - ... лапа медведя - ...

газета папы - ... шерсть волка - ...
нора лисы - ...

3.4.Образование приставочных глаголов (с 6 лет ).
Назвать действия (Что делает мальчик?):

ходит - уходит - входит - выходит - переходит

Бежит - убегает - выбегает - вбегает - перебегает

Летит - ...

3.5.Образование глаголов совершенного вида (с 6 лет )
рисовал - нарисовал

писал - ... делал - ...

VII. Состояние связной речи

Предлагается пересказ (для детей 4-5 лет ), рассказ по серии сюжетных картинок (для детей 6 лет ).

Логопедическое заключение

Схема обследования младшего школьника с ЗПР

Общеизвестные разделы, как паспортные данные ребенка, сведения о раннем физическом, психическом и речевом развитии опущены.

I. Характеристика состояния невербальных психических функций, интеллекта, волевой сферы.

1. Сенсомоторное развитие:

  • латеральная организация, сформированное соматопространственных ощущений (используются задания на выполнение действий с предметами, объяснение схемы собственного тела и тела человека, стоящего напротив; проба Хэда на отраженные действия);
  • характеристика состояния зрительно-пространственного восприятия, конструктивного праксиса; оценивается также состояние оптического анализа и синтеза, зрительного внимания (используются задания на узнавание, дифференциацию и сравнение предметных изображений, в частности в усложненных условиях, например наложенных друг на друга; узнавание цифр, букв; воспроизведение по образцу и по памяти фигур и букв из палочек, составление фигур по образцу из кубиков Кооса);

характеристика состояния ручной и артикуляционной моторики: оценивается координация, динамическая и пространственная организация движений, дифференцированность, графомоторные навыки (используются пробы типа «кулак - ребро - ладонь»; попеременное ритмичное постукивание ладонями; «пересчет пальцев»; воспроизведение по образцу и по памяти различных поз пальцев; воспроизведение на строчке последовательности однотипных графических элементов с чередованием их размера; выполнение единичных и последовательных движений губами и языком);

Характеристика состояния слухомоторной и зрительно-моторной координации, соответствующих реакций; оценивается также состояние внимания (используются задания на воспроизведение ритмических рядов, воспроизведение ряда слогов, графическое отображение воспринятого на слух ритмического ряда; срисовывание графических образцов, букв).

2. Интеллектуальные функции, личностные особенности:

  • характеристика состояния зрительного и слухового внимания: оценивается умение сосредоточиваться, устойчивость, объем, переключение и распределение внимания (используются тест «Лабиринт», «Корректурная проба», нахождение одинаковых фигур, цифр из ряда предложенных; выделение за данного слова в процессе слухового восприятия текста рассказа, ответы на вопросы по прослушанному тексту и др.);
  • характеристика состояния зрительной и слуховой памяти:
    оценивается быстрота, объем, прочность памяти, точность воспроизведения (используются задания на описание картинки по памяти, воспроизведение количества и последовательности увиденных предметов; воспроизведение по памяти сложенного из геометрических фигур узора; повторение ряда цифр; заучивание 10 слов (для детей с ЗПР - 7); запоминание четверостиший и другие задания);
  • характеристика особенностей мышления: оценивается развитость и доминирование видов мышления (образное, вербально-логическое), такие качества мышления, как самостоятельность, активность; понимание причинно-следственных связей; общая осведомленность, в том числе ориентировка ребенка во времени (используются тесты: «Исключение лишнего предмета», «Классификации», «Осведомленность», «Аналогии», «Исключение слов», «Сравнение понятий», понимание рассказов со скрытым смыслом; ориентировка во временах года, времени суток и другие задания и тесты);
  • характеристика способности к саморегуляции в деятельности: оценивается способность ребенка полностью принять задание, следовать инструкции до конца выполнения, не отвлекаться в работе, самостоятельно находить и исправлять ошибки, проверить работу после ее завершения (информативно наблюдение за ребенком в процессе выполнения каких-либо учебных, в частности письменных заданий; можно использовать тест с 5-минутной записью палочек и черточек с чередованием их количества; проведение графических диктантов - рисование узора в тетради в клетку под диктовку педагога);

Характеристика познавательной потребности и мотивов, уровня притязаний, самооценки и волевых качеств; наличие школьной тревожности (информацию можно получить из бесед с ребенком, проводимых в доброжелательном тоне и комфортной эмоциональной атмосфере, в процессе наблюдений за ребенком; можно использовать специальные психологическиеметодики и тесты).

II. Характеристика состояния устной и письменной речи, языковых операций

1 . Устная речь:

  • уровень речевого развития: оценивается речевая активность, коммуникативные навыки, передача в высказываниях причинно-следственных связей и временной последовательности событий, распространенность высказываний, их связность, логичность, особенности лексического оформления речи, грамматическая и орфоэпическая правильность, выразительность (проверяется диалогическая и монологическая речь; используются: беседа, рассказ по серии картинок, по сюжетной
    картинке, рассказ о каком-либо событии по памяти, творческий рассказ на предложенный сюжет);
  • общая характеристика звучания речи: оценивается темп и ритм речи, ее внятность, сила звучания, наличие смысловой выразительности (используются беседа, рассказ);
  • состояние звукопроизношения;
  • способность правильно воспроизводить звукослоговой состав изолированных слов и слов в предложении.

2. Языковые операции:

  • фонематическое восприятие: оценивается слухопроизносительная дифференциация звуков речи, дифференциация на основе слухового восприятия, дифференциация по представлению (используются задания на повторение за педагогом пар слогов и
    слов с оппозиционными звуками; показ называемых парных предметных картинок; раскладывание пар предметных картинок, в названиях которых есть оппозиционные звуки, под соответствующими буквами);
  • актуализация слов, словарная мобильность: оценивается возможность быстро и правильно находить (актуализировать) нужные слова, принадлежащие разным частям речи, а также антонимы, синонимы, служебные слова - предлоги (используются задания, в которых нужно закончить фразу; задания с называнием как можно большего количества слов из определенной тематической группы; называние слов с определенным звуком; окончание слов по первому названному слогу; подбор рифмы к слову; вставление пропущенных в предложениях слов и т. п.);
  • грамматические операции словообразования, словоизменения, построения синтаксических единиц: оценивается способность правильно (устно и письменно) выполнять грамматические задания; характер и степень выраженности аграмматизмов в устной и письменной речи (используются задания, в которых с опорой на образец требуется образовать новое слово от исходного данного; изменить грамматические значения слов, например: число и падеж существительных и прилагательных разного рода, число и время глаголов; используются задания на согласование слов в числе, роде, падеже, на образование словосочетаний и предложений; могут быть информативными задания на оценку и исправление специально подобранных устных и письменных простых предложений, небольших текстов, содержащих неверные грамматические конструкции, морфологические аграмматизмы);
  • языковой анализ и синтез: оценивается доступный уровень и мера освоения операций анализа и синтеза предложений и слов (фонематического и слогового), особенности их реализации (темп, выполнение мысленное или с опорой на проговаривание, используется ли пересчет пальцев или какие-либо другие вспомогательные средства); информативным может быть сопоставление качества устного анализа с записью этих же предложений и слов (используется речевой материал различной степени сложности: предложения с разным количеством коротких и длинных слов, слова с различным количеством звуков, с разной звукослоговой структурой).

3. Письменная речь:

  • чтение: оцениваются способ чтения (побуквенное, послоговое, чтение целыми словами, группами слов); скорость, правильность, наличие смысловой догадки, понимание прочитанного; фиксируются и анализируются затруднения и ошибки (используется речевой материал разной степени сложности с учетом этапа школьного обучения);
  • письмо: оценивается возможность и качество выполнения письменных заданий различной степени сложности (списывание букв, слов, предложений; выполнение слуховых диктантов букв, слов, отдельных предложений, текстов; запись названий предметных картинок, составленного по сюжетной картинке предложения, составленного по сюжетной картинке рассказа; запись специально подобранных, с учетом затруднений ребенка,
    текстов, насыщенных оппозиционными фонемами или буквами, сходными по начертанию). Информативными также являются: списывание и исправление деформированных текстов; сопоставление непосредственно записи слова или предложения с его «печатанием» с помощью букв разрезной азбуки (в случаях выраженных затруднений и при обследовании ребенка на начальном этапе его обучения); проверка идеограммного - непроизвольного письма (имени, фамилии, адреса); сопоставление и анализ записей текста одного и того же диктанта, который был написан ребенком неоднократно и с интервалами во времени, в разное время учебного дня; наблюдение за письмом ребенка, в процессе которого ему оказываются разные виды помощи.
  • способность к саморегуляции и самоконтролю при письме: в ходе наблюдений за процессом записи оценивается, как ребенок включается в работу, как часто отвлекается, одинаков ли темп выполнения задания в процессе работы, замечает ли какие-либо из допущенных ошибок и исправляет их, проверяет ли выполненную работу и с каким результатом; информативным также является сравнение качества записей одного и того же текста, выполненных в разное время; сравнение записи текста, выполненной самостоятельно или с организующей внимание помощью педагога, фиксируется вид эффективной помощи;
  • анализ количества и видов ошибок в разных письменных работах ребенка, при возможности - выделение преобладающего вида.

В каком возрасте можно проводить лого-диагностику?

Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития. Диагностику можно проводить начиная с полутора лет: чем раньше начинается целенаправленная работа с ребенком, тем более полными и эффективными может оказаться коррекция и компенсация нарушений, а в некоторых случаях возможно и предупреждение вторичных нарушений в развитии (например, задержка психических функций).
В нашем центре Вы сможете пройти диагностику за 1 год до поступления ребенка в школу. Логопеды смогут установить уровень развития речи Вашего ребенка, соответствие ее возрастным нормам и способствовать дальнейшему совершенствованию.
Вы, безусловно, заинтересованы в школьных успехах своего ребенка. Но не всегда милый, послушный дошкольник справляется со школьными проблемами. Требования к ребенку, к его речи, поведению в школе резко меняются. Многих трудностей можно избежать, если своевременно обратиться к специалистам. Мы можем помочь Вам в этом. К нам часто обращаются родители школьников. Их дети столкнулись с трудностями при обучении чтению и письму, и отметки совсем не радуют. Вероятнее всего, ребенку нужна помощь логопеда, и с обследованием нельзя затягивать (скрининг нарушения письма может быть проведен специалистом по тетрадям школьника). См. раздел «Школьные трудности» - статья «Странные» ошибки при письме)
При проведении диагностики специалистами нашего центра используются различные методики обследования ребенка, в зависимости от его возраста и индивидуальных особенностей.


В наш Центр ежедневно приходят дети с запросом диагностики, исходящим из различных детских учреждений, столкнувшихся с проблемой увеличения контингента детей, имеющих признаки отставания в психическом развитии в плане готовности к обучению в школе, трудностей адаптации к новым школьным условиям, затруднения в освоении школьной программы.

В последнее время отмечается рост числа детей с минимальными мозговыми дисфункциями, которые приводят к нарушению развития высших психических функций, в том числе и речи. Диагностические исследование таких детей представляет определённые трудности, т.к. у данного контингента детей имеются не только речевые, но коммуникативные и эмоционально-волевые расстройства различной степени выраженности.

Поэтому логопеды в своей работе используют комплексную диагностику , разработанную на основе:

Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны - комплексная диагностика способствует определению специальных коррекционных методов обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей.

Особое значение приобретают комплексные методы диагностики в исследовании нарушений и отклонений в развитии высших психических функций у детей:

  • Устной и письменной речи
  • Особенностей процессов восприятия
  • Внимания
  • Памяти
  • Мышления
  • Пространственного воображения.
Логопедическое обследование включает 2 самостоятельных раздела:
  • «Общая диагностика» (память, внимание, счёт, мышление, эмоции).
  • «Речевая диагностика» (устная речь, чтение, письмо, слухоречевая память).

Комплексное обследование, охватывающее как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, позволяет провести качественную функциональную диагностику и разработать стратегию эффективной направленности коррекции.

Что входит в логопедическое обследование?
  • Диагностика (около 1 часа)
  • Консультация родителей
  • Оформление логопедического заключения
  • Обсуждение с родителями индивидуальной программы сопровождения ребенка
Как проходит логопедическая диагностика?
Логопед проводит обследование состояния речи ребенка по следующим направлениям:
  • произносительная сторона,
  • фонематические процессы (слух и восприятие, звуковой анализ и синтез),
  • словарь,
  • грамматический строй речи,
  • связная речь,
  • артикуляционная моторика (подвижность органов речи),
  • мелкая моторика рук,
  • состояние чтения и письма школьников.

Перед проведением диагностики логопед предложит Вам заполнить анамнез - анкету, в которой родители описывают основные моменты развития ребенка, начиная от рождения, условия его жизни. Заполнить анамнез Вы можете, придя к нам в центр на диагностику. Все полученные данные помогают логопеду понять причину нарушения и спланировать свою работу так, чтобы максимально помочь ребенку.
После проведения диагностики, логопед порекомендует необходимую программу развития Вашего ребенка, учитывающую его речевые, возрастные и индивидуальные психофизиологические особенности.

Какие документы необходимо принести с собой на обследование?
  • Направление из школы.
  • Характеристика на ребёнка от классного руководителя.
  • Справки от специалистов: психоневролог (обязательно), окулист, лор.
  • Тетради с большим объёмом письменных работ школьника (по русскому языку, природоведению, математике, пению и пр.)
Протокол логопедического обследования включает следующие пункты:
  • Имя, фамилия, возраст, дата рождения, домашний адрес, школа, класс.
  • Имена отчества родителей, кем работают, как зовут других членов семьи, проживающих совместно с ребёнком.
  • Жалобы родителей, характеристика воспитателей или учителя.
  • Данные раннего развития: а) общего (кратко); б) речевого (подробно, по периодам).
  • Строение органов артикуляции, подвижность их.
  • Речь: а) импрессивная (понимание речи); б) экспрессивная (владение собственной речью) — с точки зрения фонетики, словаря, грамматического строя; рассказ, пересказ.
  • Состояние вербального интеллекта.
  • Навыки чтения и письма.
Примерные виды заданий логопедического обследования
При обследовании общего развития ребенка необходимо выяснить:
  • понимает ли ребёнок обращённую к нему речь;
  • какими речевыми средствами пользуется он в общении;
  • подражает ли речи взрослого;
  • как отвечает на вопросы (односложно или развёрнутыми фразами);
  • использует ли мимику, жесты.
Обследование номинативного словаря
Обследование грамматических категорий
Обследование связной речи
  • Как тебя зовут?
  • Сколько тебе лет?
  • Кто еще живет с тобой дома?
  • Какая твоя любимая игрушка?
  • С кем ты подружился в детском саду?
Составление рассказа по сюжетной картинке, или серии картинок.
Обследование чтения и письма
  • Чтение текста в соответствии с возрастными нормами.
  • Пересказ прочитанного, понимание скрытого смысла (чему учит басня).
  • Письмо под диктовку.
  • Списывание небольшого текста с открытым концом и завершение его 2-3 предложениями (с 3 класса).
 

Пожалуйста, поделитесь этим материалом в социальных сетях, если он оказался полезен!